Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей

Гульфия Мустафина
Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей

Я, Мустафина Гульфия Вазыховна. Работаю в детском саду №338, воспитателем. Я закончила Казанский педагогический колледж. По специальности работаю 9 лет, имею вторую квалификационную категорию.

Внутренняя жизнь ребенка - неповторимый мир. И я считаю, что именно мы – воспитатели - вносим большой вклад в развитие духовной жизни ребенка и играем важную роль в становлении его как личности. А становление его личности, интеллектуальное развитие ребенка, формирование его характера в целом находится в непосредственной зависимости от общения, в процессе которого язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности.

Совершенствование системы обучения татарскому языку русскоязычных детей остается в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем.

Поэтому тема моей работы: «Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей».

Эпиграфом моей темы хочется представить слова замечательного поэта Габдуллы Тукая:

И туган тел! рвакытта ярдме белн сине,

Кечкендн алашылган шатлыгым, кайгым минем.

«О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья,

С детства стала мне понятно радость и печаль твоя».

Актуальность моей темы состоит в том, чтобы дать возможность русскоязычным детям живущих в Республике Татарстан общаться с детьми татарской национальности в равной степени.

Я работаю во второй младшей группе с воспитанием и обучением на татарском языке. В моей группе воспитываются кроме детей из татарских семей, дети из смешанных семей, а также из русскоязычных семей. Я хочу, чтобы дети и других национальностей полюбили татарский язык и общались на двух государственных языках. Понимаю, что это требует определенных профессиональных навыков и педагогического мастерства. Есть множество способов сделать образовательную деятельность интересным, но самым главным на этом пути, является вера в себя и в свои возможности. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

Целью моей работы является:

Всестороннее социально-личностное, познавательно-речевое обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, изучения татарского языка.

Для достижения своей цели перед собой я ставила такие задачи, как:

1. Формировать интерес к татарскому языку.

2. Формировать желания общаться на татарском языке.

3. Обогащать словарный запас.

4. Развивать познавательный интерес к языковой культуре татарского народа.

5. Формировать личность с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.

Воспитание – дело очень ответственное. Оно вдвойне ответственно, когда речь идёт о воспитании дошкольников. Ведь именно в этот период закладывается основа личности человека. Чтобы понять маленького ребёнка, чему-то его научить, надо очень много уметь, знать, понимать.

И поэтому свою работу я начала с самообразования. Я изучала опыт работы ведущих специалистов в этой области, читала татарскую художественную литературу, изучала историю родного края, параллельно я работала над совершенствованием своего языка, звукопроизношения, обогащала словарный запас, внедряла в свою работу новые информационно- коммуникативные технологии, делилась опытом со своими коллегами.

Изучив массу материала я поняла, что работу надо начинать с создания языковой среды в группе, а именно с общения на татарском языке в различных видах деятельности детей: на прогулке; во время проведения досугов; при ознакомлении детей с татарской детской литературой; во время приема пищи; при пополнении национального уголка. Работа в этом направлении помогла мне достичь более высоких результатов.

В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

В своей работе мне помог народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организовать игровую деятельность.

Создание языковой среды принесли свои плоды: дети стали понимать мою речь на татарском языке. Я могу свободно общаться с детьми, будучи уверенной, что они меня поймут, даже если не могут мне ответить на татарском языке.

Построение языковой среды, понимание детьми татарской речи, помогло мне правильно организовать непосредственно-образовательную деятельность. И начала я с самых простых тем, которые окружают детей в повседневной жизни: “Ягымлы сзлр”, «Минем ем», “Гаил”, “Уенчыклар” и другие.

К 1-му полугодию дети освоили названия игрушек на татарском языке, вежливые слова, дети умеют здороваться и прощаться на татарском языке. Могут назвать членов своей семьи.

В моей работе самое сложное - это взаимосвязь с родителями. В сентябре когда я приняла русскоязычных детей, общение с родителями было довольно напряженным. Направление своих детей в группу с воспитанием и обучением на татарском языке родители восприняли отрицательно. В связи с возникшими трудностями я разработала план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам социально – личностного развития дошкольников, беседы, оформление наглядной агитации, привлечение к участию в досугах и развлечениях, проведение родительских собраний. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы.

Постепенно все родители поняли мои стремления и в настоящее время они относятся положительно к тому, что дети умеют общаться на татарском языке. Особенно старшее поколение. Они приходят и выражают свою благодарность за то, что сохранились традиции, корни татарского языка.

Для достижения результативности в общении с детьми на татарском языке, я изготовила дидактический материал. Так как все занятия сейчас проходят в виде игры, то самое лучшее для закрепления тем - это дидактические игры.

Мною изготовленные дидактические игры – «Нрс артык», “Собери целое”, “Авазларны танып бел”, “Создай узор”, “Бармак” уены, “Чудный бисер”, “Кубики-сказка”, “Бер-куп”, “Чудный сапожок”, “Милли киемнр”, “Собери сказку”.

Цель этих дидактических игр является: развитие звуковой культуры речи, активизация и обогащение словарного запаса детей, согласование частей речи, развитие мелкой моторики рук. Ведь мы с вами знаем о взаимосвязи мелкой моторики с речевым центром головного мозга.

В ходе игры я стараюсь строить диалог между мной и ребенком. В завершении я хочу сказать словами поэта:

«Детский смех

сравниться может с ветром,

С пеньем птиц,

с журчанием воды…

Как прекрасно жить на белом свете

Среди этой чудной детворы!»

Игътибарыгыз чен бик зур рхмт!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей Я работаю воспитателем и хочу предоставить свою презентацию :"ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ"Цель:.

Ура! У меня первая категория! Спешу поделиться с Вами своей радостью! В детском саду воспитателем я работаю всего четыре года. В 2010 году была аттестована на вторую.

Библиотека изображений:
  • Фразеология
  • Фразеология
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Формирование навыков общения на татарском языке у русскоязычных детей
Опубликовано: 8 октября 2013 в 00:12
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...