«Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ». Семинар-практикум для педагогов

Надежда Кутор
«Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ». Семинар-практикум для педагогов

Формирование пространственных представлений у детей с

ОВЗ[/b]

Подготовила: Кутор Н. С., педагог-психолог,г. Калининград

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Дети с ОВЗ лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению воспитанники нуждаются в психологической поддержке и помощи.

Несформированность пространственных представлений проявляется:

- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;

- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;

- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;

- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; - при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ, трудностях переключения с одного направления движения на другое.

Существует несколько этапов формирования пространственных представлений. Это:

• Освоение телесного пространства

• Освоение внешнего пространства

• Пространственные схемы и диктанты

• Конструирование и копирование

Рассмотрим каждый этап.

Упражнения на освоение телесного пространства.

Для формирования у ребенка пространственных представлений нужно использовать весь богатый арсенал внешних опор, маркеров, которые буквально заставляют убедиться в существовании правой и левой стороны, верха и низа, и это неизменно.

Работа над схемой тела.

1. Игровые действия.

-Погладим ручку с обеих сторон.

-Нарисуем на пальчиках ниточки.

-Нарисуем на ладошке клубочек.

-Нарисуем бровки, губки.

2. «Маланья».

(стихотворение сопровождается показом).

У Маланьи, у старушки,

В маханькой избушке,

Жили пять сыновей.

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими головами,

Вот с такими усами,

Вот с такими бородами,

Вот с такими руками,

Вот с такими ногами,

Вот с такими плечами,

Вот с такими животами и т. д.

3. «Отбей мяч». Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т. д. Благодаря этим и подобным играм осуществляется отработка расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси.

4. «Определи по следу». На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

5. «Верх – низ». Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти. Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.

6. «Путаница». Психолог неверно называет части тела, находящиеся вверху (внизу, или их расположение относительно друг друга. Ребенок должен его исправить. Затем они могут поменяться ролями.

7. «Верх». Покажи и назови действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т. д.).

8. «Низ». Покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т. д.).

9. «Спереди – сзади». Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади. Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.

10. «Скажи, где?». Психолог дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).

11. «Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи руками, наклоны головы и т. д.).

12. «Назад». Выполнять движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, откидывание головы и т. д.).

13. «Право – лево». Условно поделить с ребенком его тело на левую и правую половины в соотнесении с правой и левой рукой (по средней линии тела). Этот этап в освоении телесного пространства наиболее сложен, поскольку не имеется зрительных маркеров, способных облегчить ребенку формирование правильных представлений (правая и левая части тела одинаковы). Следовательно, вначале необходимо дать ребенку такую маркировку. Лучше всего завязать ему на левой руке прочную нитку (можно надеть часы, резинку, которую он будет носить постоянно. Назови и покажи правые и левые части тела.

14. Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.

15. «Направо». Выполнять движения только в направлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т. д.).

16. «Налево». Выполнять движения только в направлении налево.

17. «Право – лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т. д.

18. «Совмещение понятий». Психолог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т. д.

Упражнения на освоение внешнего пространства.

1. «Моя квартира». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

2. «Мой детский сад». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

3. «Мой двор, улица». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

4. «Водное царство» – нижняя зона. Вспомнить водоплавающих животных и рыб (тюлень, морж, крокодил, щука и др., имитировать их движения, лежа на полу. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

5. «Пустыня». Вспомнить животных, живущих в пустыне (змея, суслик, тушканчик и т. д., имитировать их движения в нижней зоне. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

6. «Царство зверей». Вспомнить животных (домашних и диких, живущих в средней полосе, в жарких странах, на севере. Имитировать их движения, стоя на четвереньках – средняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

7. «Царство птиц». Вспомнить диких птиц. Имитировать их движения, стоя на ногах – верхняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

8. «Капризный фотограф»

9. «Где кто стоит?»

10. «Царство зверей и птиц». На картине с изображением множества животных и птиц определить расположение их относительно одного выбранного животного или птицы.

11. «Найди предмет на рисунке». Предъявляется рисунок и карточки к нему с изображением отдельно взятых предметов (животных, людей и т. д.). Ребенку необходимо найти на рисунке эти предметы поочередно и описать их положение, используя предлоги: на над, под, в, а также понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева» и т. д.

12. Отработка противоположных понятий: открыто – закрыто, большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий, короткий – длинный, узкий – широкий (реальных и на картинке).

Пространственные схемы и диктанты

1. «Робот» (и «Непослушный робот»). Ребенок выполняет команды ведущего, двигаясь в названном направлении, или же в направлении, противоположном названному (непослушный робот). Затем ребенок и ведущий меняются ролями.

2. «Пространственный рисунок». По речевой инструкции педагога или психолога ребенок должен воспроизвести задуманный рисунок. По окончании работы сравниваются рисунок ребенка и образец. Пример: «В верхнем правом углу изобрази желтый круг, в верхнем левом углу – голубой овал, в нижней части листа – горизонтальную линию слева направо (от левого края листа до правого края листа). На получившейся линии по центру изобрази большой красный квадрат, на нем – синий треугольник и т. д.»

3. «Графический диктант». Перемещение по клеточкам в тетради от определенной точки для получения рисунка-схемы.

4. «Ориентация по памяти». Предложите ребенку описать маршрут от дома до сада, от группы до кабинета психолога и т. д. Нарисуйте вместе с ним схемы пути. Обратите его внимание, что на обратном пути направление движения изменяется в противоположную сторону.

5. «Водитель». Рассмотрите вместе с ребенком план улиц. Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.

Конструирование и копирование

Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, мозаика, разрезные картинки и т. д. Ниже приведены примеры игр с возможностью конструирования и копирования.

1. Продолжи узор

2. Скопируй фигуру. Ребенок копирует орнамент, сложную геометрическую фигуру, рисунок, предложенный на образце.

3. Сложи узор.

4. Собери фигуру.

5. Чудо-крестики.

6. Геометрическая мозаика.

7. Танграм.

8. И др.

Источники:

1. Справочник педагога-психолога. Детский сад. –М. - 01, 2013.

2. http://74203s037.edusite.ru/p181aa1.html

3. http://kuznetsova.ucoz.net/publ/roditeljam_na_zametku/znachenie_i_formirovanie_zritelno_prostranstvennoj_orientirovki_u_doshkolnikov_s_ovz/4-1-0-155

4. http://infourok.ru/material.html?mid=182438

5. http://web02.100sp.ru/good.php?gid=17298006

Публикации по теме:

Формирование пространственных представлений у дошкольников на логоритмических занятиях Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных проблем, так.

Консультация для педагогов «Развитие пространственных представлений» Что такое пространственные представления? Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы: - Почему ребенку с хорошей памятью так трудно.

Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Семинар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» семинар-практикум для педагогов ДОУТема: Педагогические условия развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. или Не мелкие вопросы.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование привычки к здоровому образу жизни» Цель: повысить уровень практической подготовки воспитателей, совершенствования практических навыков, необходимых для сохранения и укрепления.

Семинар-практикум для педагогов и родителей «Охрана и укрепление здоровья детей» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ и РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Охрана и укрепление здоровья детей» Охрана и укрепление здоровья детей – одна из.

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников» 1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы. Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и.

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: выработать алгоритм развития познавательной сферы детей. Задачи: 1. Создать психологический настрой на совместную деятельность. 2.

Семинар-практикум для родителей «Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста» Цель: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания восприятия, мышления, воображения и памяти. Задачи: 1.

Семинар-практикум «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии» Цель семинара: Систематизировать знания педагогов по формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, привычки к ЗОЖ.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Математика
Автор публикации:
«Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ». Семинар-практикум для педагогов
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 21:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...
Консультация для родителей «Не делайте всю работу за детей»
Дети могут стать независимыми, если на пути не будет родительская спешка и занятость. Все это может сыграть плохую шутку. Родители не дают ребенку понять,...
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками
Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В...
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной образовательной программы...