Лучший педагог года

Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста

наталья викторова
Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста

«Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста».

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, привычки экологически грамотно взаимодействовать с природой. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития: физического, интеллектуального, духовного и т. д. Во время общения с природой мир человека обогащается духовно, он становится мягче, добрее, расширяется его кругозор.

Публикация «Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование ценностного отношения к природе должно начинаться с раннего возраста и продолжатся на протяжении всей жизни человека.

Исходя из вышеизложенного я поставила перед собой

Цель: Воспитание ценностного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста через формирование начал экологической культуры.

Для реализации цели я наметила перед собой следующие задачи:

1. Сформировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливая простейшие связи между ними.

2. Развивать эстетическое восприятие, наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы.

3. Воспитывать у детей любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Для решения выше изложенных задач определила следующие формы и методы организации детской деятельности:

Свою работу я начала с обогащения предметно-пространственной развивающей среды в группе. Создавая экологическое пространство в группе, я опиралась на опыт работы Т. А. Серебряковой, С. В. Тиманиной и придерживалась следующих требований:

1. Эмоциональная привлекательность предметов, материалов, оборудования.

2. Направленность предметно – пространственной среды на формирование активности детей в разных видах и формах деятельности.

3. Направленность на оптимальное развитие задатков и способностей каждого ребенка.

4. Обеспечение каждому ребенку свободы выбора пособий, материалов.

5. Обеспечение доступности материалов и пособий интеллектуально и физически.

6. Целесообразность предметов и материалов.

Экологическое пространство в группе я создавала с учетом возрастных особенностей детей, так как дети среднего дошкольного возраста отличаются эмоциональной отзывчивостью, активностью и любознательностью.

Для формирования элементарных представлений об основных свойствах растений – как живых организмах, способах дифференцированного ухода за комнатными растениями в уголке природы поместила 6 комнатных растений: аспарагус, аспедистру, бальзамин, бегонию вечноцветущую, бегонию крапчатую, фикус.

Календарь природы позволил детям при помощи воспитателя и самостоятельно детально фиксировать природные явления, процессы, изменения, которые они наблюдали на прогулке.

Для усиления работы по формированию у детей навыков исследовательской деятельности в уголке природы мной была создана зона опытнической деятельности. Она включает в себя различные пособия, инструменты, обеспечивающие детям успех в экспериментирование: чашечки, тряпочки, баночки, лупы и т. п.

В уголке природы я разместила : модели, многочисленные дидактические картинки и игры экологического содержания, художественная литература о природе и ее объектах, разнообразные раскраски, альбомы, дидактический материал природоведческого характера, а так же инструментарий по уходу за растениями: лейки, тряпочки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

Для творческого экспериментирования в уголке природы я поместила разнообразный природный материал : камешки, семена и т. п., сопутствующие материалы – бумагу, пластилин, карандаши и т. п.

Все оборудование в свободном доступе для детей, эстетически и гигиенически привлекательное.

Формирование основ ценносного отношение к природе у детей осуществлялось поэтапно:

1этап «Ознакомительный» - уточнение и систематизация знаний детей о мире природы и выявление умений по уходу за объектами природы.

На этом этапе я предлагала детям разнообразные игры-задания («Когда это бывает?», «Кто это?»). С детьми рассматривала дидактический материал и картины природоведческого характера, проводила беседы об увиденном в процессе наблюдений за объектами природы, создавала проблемные ситуации. Дети наблюдали за работой воспитателя в уголке природы и на огороде. Широко использовала художественное слово для восприятия красоты природы (загадки, пословицы, потешки, стихи, рассказы, сказки).

2 этап «Познавательный» - формирование основ ценностного отношения к миру природы и развития познавательных умений.

Все экологические темы я разбила на блоки, в которых поставленные задачи изучались более углубленно и подробнее и интегрируются со всеми видами деятельности.

На этом этапе основным методом являлось наблюдение. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии. Каждодневные наблюдения приучают детей приглядываться, подмечать ее особенности, развивая у детей наблюдательность. Наблюдения является неисчерпаемым источником эстетических восприятий и эмоционального воздействия на детей. В течение всей работы я проводила наблюдения как с одним ребенком, так и с группой детей или со всей детьми вместе; эпизодические (за дождем, снегопадом, листопадом, прилетевшей птицей и т. п.) и длительные (за рыбками в аквариуме, за комнатными растениями и т. п.). В ходе наблюдений я предлагала детям выполнять несложные трудовые поручения (полей цветок, покорми черепах, собери листочки и т. п.). Постепенно дети начинали понимать некоторые связи и отношения между объектами природы (почему осенью стало холоднее; почему растение вянет и т. п.). После многочисленных наблюдений мы с детьми ходили на экскурсии в лес, парк, зоопарк.

