МААМ-картинки

Формирование пространства духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях

Екатерина Некрасова
Формирование пространства духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях

В современных условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизации образования и воспитания, начальная школа, как никогда ранее, призвана воспитывать свободную, творческую, инициативную, саморазвивающуюся личность. Главная цель, поставленная перед школой, образование учащихся, формирование наиболее удачного пространства для младших школьников на уроках литературного чтения. Это понятие определяется не только, как процесс обучения, но и воспитания в интересах личности, общества, государства, что является основой процесса становления человека. Взращивание в себе человеческих качеств - это духовная работа самого человека над собой, а школа должна организовать этот процесс, как труд по восприятию, освоению и выполнению нравственных норм и правил.

Публикация «Формирование пространства духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях» размещена в разделах

В современной школе большое место занимает духовно-нравственное воспитание. Большое количество ученых вели наблюдения за учениками. И исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Н. С. Лейтеса показывают, что «дети младшего школьного возраста способны переживать в воображении «содействие» и «соучастие», при восприятии художественных произведений сменяется у них более высокой степенью – «сопереживанием». По мнению Л. С. Выгодского «Эмоциональность, живость воображения ребенка, его непосредственность, отсутствие стереотипных и шаблонных представлений способствуют созданию художественного образа даже в тех случаях, когда у детей нет достаточного читательского опыта»[3].

И поэтому было создано пространство, которое отражало бы и идею произведения, и чтобы воспитанник мог подчеркнуть и запомнить для себя важные моменты. Говоря о пространстве духовно-нравственного воспитания личности, на наш взгляд, уместно обратить свое внимание на высказывание И. А. Колесниковой. По её мнению, «Пространство духовно-нравственного воспитания - это педагогически организованное пространство жизнедеятельности школьника, обеспечивающее становление духовности и общечеловеческой нравственности»[5].

Сегодняшний урок литературного чтения – это урок вхождения ребенка в культуру, цель которого литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков, а также формирование нравственных представлений учащихся. Здесь он должен получить не только основы литературного образования, но и основы нравственного развития. Как и любой другой, современный урок в начальной школе, он строится на основании идей гуманной педагогики, с соблюдением 10 принципов развивающего обучения. Критерии и принципы подробно освещены в статье Р. Н. Бунеева «Процесс воспитания как составная часть образовательной системы», опубликованной в журнале «Начальная школа до и после». № 5 .2009г. [2].

А рациональное использование учебных помещений, различных средств обучения позволяют создавать на уроке те или иные учебные или жизненные ситуации, объективно и наглядно предъявлять учащимся различные произведения искусства, создавать высокий эмоциональный фон, повышать мотивацию учебного процесса, воспитывать эстетическое восприятия, содействовать духовно-нравственному воспитанию.

Для духовного воспитания чрезвычайно важна сфера эстетического восприятия жизни, которая позволяет гармонизировать мировоззрение, сформировать этические и моральные принципы отношения к людям, органически сочетая освоение информации с развитием сферы чувств [4].

Пространство организации духовно-нравственного воспитания в начальной школе не требует отдельных часов. Для педагогического управления процессами духовно-нравственного воспитания младших школьников может быть использован урок литературного чтения.

Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Школа России» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем гуманистического и коммуникативного принципов и принципа творческой активности. УМК «Школа России» создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта.

Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития младших школьников, создаются условия для развития у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Создавая и формируя пространства у младшего школьника, учитель стремится к тому, чтобы у выпускников начальной школы появились способности к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, а также позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.

В статье выдвинуто предположение, что духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения будет результативным, если создано особое пространство духовно-нравственного воспитания, учитываются принципы реализации духовно-нравственной направленности уроков литературного чтения на основе их интеграции, а также при изучении динамики результатов для дальнейшей работы по проблеме.

По словам К. Д. Ушинского, школа способна не только предоставить «материал отличного качества, который вливается в душу», каким является литература и искусство, но и организовать современный образовательный процесс. Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования рассматривает воспитание духовности и нравственности, как формирование и воспитание в каждом обучающимся чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.

Список использованной литературы

1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации / Разраб. проекта Н. Д. Никандров, А. М. Кондаков, М. В. Рыжаков. - М. : Просвещение,2008.-25с. - (Стандарты второго поколения).

2. Бунеева, Р. Н. «Процесс воспитания как составная часть образовательной системы» [Текст] / Р. Н. Бунеева // «Начальная школа до и после». № 5 .2009г.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова - М. ; 1991.-56с.

4. Жарковская,Т. Г. Организация духовно- нравственного образования средствами различных учебных дисциплин. [Текст] / Т. Г Жарковская// Педагогика. -2008г. № 10. стр. 49-53.

5. Колесникова, И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен. [Текст] / И. А. Колесникова // Педагогика. -2008. №9. стр. 25-33.

Публикации по теме:

Опрос для педагогов и воспитателей детских садов. Вариативные формы предшкольного образования 1. Ваше отношение к вариативным формам предшкольного образования? 2. Каковы особенности вариативных форм предшкольного образования? Ваше.

Эссе «Наша новая школа» ЭССЕ наша новая школа Наверное, в мире нет человека, которого бы не касались проблемы и вопросы образования. В наше время, когда ключевую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространства духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях
Опубликовано: 12 сентября 2014 в 19:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД