Лучший педагог года

«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых» — творческий отчет.

Светлана Леонова
«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых» — творческий отчет.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. События последнего времени подтвердили, что коренным образом изменилось общественное сознание на-селения страны, резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.

Публикация «„Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых“ — творческий отчет,» размещена в разделах

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравст-венно-трудового воспитания детей стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить. Решение этих во-просов – единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. На основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. На основе этих первичных обобщений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Мои наблюдения за воспитанниками показали, что не все дошкольники трудолюбивы, многие из них относятся скептически к трудовым поручениям взрослых и воспринимают их, как одну из форм наказания за провинность. Дети слабо знают или не знают совсем о труде взрослых людей различных профессий. У дошкольников не сформированы нравственно-трудовые качества (настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое до логического завершения, уважение к труженикам и бережное отношение к результатам труда). Именно поэтому мной была выбрана тема «Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, через ознакомление их с трудом взрослых».

Я поставила цель:

ребенок, владеющий трудовыми навыками и нравственными качествами личности.

Для реализации цели наметила следующие задачи:

• учить выполнять трудовые действия, необходимые для выполнения трудовых по-ручений;

формировать культуру труда (подготавливать рабочее место, уметь подбирать не-обходимые инструменты и материалы, бережно с ними обращаться);

• развивать настойчивость, целеустремлённость, способность, к преодолению труд-ностей для достижения поставленной цели;

воспитывать интерес к труду взрослых и уважение к человеку-труженику (на при-мере доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);

воспитывать бережное отношение к результатам труда.

В результате их решения планирую получить следующий результат:

Ребё нок:

• владеющий необходимыми трудовыми навыками и умеющей добиваться постав-ленной цели;

• оказывающий посильную помощь при организации совместного труда с взрослым, с интересом включающийся в процесс труда;

• владеющий личностными качествами : самостоятельностью, ответственностью и инициативностью;

• владеющий навыками положительных взаимоотношений (дружбой, взаимопомо-щью, заботой о старших и сверстниках).

Мною были выбраны следующие направления в работе:

• создание предметно-развивающей среды для осуществления трудовых действий детьми;

• чтение, беседы, экскурсии и целевые прогулки для ознакомления воспитанников с трудом взрослых и объяснения его значения;

• организация совместной трудовой деятельности взрослых и детей.

• осуществление взаимодействия со специалистами детского сада по формированию позитивного отношения дошкольников к труду;

• педагогическое просвещение родителей, их вовлечение в воспитательный процесс с целью приобщения детей к труду и воспитания у них правильного отношения к его результатам.

Методологической основой и источником информации работы по формированию нрав-ственно-трудовых качеств ребёнка, через ознакомление с трудом взрослых для меня стали :

«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;

«Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника» автора Л. В. Куцаковой;

«Воспитание дошкольника в труде» под редакцией В. Г. Нечаевой.

С целью разработки и реализации системы по формированию позитивного отношения детей труду, я определила для себя следующий ежегодный пошаговый алгоритм работы и намети-ла мои действия на каждом:

• Первый шаг – предварительный. Он проходит во временном отрезке с мая по сентябрь месяц. Его цель заключается в определении стартовых возможностей воспитанников по трудовому воспитанию и создании условий для реализации по-ставленных задач.

• Второй шаг – технологический. Его временной отрезок включает в себя август и сентябрь месяц, в течение которых разрабатывается методическое обеспечение по выбранному направлению работы.

• Третий шаг – внедренческий. Он длится в период с сентября по май и направлен на поэтапное внедрение перспективного плана по работе с воспитанниками, взаи-модействию с родителями и специалистами.

• Четвёртый шаг – аналитический. Его временной отрезок – май. Здесь определя-ется уровень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников по данному направлению, а также анализ проведенных мероприятий и собственной деятельности.

Свою работу я начала с создания предметно развивающей среды, которая способствова-ла бы ознакомлению воспитанников с трудом взрослых и созидательной трудовой деятельности детей в группе и на участке детского сада.

С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях их трудовой деятельности, мною пополнен книжный уголок, в котором размещены иллюстратив-ный материал, подборки книг, фотоальбомов, книжек-самоделок, созданных детьми и их родите-лями.

Оборудованный в группе уголок природы, включает в себя необходимый инвентарь по уходу за растениями и обитателями живого уголка. Также здесь хранится собранный детьми и ро-дителями природный материал, который необходим нам для совместной продуктивной деятельности по ручному труду. Для работы в летний период на территории детского сада, отведены две грядки на огороде для совместной трудовой деятельности по посадке овощных культур и уходу за ними, а также клумба для выращивания цветущих растений.

Зона для сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие, используемые взрослыми в процессе труда. Эта зо-на важна и необходима, потому что именно в игре, в специально созданных условиях, дошкольники воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Этот опыт в дальнейшем поможет им во взрослой жизни.

В группе отведено место для дидактических игр, среди которых много игр по ознакомле-нию детей с трудом взрослых (профессиями, орудиями труда (инструментами, трудовыми дейст-виями необходимых для той или иной деятельности. Это «Оденем кукол на прогулку», «Что лиш-нее?», «Кукла заболела», «Принимайся за обед», «Что изменилось?» и др. Их использование в работе позволяет закрепить знания детей об особенностях труда взрослых разных профессий, об инструментах и оборудовании так необходимых взрослым для осуществления трудовых действий. Кроме этого названные дидактические игры способствуют развитию познавательного интереса воспитанников и формированию их нравственно-трудовых качеств.

Уголок изодеятельности наполнен раскрасками разной тематики: «Инструменты», «Посу-да», «Транспорт», «Овощи», «Времена года», трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках, создавать отдельные предме-ты с помощью пластилина. Это способствует углублению представлений о труде взрослых и вос-питанию положительного отношения к человеку-труженику.

Оформленный уголок дежурства помогает привлекать ребёнка к выполнению трудовых поручений, имеющих общественную значимость для коллектива, что, в свою очередь, способству-ет нравственному воспитанию дошкольников.

Важно отметить, что в рамках реализации приоритетного направления работы нашего до-школьного учреждения по приобщению воспитанников к быту и народным традициям, мною уделяется должное внимание народному творчеству во всём его многообразии. Трудно представить быт русского народа без трудовой деятельности. Всю жизнь крестьян на Руси сопровождал труд. Именно поэтому устное народное творчество посвящено труду, и благодаря этому, воспитывая у своих детей интерес и желание к труду, формируя нравственно-трудовые ка-чества воспитанников, я использую в работе с детьми потешки, заклички, сказки, загадки, песни, пословицы, поговорки, народные приметы. Все они оформлены мною и успешно применяются в работе.

Уголок театрализованной деятельности, с различными видами театра, помогает дошко-льникам выполнить имитационные трудовые действия, проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок, потешек. А сказочные герои, как известно, постоянно выполня-ют определенные трудовые действия, так как их создавал трудовой народ.

Таким образом, предметно-развивающая среда была создана и способствует созидательной трудовой деятельности воспитанников.

Для начала работы мною был выявлен уровень сформированности трудовых навыков воспитанников по диагностической методике авторов Н. С. Голициной и А. В. Куцаковой, кото-рый включает в себя такие параметры, как:

• интерес к труду;

• навыки совместной деятельности;

• уровень самостоятельности в труде;

• уровень воспитанности;

• чувство общественного долга.

Полученные результаты позволили произвести качественный и количественный отбор ин-формации для дальнейшей работы с детьми, учитывая их возрастные и индивидуальнее особенно-сти.

Для решения поставленных задач мною определены пути их реализации:

• Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения;

• Второй путь – непосредственная организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых.

Также обозначены и основные формы организации самостоятельного труда ребенка и тру-да детей со взрослым. Это:

• поручения, которые способствуют формированию у детей интереса к труду и чув-ства ответственности за порученное дело;

• дежурства, которые воспитывают у детей ответственность, заботу, а также пони-мание необходимости своей работы для всех;

• коллективная трудовая деятельность, что позволяет сформировать у детей уме-ние трудиться в коллективе, помогать сверстникам и взрослым.

