Лучший педагог года

Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС

Марина Устинова
Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС

Презентация опыта работы воспитателя Устиновой Марины Владимировны

1 слайд

Уважаемые коллеги, разрешите Вам представить свой опыт работы на тему: «Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности с учетом ФГОС ДО»

Опыт разработан в соответствии с действующим ФГОС ДО, предусматривающим интеграцию образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса, развития речи в художественно-творческой деятельности.

2 слайд

Публикация «Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Проблема развития речи у детей старшего дошкольного возраста становится все более актуальной в связи с тем, что за последнее время возросло число детей имеющих недоразвитие речи, которое затрудняет общение и отрицательно влияет на мыслительную деятельность.

Психологи и педагоги отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Исследование заключается не в полной разработанности данной проблемы, ее несомненная значимость для освоения детьми старшего дошкольного возраста основ речевой культуры и формирования речи у старших дошкольников в художественно-творческой деятельности обусловили тему исследования.

3 слайд

Цель, которую я поставила в данной работе – анализ развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.

Объектом исследования является речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования выступают средства формирования речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

4 слайд

Исходя из цели исследования я поставила перед собой выполнить следующие задачи:

1. Провести речевую работу с детьми в художественно творческой деятельности;

2. Расширять словарь в процессе чтения художественной литературы;

3. Развивать образную речь детей;

4. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей, речевое творчество;

5. Подготовить методический материал: план работы, картотеку речевых игр, игры-драматизации с элементами творчества.

5 слайд

Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе:

1. изучалась литература по данной теме,

2. подобран диагностический инструментарий

3. проведение первичной диагностики уровней речевого развития детей с учетом художественно-творческим компонентом.

На втором этапе после проведения диагностики проводились комплексы игровых образовательных ситуаций по художественно-речевой деятельности, с использованием эффективных методов и приемов, способствующих развитию речи детей.

На третьем этапе проводилась вторичная диагностика уровней речевого развития детей с учетом художественно-творческого компонента.

6 слайд

При проверке уровня развития словаря основное внимание обращалось на количественный и качественный состав словаря, понимание значения слова, умение пользоваться выразительными средствами языка.

В первой методике Ф. Г. Даскаловой были следующие задания:

Детям предлагались задания на определение – «Что такое?» и «Что значит слово?».

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл – низкий уровень развития словаря; 2 балла – средний уровень развития словаря; 3 балла – высокий уровень развития словаря.

Во второй методике В. И. Яшиной «Диагностика лексического развития» детям предлагались три задания: задание № 1. «Классификация понятий»; Задание № 2. «Подбор синонимов»; Задание № 3. «Подбор определений».

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл – низкий уровень развития словаря; 2 балла – средний уровень развития словаря; 3 балла – высокий уровень развития словаря.

В третьей методике Н. И. Гуткиной «Проверка словарного запаса (на уровне слов)» детям было предложено вспомнить всевозможные предметы одежды.

Для удобства подсчетов баллы переводятся следующим образом: 1 балл – низкий уровень развития словаря; 2 балла – средний уровень развития словаря; 3 балла – высокий уровень развития словаря.

7 слайд

Результаты первого этапа исследования представлены в виде сводной диаграммы обеих групп.

При диагностическом обследовании детей экспериментальной и контрольной групп было установлено, что у дошкольников как контрольной, так и экспериментальной группы есть проблемы в словарном запасе.

При работе по первой методике многие дети затруднялись в определении таких понятий, как: сердце, работа, свобода, езда, смерть, удовлетворение, любовь, голод.

При работе по второй методике наибольшее затруднение вызвали классификация понятий и подбор синонимов.

При классификации понятий дети не всегда могли правильно дать подробное определение понятий и отобрать соответствующие картинки.

8 слайд

Уровень развития речи у детей старшей группы контрольной и экспериментальной групп отображен в гистограмме

Из данных можно сделать вывод, что высокий уровень развития речи в контрольной группе присущ двум детям, низкий уровень развития речи наблюдается у шести детей. В экспериментальной группе – три ребенка с высоким развитием речи, 8 детей со средним уровнем, 4 ребенка с низким уровнем развития речи.

9 слайд

Результаты влияние художественно-творческой деятельности на уровень речевого развития детей старшей группы контрольной и экспериментальной групп отображены в гистограмме.

Состояние звукопроизношения у детей в экспериментальной группе лучше, звукопроизношение в норме у 8-х детей, частично с улучшениями у 7-х детей. В контрольной группе звукопроизношение в норме только у 4-х детей, частично с улучшениями у 9-х детей, без улучшений – 2-х детей.

10 слайд

На втором этапе был составлен план работы с детьми старшей группы по развитию речи. Показан в таблице.

11 слайд

В своей работе я использовала развивающие методы и приемы, способствующие развитию речи детей старшего дошкольного возраста :

Игры: «Угадай, кто я», «Я дарю тебе словечко»; «Встреча со сказкой»; «Почетное звание – Королева слов, Король слов», отгадывание по типу: «Что в волшебном сундучке?».

Дидактические игры: «Весёлые буковки», «Полслова за вами», «Опиши предмет», «Я знаю», «Сочини сказку о предмете», «Подружи букву» и т. д.

Инсценирование песен: «Скок, скок, поскок», «Где был Иванушка».

Русские народные игры: «Ваня-простота», «Селезень и утка», «Репка».

Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Школа», «День рождения», «Буфет» и т. д.

Игры с телефоном: «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

Художественное творчество «Рисование» : «Как мы играем». Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.

Лепку: «герои сказки «теремок» для разыгрывания сказки. Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.

12 слайд

Использовались различные формы работы, способствующие развитию речи старших дошкольников. Перечислить по схеме.

13-18 слайды

Демонстрация фотографий

19 слайд

По результатам проведенного исследования был сделан вывод, что высокий уровень развития речи у детей старшей группы в художественно-творческой деятельности характерен для экспериментальной группы.

Исходя из всего выше изложенного, я пришла к выводу о том, что художественная литература, театрализованные игры, дидактические игры, инсценировки песен, фольклорные занятия, пластичные этюды, рисование, лепка, аппликация выступают в качестве основного средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста в воспитательном процессе при соблюдении ряда педагогических условий.

В ходе исследования было доказано, что развитие словесного творчества осуществляется первоначально в речевой деятельности, существенно обогащается за счет последующего включения в театральную и изобразительную деятельность детей : речь детей становится более выразительной, образной, эмоционально обогащенной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Активация творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами НОД по информатике (из опыта работы) Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирование на компьютерах и многое другое предполагает наличие.

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе,.

Конспект образовательной деятельности по лепке для детей старшего дошкольного возраста «Конь копытом бьет, удила грызет» Тема: Конь копытом бьет, удила грызет. Задачи: 1. Закреплять знания детей о народных промыслах, умение видеть отличия и находить сходство.

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» Проблема. У каждого ребенка творчество.

Проект по художественно-эстетической направленности с учетом ФГОС Стратегической концепцией в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в технике коллажа Приоритетной является самостоятельная поисковая деятельность ребенка в русле педагогики сопровождения. Эта деятельность направлена на добывание.

Консультация для воспитателей «Социализации детей дошкольного возраста с учетом требований в ФГОС до» «Задача стандарта - позитивная социализация и индивидуализация личности… Стандарт - поддержка разнообразия детства» А. Г. Асмолов. Дошкольное.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования Примерный конспект проведения игровой ситуации по художественно- эстетическому развитию для детей 2-3 лет жизни С использованием построения.

Формирование художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте формируются художественно - творческие способности детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 13 ноября 2015 в 11:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД