Лучший педагог года

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы)

Ольга Курзова
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы)

1 часть.

Одной из актуальных и важных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками, громадным количеством поколений и закрепленный в народном творчестве.

Публикация «„Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество“  (из опыта работы)» размещена в разделах

По мнению многих современных педагогов, приобщение детей к декоративно – прикладному творчеству способствует пробуждению в них первых ярких представлений о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к прекрасному. Обращение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер : развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

Дошкольное воспитание за последние годы претерпело немало изменений, одно из них введение Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта, отличительных особенностей которого является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей.

Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт ориентирует современный образовательный процесс на воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его, но и определяет важнейшую воспитательную задачу в деятельности каждого педагога. Однако эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, изучения истории и традиций родного края, освоения народной культуры.

Моё решение изучить и внедрить в практику тему «Формирование духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество» не случайно, положительный опыт работы по теме : «Развитие зрительного восприятия через систему занятий по декоративному рисованию» определил новые цели: внести в мир детства нравственные ценности, через обучение декоративно – прикладному творчеству. Другим основанием особого внимания к этой теме являются благоприятные возможности и необходимость начинать воспитание в этой сфере в раннем и дошкольном возрасте. Считаю значимой и важной работу по приобщению детей к народной культуре, через которую в детях формируется чувство патриотизма, воспитывается духовность, уважение к русским традициям.

Главным ресурсным условием воспитания уважения к традиционным ценностям является взрослый человек — компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.

Детский сад, как дом и мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества будут развиты у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, воспитателей и окружающих его взрослых, от того, как мы его воспитаем, какими впечатлениями будет обогащён его внутренний мир.

Поэтому главной целью является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитать готовность следовать им.

Начиная работу по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:

• развивать интерес к культурным традициям русского народа;

• раскрывать ребёнку мир чувств и переживаний людей;

• учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;

• приобщать детей к народному искусству, через ознакомление с лучшими образцами народных промыслов;

• привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.

Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы :

• знакомство детей с устным народным творчеством; (сказки, песенки, потешки, поговорки, считалки)

• знакомство с игровым, музыкальным творчеством русского народа;

• знакомство детей с народной игрушкой;

• знакомство детей с бытом русского народа;

• приобщение детей к русской праздничной и традиционной культуре;

Духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках, в процессе организаций экскурсий, наблюдений.

В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка. Дети любят веселые считалки, сопровождающие игры. Использование в работе с детьми русских народных игр, потешек, прибауток, считалок, закличек позволяет решать сразу несколько задач: развитие детской памяти, внимания, смекалки и активного словаря.

Детьми разыгрываются спектакли по мотивам русских народных сказок. С их помощью дети учатся эмоционально воспринимать окружающую действительность, радоваться и огорчаться вместе с героями, сопереживать им.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов.

На музыкальных занятиях и в совместной деятельности с музыкальным руководителем дети знакомятся с народными инструментами. Для более яркого представления о народных инструментах в детский сад мы приглашаем учащихся детской музыкальной школы, которые исполняют музыку на народных инструментах: балалайке, баяне, домре. И сами посещаем музыкальную школу, слушаем выступления бывших выпускников детского сада.

В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить их моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом, сотрудничество которое способно принести много пользы (библиотека, музей камня, общество слепых, социальный центр).

Публикации по теме:

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа Формирование духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста на культурных традициях своего народа В наше сложное время каждый.

Декоративно-прикладное творчество. Коллективная аппликация детей старшей группы «Мордовская матрёшка»Декоративно-прикладное творчество. Коллективная аппликация детей старшей группы «Мордовская матрёшка» С детьми старшей группы мы провели замечательный среднесрочный проект под названием "Мордовские узоры". Целью этого проекта было исследование.

Мое увлечение — декоративно-прикладное творчествоМое увлечение — декоративно-прикладное творчество В сельском поселении "Дырен эвенкийское"работает детский экологический центр "Юктэ", где с детьми занимаются очень талантливые педагоги.

Обобщение опыта работы «Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. (обобщение опыта работы) Дошкольный возраст – особенно важный и.

Опыт работы с родителями в условиях сложившейся системы духовно — нравственного воспитания на базе ДОУ Работа с родителями в процессе духовно-нравственного просвещения учащихся: опыт, проблемы, перспективы. Опыт работы с родителями в условиях.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Проект «Haродное декоративно-прикладное искусство» в старшей группе (из опыта работы) Проект на тему «Haродное декоративно-прикладное искусство» в старшей группе из опыта работы Котовой Т. В. Тип проекта: информационно-практический.

Реализация духовно-нравственного воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства Семченко Татьяна Сергеевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №366» Реализация духовно – нравственного воспитания средствами народного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (из опыта работы)
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 23:14
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД