Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правах человека посредством русских народных сказок, пословиц

Бикбердина Файруза
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правах человека посредством русских народных сказок, пословиц

Актуальность правового просвещения очевидна – она обусловлена современным состоянием всех сфер общественной жизни. И сейчас крайне необходимо формировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.

Вопрос о том, нужно ли знакомить детей с их правами, сегодня, как ни странно не имеет однозначного ответа. Некоторые учёные считают, что этого делать не следует, достаточно того, что права ребёнка будут соблюдаться взрослыми людьми. Но издавна существует эта проблема в истории педагогики. Так у древнекитайского мыслителя и педагога Конфуция (528-479 гт. до н. э.) Арестотеля (384-322гт. до н. э.) у известной сторонници свободного воспитания Марии Монтисори. У наших замечательных педагогов Н. К. Крупской. А. С. Макаренко. Мы находим мысли, отражающие стремление авторов создать идеал человека творческого, свободного, с развитым чувством собственного достоинства. Все авторы настаивали на том, что не только взрослые должны знать и соблюдать права детей, но и дети должны знать о своих правах. Ребёнок должен знать свои права, гарантированные законами страны, в которой он живёт, и понимать: власть взрослого над ним не безгранична – он «подчиняется» требованиям этих законов.

Работу планирую поэтапно:

Этапы проекта

I этап Подготовительный

Изучение нормативно-правовых документов по соблюдению прав ребенка в РФ

Беседы с детьми по выявлению представлений о собственных правах

Планирование работы по правовому воспитанию.

Подбор русских народных сказок, пословиц и поговорок. (картотека)

Подбор мульти- медийных слайдов.

Разработала схему (сказка, соблюдение, нарушение прав). Что значительно облегчало подготовку к планируемой беседе.

Сказки Соблюдение прав Нарушение прав

Гуси-лебеди Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Ст. 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Морозко Право на труд

Право на справедливое вознаграждение за труд Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений

Ст. 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Ст. 19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство

Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Иванушка и сестрица Аленушка Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Колобок Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Волк и семеро козлят Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Неприкосновенность жилища. Ст. 12

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Маша и медведь Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Ледяная избушка Право на защиту

право на неприкосновенность жилища

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Чтобы данный вид деятельности был более целенаправленным и служил дополнением к познавательному материалу, знакомящему с правами ребёнка дошкольников, я делаю примерную подборку художественных произведений или отрывков по обозначенным выше темам (подборка будет дополняться). Литературные примеры используются для чтения в беседах, как составляющая часть, и в совместной деятельности. (-, У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз. " (, Морозко " - право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях).

Интересный познавательный материал по правам дети получают в работе с фильмотекой «Права ребёнка в стихах», «Русские художники о правах ребёнка», «Права сказочных героев» «Презентации народных сказок» пре. Аудио подборка русских народных сказок. будущим гражданам в их правах помогает театрализованная деятельность. Далее мне хочется рассказать о реализации права детей на развлечение, досуг, отдых (ст. 31). Индивидуальности каждого ребёнка, (ст. 13) – умение выразить своё мнение, (ст. 12) – умение отстоять свои взгляды, (ст. 31)право иметь собственные интересы, (ст. 14)право свободно мыслить, (ст. 5) – проявлять развивающие способности. Синтез всех этих видов деятельности находит отражение в такой форме работы, как создание альбомов «Моя семья» (ст. 7, 8, «Наш детский сад», фоторепортажи о жизни детей в моей группе – журнал «Белочка».

Цель второго этапа — расширение знаний за счёт сведений о принципах и конкретных нравственно- правовых нормах. Я учила детей оценивать свою деятельность и умению оценивать поступки других людей.

Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности.

На заключении этапа – активизирую деятельность детей, стимулирую их готовность отстаивать и защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

Публикации по теме:

Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов «О правах — играя». Дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще.

Организация работы по защите прав воспитанников в ДОУ и в семье На сегодняшний день в нашем ДОУ по защите прав воспитанников выстроена система работы по трем направлениям: с сотрудниками, детьми, родителями.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правах человека посредством русских народных сказок, пословиц
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 10:56
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...