Далее я организовывала тематические занятия («Кто живет в лесу?», «Зимуш ка-зима» и т. п.). Занятия позволяли обобщить знания детей о природе. Занятия давали мне возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми я использовала разнообразные рассказы о природе, беседы, чтение художественных произведений (Е. Чарушина, В. Бианки, В. Зотова, М. Пришвина и т. п.). Рассказывая детям, беседуя с ними, читая художественную литературу о природе, я всегда использовала разнообразные дидактические картины (деревья, цветы, насекомые и т. п., сюжетные картины (Как дети спасали птиц, животные леса в разные времена года и т. п., иллюстрации к художественным произведениям, репродукции известных художников (А. К. Саврасов «Грачи прилетели», К. Ф. Юон «Мартовское солнце» и т. п.).

Особое место в работе с детьми я отвела демонстрации моделей. Моделирование позволяет обеспечить успешнее усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, с детьми проводила простейшие опыты (необходимость воды для растения; почему тает снег и т. п.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, песка и т. п.). Благодаря опытам у детей развивался интерес к изучению мира природы.

На прогулках, на занятиях, в повседневной жизни мы с детьми постоянно играли в дидактические, подвижные, творческие игры природоведческого характера. С помощью игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

3 этап «Практический» - Овладение умениями ухода за живыми существами в совместной и самостоятельной деятельности детей.

На этом этапе большое значение имел труд в природе. В процессе труда детей в уголке природы и на огороде, я старалась воспитать любовь и бережное отношение к ней. У детей стал развиваться интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к природе. Во время труда детей в природе, я знакомила их со свойствами и качествами объектов природы. Трудясь, дети на практике усваивали зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей

Особо эффективными на данном этапе оказались следующие формы и методы работы с детьми: самостоятельное использование дидактических, настольно – печатных, подвижных, творческих игр; обращение к прошлому опыту; самостоятельное пользование художественной литературой о природе; самостоятельное рисование, лепка, аппликация, разукрашивание книжек раскрасок по теме; конструирование из бумаги животных, птиц, рыб, насекомых, цветов; самостоятельное рассматривание альбомов, плакатов, иллюстраций, репродукций художников.

Эффективность роботы по формированию ценностного отношения детей к природе в большей части зависит от тесного взаимодействия педагога с родителями. Я использовала в своей работе такие методы, как общие и индивидуальные консультации, рекомендации и советы экологического содержания, тематические выставки, привлечение родителей к экскурсиям с детьми в лес, выставки совместных работ из природного материала.

Родители должны вполне осознавать, что без ознакомления детей с жизнью природы, трудно обеспечить полноценное развитие ребенка. Именно в семье через наблюдения, практическую деятельность, игры, чтение у детей накапливается большой стихийный опыт о мире природы, который нуждается в дальнейшей коррекции, осмыслении.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Данная проблема позволила определить цель. Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений.

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, природе. Одним из направлений формирования  здорового образа жизни является обеспечение безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.   В.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста Bсем известно, что детство это самый уникальный период в жизни человека, ведь именно в это время формируется здоровье, происходит становление.

Формирование основ культурного поведения у детей дошкольного возраста Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает.

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения.

Формирование основ нравственно — патриотического воспитания У детей старшего дошкольного возраста Е. В. Ульянова ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматривается.

Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей с общем недоразвитием речи дошкольного возраста.Формирование основ патриотизма и гражданственности у детей с общем недоразвитием речи дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Система.

Консультация «Формирование у детей дошкольного возраста основ правильного питания» «Здоровый вид лучше, чем рекомендательное письмо» - гласит французская поговорка. Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических.

Отчет по самообразованию «Формирование основ краеведческого аспекта у детей дошкольного возраста» Отчет по самообразованию воспитателя высшей кв. категории Лярской И. Г. Тема самообразования: «Формирование основ краеведческого аспекта.

Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Уточнить представление детей о частях тела и их назначении. 2. Развивать умственную активность детей через понятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ ценностного отношение к природе у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 ноября 2015 в 20:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД