Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве

Наталья Шаброва
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве

Сегодня, как никогда ясно, что народы не могут существовать и развиваться изолированно (независимо) от своих ближайших соседей. Самое тесное общение соседствующих этносов происходит на стыке этнических территорий. Именно там этнокультурные связи приобретают наибольшую интенсивность. Именно тесные и непосредственные контакты между народами являлись сильнейшим стимулом исторического процесса, исторического развития. Главные центры развития человеческой культуры находились на тех этнических перекрестках - зонах, где встречались и взаимно обогащались традиции самых разных народов. Наши далёкие предки осваивали новые земли, строили государство, вставали на защиту его рубежей бок о бок с представителями различных этнических групп, которые являлись ближайшими соседями. Позже на основе этих взаимоотношений появилось многонациональное государство с названием Россия. Диалог культур - это в первую очередь тесные, всесторонние межнациональные контакты. Диалог соседей, диалог культур является важным фактором в регулировании межэтнических отношений. Взаимодействие характеризуется взаимопроникновением, интеграцией, в процессе которых формируется прочная основа для разрешения конфликтов. Вопрос разрешения межэтнических конфликтов очень остро стоит в современной России.

В процессе взаимодействия различных культур возникает возможность сравнивать, оценивать достижения и ценности, осмыслять вероятности заимствования. На характер взаимодействия культур влияет уровень развития каждой из них. Однако не стоит недооценивать влияние конкретных социально-исторических условий.

Именно у нас в России диалог культур имеет колоссальный опыт и может многому научить. В нашей стране произошло глубокое взаимовосприятие культур. Взаимодействие культур происходило в разных сферах с различной степенью интенсивности.

Взаимообогащение культур сложилось в неповторимую мозаику современной человеческой цивилизации с её достижениями в области науки, культуры и искусства.

В последнее время возникла острая социальная потребность более глубокого изучения культурного наследия каждого народа. Неизмеримо вырос интерес к общечеловеческим и этническим ценностям. Это нашло широкое отражение в нормативных документах, таких как - Закон РФ «Об образовании» (1992, «Концепция дошкольного воспитания» (1989, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005—2010 годы» (2005, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и т. п. В документах заложена идея воспитания уважения к культурам, отличным от собственной культуры. Данные документы призваны приобщить к мировым (общечеловеческим) ценностям. В них подчеркнута необходимость расширения межкультурного взаимодействия, повсеместного формирования толерантности, уважительного отношения к другой этнической группе, к другой культуре, к другим обычаям.

На педагогическом уровне актуальность вопросов сохранения и развития культуры каждого этноса определяется многоэтничностью российских регионов. Я живу и работаю в Поволжском регионе в городе Ульяновске. В нашем городе и области компактно проживают русские, чуваши, татары, мордва и много других народов.

Я считаю, что формирование бережного (уважительного) отношения к культуре другого народа начинается в первую очередь с изучения и понимания своей родной культуры. Это происходит посредством познания традиций, обычаев, истории родного края. С помощью этих познаний происходит формирование личности ребенка. Современная система дошкольного образования дает большие возможности для широких знаний о других народах и формирования взаимной толерантности.

Толерантность сегодня мы рассматриваем, как одну из основных составляющих общечеловеческих ценностей. Толерантность сегодня –это, прежде всего, доброжелательное отношение к людям другой национальности, к их культуре, истории, языку, обычаям. Всё это требует ориентации воспитательно-образовательного процесса на удовлетворение этнокультурных потребностей и интересов различных национальных групп, населяющих регион.

Для реализации вышеизложенного формирования у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве необходима систематическая работа по ознакомлению детей с историей, языком, культурой народов совместного проживания. Современные дошкольные образовательные учреждения с многонациональным составом детей нуждаются в научно-методической базе, программах, учитывающих многоэтничность субъектов взаимодействия и формирования позитивного отношения к национальной культуре.

Сегодня российское общество и государство оформили социальный заказ на формирование у детей начиная с дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре каждого этноса. Думаю, что процессу формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников будет способствовать:

- разработка технологии формирования ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве, предполагающая включение и использование средств народной педагогики (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, национальные обычаи, быт, праздники, национальные костюмы) в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности;

- внедрение обоснованной программы по ознакомлению детей с национальной культурой народов совместного проживания;

- выявление принципов и педагогических условий, обеспечивающих успешное формирования позитивного отношения к национальной культуре;

- определение критериев и показателей оценки уровня сформированности ценностного отношения дошкольников к культуре своего и других народов.

В нашем регионе необходимо знакомить детей среднего и старшего дошкольного возраста с историей и культурой народов, проживающих на территории Поволжья (татар, чувашей, мордвы). Здесь необходимо уделить пристальное внимание отбору элементов различных культур (национальная одежда, предметы быта, обычаи и традиции, устное и изобразительное народное творчество). Всё это необходимо производить с учетом доступности содержания и возможности эмоционального отклика со стороны детей. Не стоит забывать и о других методах обучения (в данном контексте, скорее, о методах приобщения детей): «погружение в среду» (окружение предметами быта народов, элементами национального костюма, звучанием в течение дня национальных мелодий и т. п.). Создаваемая воспитателем вокруг ребенка среда с использованием богатого потенциала культурно-исторической среды Поволжья, музейных национальных предметов, позволит представить историю народа, выстроить события во временной последовательности, воспринимать сегодняшний день как неотъемлемую часть богатой истории края, страны. Необходим акцент на знакомстве с культурой татар,чувашей,мордвы, поволжской группы русского народа (как самой многочисленной) и культурой крещеных татар, как имеющей наиболее контрастную культуру по сравнению с другими группами татар. Обогащению впечатлений и предоставления возможности детям ближе познакомиться с образцами народного творчества может способствовать созданная воспитателями «Галерея народных промыслов» с выставкой предметов декоративно-прикладного искусства народов Поволжья, с постоянно обновляющимися иллюстрациями традиционных костюмов, вариантами росписей; мини-мастерская, где дети совместно с взрослыми занимались бы доступными видами декоративно-прикладного искусства (изготовление глиняных игрушек, вышивание салфеток, полотенец, украшение национальной обуви и т. д.).

Дети дошкольного возраста при систематической работе восприимчивы к национальному фактору: идентифицируют себя со своей национальностью, имеют общее представление о народах, интересуются культурой, историей народов своего края. Проявляют положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, доброжелательное отношение к своим сверстникам.

Публикации по теме:

Заседание родительского клуба «Когда семья вместе, то и душа на месте» Тема. «Когда семья вместе, то и душа на месте». Задачи. Область социализации: способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости,.

Секретик 1 1. "Можно примерить на себя любую роль, надеть любую корону и произнести самую гениальную из гениальных речей. но если твой зал пуст,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве
Опубликовано: 25 декабря 2013 в 11:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»
«Это моё! », «Отдай мне! », "Нет, не бери, это моё! " На детских площадках нередко можно услышать, что родители ругают своего ребёнка за то, что он не...
Консультация для родителей «Не делайте всю работу за детей»
Дети могут стать независимыми, если на пути не будет родительская спешка и занятость. Все это может сыграть плохую шутку. Родители не дают ребенку понять,...
Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками
Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В...
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей...
Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год ( на основе комплексной образовательной программы...