В работе с воспитанниками я использую разнообразные методы, которые позволяют сде-лать работу наиболее интересной. Среди них

• Наглядные (живые образы, к которым относятся:

экскурсии

наблюдения

дидактические пособия

рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

просмотр видеозаписей

• Словесные, которые включают:

художественное слово

рассказ воспитателя

беседы

малые фольклорные формы

проблемные ситуации

высказывания и сообщения

• Практические – это:

трудовые поручения

обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

игровые обучающие ситуации

сюжетно-ролевые игры

• Игровые, к которым относятся:

дидактические игры

игровые упражнения

игры с правилами

словесные игры

игры-воображения

игры-шутки

сюжетно-ролевые игры

сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

показ

объяснение

обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

обсуждение труда и его результатов

оценка

Трудовая деятельность дошкольников имеет несколько иное значение, отличное от труда взрослых. Его особенность – это связь детского труда с игрой, его ценность в формировании нравственных качеств детей. Учитывая эту особенность, выделены следующие компоненты детской трудовой деятельности :

• умение ставить цель

• умение планировать работу

• умение достигать результата

• умение оценивать

Исходя из изложенного выше, я определила задачи работы с детьми на каждом возрастном этапе, выбрала наиболее эффективные формы и методы для каждого возраста, а также разработала перспективное планирование для решения поставленных задач. Расскажу подробно о работе с воспитанниками в зависимости от возрастной группы.

Во второй младшей группе, исходя из результатов диагностики и личных наблюдений за детьми, я определила, что дети с интересом наблюдают за трудом взрослого, но трудовые навыки ещё не сформированы как самостоятельная деятельность ни в сознании, ни в поведении детей. Их трудовой процесс не отличается от их поведения в игре. Поэтому я наметила для себя основные задачи для этого возраста:

формировать у ребёнка интерес к труду взрослого, вовлекая его в совместную тру-довую деятельность;

• развивать эмоционально-положительное отношение к труду;

воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к окружающим.

Работа по их реализации с дошкольниками четвёртого года жизни потребовала от меня особых способов взаимодействия с ними. Это:

• использование приёмов, вызывающих эмоциональный настрой малышей

• подкрепление действий взрослого своим словесным пояснением

• мягкое доброжелательное общение

• медленная выразительная речь, многократное повторение

• создание в любом виде деятельности, особенно в игре, мною образца для подра-жания

• и самое главное, использование частой похвалы в адрес малышей.

При таком подходе у моих воспитанников не было случаев отказа от предложений потру-диться, а иногда они сами просили дать им какое-либо поручение. Наглядный образ воспитателя и няни в группе способствовал этому. А, учитывая возрастные особенности, все полученные навыки отрабатывались в игре, т. к. дети четвёртого года жизни склонны к подражанию.

Работая с детьми, я пришла к твё рдому убеждению: пробуждая любознательность, инте-рес к деятельности взрослых, я способствовала выработке положительного отношения и уважения детей не только к своему труду, но и к их труду тоже. Для работы с детьми этой возрастной груп-пой, я определила следующие приоритеты:

Наблюдения:

за трудом сотрудников детского сада,

экскурсии по детскому саду, к месту труда сотрудников;

• Виды трудовой деятельности :

самообслуживание;

хозяйственно-бытовой

труд в природе

совместный труд со взрослым

Беседы и художественное слово:

рассказы о труде сотрудников детского сада;

рассказы об инструментах;

поэтические произведения;

малые фольклорные формы

Игровые обучающие ситуации:

с игрушками-аналогами;

с литературными персонажами

Например, чтобы научить детей видеть направленность труда на достижение результата, я при организации наблюдений за работой взрослых, использовала ситуации, когда у детей появляется потребность в предметах, которых не оказалось в наличии. Например, у новой куклы, которую дети хотят взять на прогулку, не оказалось шапочки, значит, ее нельзя взять с собой, она озябнет. Такая «проблемная» ситуация направляла внимание детей на поиск нужного предмета. Создавался нужный предмет в присутствии детей (в данном случае шить шапочку, ко-торой нет, и потребность в которой выявлена). Ожидание появления нужного предмета вызывало у детей активную направленность внимания на результат труда, ожидание этого результата, что позволяло связать трудовой процесс с его результатом – получением нужного предмета. Затем использовали созданную на глазах у детей вещь в соответствии с ее назначением и потребностями детей (кукле надели шапочку, кукле тепло, и дети могут взять ее на прогулку). У малышей появилось бережное отношение к созданным предметам, которое они часто высказывали: «Я не буду бросать шапочку». Дети четырёх лет начинали наблюдать трудовой процесс по своей инициативе, стремились дождаться результата, спрашивали, что получится. Освоение знаний о результатах труда, представленных вещественным продуктом, – посильная задача для детей младшего возраста. Эти знания оказались важными для формирования интереса к труду, бережного отношения к его результатам.

Накопленные дошкольниками представления способствовали обобщению трудовых про-цессов в определенный вид труда, который выполняет человек одной профессии, и на этой основе у детей сформировались более общие представления о труде этого человека. (Няня моет посуду, пол, накрывает на столы, помогает детям одеваться на прогулку и т. д. ; повар варит суп, делает котлеты, пирожки, варит кисель, делает салаты и т. п. ; шоферы привозят в нужные места разные вещи или людей).

Также обобщились представления о результатах труда, получаемых в разнообразных тру-довых процессах, об их значении. На этой основе сформировались более общие представления о ценности вида деятельности человека данной профессии.

Решить поставленные задачи в младшей группе мне помогли организованные для ребят на-блюдения за разными трудовыми процессами одного вида труда с акцентом на результат. Напри-мер, мы наблюдали, как повара на кухне готовят салат, стряпают и пекут булочки, варят компот, и что из этого получается. Усвоению знаний способствовала повторность проводимых наблюдений, которые позволили сформировать у воспитанников отчетливые знания о процессе достижения результатов труда и их значимости. Кроме этого я проводила игры-занятия, повторяющие тот или иной труд. Например, «Вымоем куклам посуду» «Наведем порядок в комнате», «Сготовим вкусный обед» и др. Постоянно организовывала обобщающие беседы с широким использованием наглядности, что позволило детям узнавать и называть предметы труда, инструменты, определять и называть профессии людей, в которых они могут использоваться.

В средней группе задачи работы с воспитанниками усложнились. Они сформулированы следующим образом :

• дать детям конкретные представления о труде взрослых, об общественной значи-мости их труда;

• знакомить детей с процессом работы людей различных профессий, их трудовыми действиями, с результатами и качеством труда, с назначением оборудования, тех-ники, инструментов, необходимых для работы в той или иной профессии;

• развивать стремление отражать в изобразительной деятельности знания о труде взрослых;

• способствовать развитию наблюдательности, умения отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.

• углублять интерес к труду людей (это выражается в возникающем у детей желании принять участие в труде, в появлении игр в «няню», «повара», «дворника», поддерживать в детях желание подражать взрослым;

• способствовать развитию активности в процессе трудовой деятельности;

воспитывать в детях, на примерах труда взрослых, дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства, уважение друг к другу, к результатам труда.

Усложнение задач потребовало от меня усложнения содержания работы с воспитанниками. Больше внимания стала уделять наблюдениям за трудом сотрудников детского сада. Они расширились и теперь в них присутствует непосредственно общение детей с людьми труда, более близкое знакомство с орудиями и трудовыми действиями, возможность участия в труде самих детей. В среднем возрасте мною стали организовываться экскурсии не только по детскому саду, но и добавились экскурсии за пределы детского сада. Под впечатлением экскурсий содержание игр детей обогатилось новым содержанием, дети отражают не только функциональную часть труда, но подражают и взаимоотношениям взрослых, стараются повторять жесты, манеру общения. Кроме этого организовала наблюдения за такими видами труда, которые дошкольники могу только наблюдать, а сами к нему не подключатся (труд водителя, строителя и др.). В таких случаях «приближение» детей к взрослому происходило как «Встречи с интересными людьми».

В беседы добавились новые темы: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «О труде лю-дей транспортных профессий» и др. Здесь особое внимание уделяется рассказам детей о труде своих родителей. Вместе с ними изготовлены альбомы о профессиях их родителей (что они дела-ют и где работают, а самое главное во всей этой работе – это отношение дошкольников к труду родителей, желание стать, такими же, как папа или мама.

Игровые обучающие ситуации остаются основным приёмом при формировании у детей интереса к труду взрослого и вообще к труду. Они развивают познавательный интерес детей и желание самому воспроизвести действия в игре, так как в среднем возрасте ребенок ещё мал и хо-чет много играть.

В трудовой деятельности основным видом является труд по самообслуживанию, я предоставляю детям больше самостоятельности и использую игровые приёмы. Значительное место в среднем возрасте начинает занимать коллективный труд, где основной формой организации являются поручения, они позволяют мне систематически привлекать детей к разнообразной трудовой деятельности и объединять нескольких детей в общем труде. С начала года дети начинают дежурить по столовой, а со второй половины года вводятся дежурства по подготовке учебного и игрового материала к занятиям, дежурство в уголке природы. Не малое значение, я уделяю привлечению детей к анализу результатов труда, т. е. объективной оценки деятельности детей, что отражается в уголке дежурства.

Расширилась продуктивная творческая деятельность дошкольников, теперь я вместе с детьми и при участии родителей занялась изготовлением поделок из собранного природного материала, рисованием некоторых сюжетных ситуаций как коллективных, так и индивиду-альных. Эта работа нравится и детям, и родителям, потому что поделки, рисунки – это результат развития нравственных и трудовых качеств.

Всю работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанников, через озна-комление их с трудом взрослых, я провожу тесном контакте со специалистами дошкольного учре-ждения:

Воспитатель по экологии :

• даёт знания о природе, животном мире;

• обучает практическим навыкам трудовой деятельности за объектами природы;

• участвует в проведении экскурсий, целевых прогулок,

• проводит акции, организует работу по проектам в детском саду;

воспитывает позитивное созидательное отношение к окружающей природе.

Музыкальный руководитель:

• знакомит и проводит календарно обрядовые праздники;

• разучивает р. н. песни о труде и трудовых действиях;

• знакомит с народными обычаями

• организует театрализованные представления с трудовыми действиями

воспитывает творческие способности и дружеские взаимоотношения.

Учитель – логопед:

• уделяет внимание формированию понимания и использования в активной речи ма-лых фольклорных форм – метафор, сравнений, эпитетов, пословиц, образных выра-жений, поговорок, загадок и других.

• систематизирует и обобщает знания по темам,

• содействует обогащению словаря, классификации слов на группы,

• корректирует речевые нарушения у детей.

Педагог-психолог

• использует для проведения занятий фольклорный материал.

• способствует усвоению материала по приобщению воспитанников к быту, ремеслу, народным традициям через развитие познавательных психических процессов.

• систематизирует и обобщает знания по темам о труде взрослых, орудиях труда.

Невозможно мою работу представить без помощи родителей, т. к. только в семье есть бла-гоприятные предпосылки по формированию у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ощутимость результатов этого труда, систематиче-ское участие в этом труде совместно с взрослым. Ведь труд вместе с родителями доставляет ре-бёнку радость. Для взаимодействия с родителями я использую разнообразные формы :

• консультации

• папки – передвижки

• родительские собрания

• фотосессии

• домашние задания

• развлечения

«Встречи с интересными людьми»

• Рубрика «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

«День открытых дверей»

• Выставки поделок.

Чтобы держать родителей в курсе событий, постоянно информирую родителей о проделан-ной работе, знакомлю с предстоящими мероприятиями и подготовке к ним, провожу педагогиче-ское просвещение, с целью предъявления единых требований к детям со стороны детского сада и семьи.

Свою работу с воспитанниками я строю исходя из интересов детей, с учётом индивидуаль-ных особенностей и уровня развития ребёнка. В соответствии с результатами диагностики я про-думываю дифференцированные задания для детей, что обеспечивает заинтересованность всех воспитанников в выполнении заданий.

Результаты диагностики отражают положительную динамику уровня сформированности трудового воспитания воспитанников моей группы.

Работа над темой «Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников, че-рез ознакомление их с трудом взрослых», даёт свои положительные результаты. Наши дети ста-ли более самостоятельны, аккуратны, бережно относятся к вещам, у них развивается чувство взаимопомощи, дружелюбия, в целом они проявляют положительное отношение к труду и уваже-ния к труду взрослых.

В дальнейшем я наметила для себя следующие перспективы:

• Продолжить работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанни-ков, через ознакомление их с трудом взрослых;

• Использовать все известные формы и методы, для сформированности навыков кол-лективной трудовой деятельности;

• Создание благоприятной атмосферы проявления личности каждого ребёнка и для её становления, ярче раскрывать склонности, умения, стремления и активности каждо-го ребёнка;

Ознакомление детей с трудом русского народа в старину (кузнец, пахарь, ткачиха, рукодельница, бондарь и др.)

• Продолжить работу по формированию нравственно-трудовых качеств воспитанни-ков, через ознакомление их с трудом взрослых;

• Использовать все известные формы и методы, для сформированности навыков кол-лективной трудовой деятельности;

• Создание благоприятной атмосферы проявления личности каждого ребёнка и для её становления, ярче раскрывать склонности, умения, стремления и активности каждо-го ребёнка;

Ознакомление детей с трудом русского народа в старину (кузнец, пахарь, ткачиха, рукодельница, бондарь и др.)

Используемый материал:

1. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

2. Дошкольник и экономика. Программа. / А. Д. Шатова – М. : МИПКРО, 1996.

3. Дошкольник и рукотворный мир. Пед. технология. / М. В. Крулехт. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.

4. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л. В. Куцакова. – М. : Совершенство,1999.

7. Программа «Юный эколог» / Николаева С. Н. // В кн. : Юный эколог: Программа

и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998.

1. Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / Р. С. Буре. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.

2. Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. / Под редакцией Р. С. Буре. – М. : Просвещение,1987.

3. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М. : Просвещение, 1974, 1980, 1983.

4. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Учебное пособие для пед. институтов. / Д. В. Сергеева. – М. : Просвещение, 1987.

5. Учите детей трудиться. / Р. С. Буре, Г. Н. Година. – М., 1983.

6. Воспитатель и дети. Учебное пособие. Глава «Растим самостоятельных и инициативных». / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М. : Ювента, 2001.

7. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Глава 7 «Роль взрослого человека в процессе приобщения детей к социальной действительности». Учебное пособие. / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998.

8. Нравственно-трудовое вогспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л. В. Куцакова. – М. : Владос, 2003.

9. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. / А. Д. Шатова. – М: Пед. общество России, 2005.

10. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Глава 7 «Роль взрослого человека в процессе приобщения детей к социальной действительности». Учебное пособие. / С. А. Козлова 11. Культура поведения за столом. Глава «Мы с Вовой дежурим по столовой». / В. Г. Алямовская, К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. - М. : Ижица, 2004.

12. Трудовое воспитание детей. Учебное пособие. / В. И. Логинова. – Ленинград, 1974.

13. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Главы: «Воспитание положительного отношения к труду» Година Г. Н., «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду» Шатова А. Д. / Под ред. Виноградовой А. М. – М. : Просвещение, 1989.

14. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей /

Л. В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.

15. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).

16. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О. В. Дыбина. –

М: Сфера, 2001.

17. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З. А. Богатеева. – М. : Просвещение, 1992.

18. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. Сценарии игр-занятий. / Под

ред. О. В. Дыбиной. – М: Сфера, 2003.

19. Конструирование из природного материала. / Л. А. Парамонова. – М: Карапуз.

20. Кукольный домик (детское рукоделие). / Л. В. Пантелеева. – М: Карапуз, 2005.

21. Печворк (аппликация и поделки из лоскутков)./ Л. В. Пантелеева. – М: Карапуз.

22. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я-человек». К. П. Нефёдова. – М: Школьная пресса, 2008.

23. Лото «Кем быть?». Игра для детей 5-7 лет. – М. : ОАО» Московский комбинат игрушек», 1999.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в условиях с. р. ц. В нашей стране последние время особое внимание уделяется проблемам духовно-нравственному воспитанию детей. Дети – это будущее нашей страны.

Родительское собрание. «Моя семья», 1 младшая группа В этом 2012году (а именно 09 января) президент России Д. А. Медведев издал приказ о проведении в 2012году в Российской Федерации Год российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование нравственно-трудовых качеств воспитанников через ознакомление их с трудом взрослых» — творческий отчет.
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 18:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД