Папки-передвижки

Формирование у детей готовности к изучению технических наук с помощью конструктивно-модельной деятельности

Ольга Сафонова
Формирование у детей готовности к изучению технических наук с помощью конструктивно-модельной деятельности

Обобщенный инновационный педагогический опыт

Актуальность.

В настоящее время в рамках совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает повышение интереса детей к научно-техническому творчеству. Очень важно своевременно выявить технические наклонности воспитанников и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров.

Публикация «Формирование у детей готовности к изучению технических наук с помощью конструктивно-модельной деятельности» размещена в разделах

Развитие инженерного образования объявлено одним из приоритетов государственной политики в сфере образования. О важности и нужности инженеров для модернизации российской экономики говорил президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию: «Нам потребуются квалифицированные кадры, инженеры, рабочие, готовые выполнять задачи нового уровня»

По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования. Решение данной проблемы позволит апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая поможет в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

В дошкольном возрасте закладываются основы технической деятельности ребенка. Потенциальные возможности, скрытые в природе каждого ребёнка, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия специально организованной деятельности.

Использование разнообразных конструкторов при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.

Условия формирования опыта.

Педагогический опыт является результатом деятельности сетевой инновационной площадки «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота» на базе МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка».

Прошла курсы повышения квалификации: «Особенности реализации образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Теоретическая база.

Развитию конструктивной деятельности детей дошкольного возраста посвятили свои работы многие педагоги и психологи: Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, Г. А. Урунтаева, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова, Л. В. Куцакова, Г. А. Урадовских и другие.

Научно-теоретические разработки данных авторов легли в основу моей деятельности.

Так же в своей работе я руководствовалась парциальной образовательной программой дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», разработанной в соответствии с существующими нормативно-правовыми документами ФГОС (авторы Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В.) и конспектами образовательной деятельности к данной программе.

Новизна опыта.

Новизна опыта – это новый уровень подходов к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании.

1. Внедрение игровой практики в реализацию конструктивно-модельной деятельности. Выбор оптимальных игровых ситуаций и развивающих игр для использования на занятиях конструктивно-модельной деятельности.

Современные конструкторы очень точно вписывается в стандарты нового поколения, важнейшей отличительной особенностью которых является их ориентация на результаты образования на основе системно – деятельностного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность.

Игра и игровые технологии, применяемые в конструктивно-модельной деятельсти, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребёнок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради учения.

Игры связанные с техникой, моделированием, конструированием, -это экспериментирование, путь в науку.

Правильно организованная игровая ситуация, позволяет педагогу максимально использовать возможности, знания, интересы детей с целью повышения результативности и решить сразу несколько задач:

• освоение дошкольниками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности и в кротчайшие сроки;

• повышение мотивации к учению;

• накопление социального опыта.

2. Инженерная книга

Заполнение книги как игра, игровые роли (проектировщика, инженера и пр.) , разные способы фиксации детской информации (рисование, наклеивание).

3. Обыгрывание моделей

•Сюжетно-ролевая игра,

•строительная игра,

•соревновательный элемент

Ведущая педагогическая идея

Выстроить систему работы с дошкольниками, применяя интегрированный и игровой подходы к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании. Для этого спланировать мероприятия с дошкольниками на каждый возрастной период.

Важное значение для осуществления данной работы имеют такие педагогические условия: как наличие предметной игровой техносреды и педагогическая грамотность педагога.

Подготовка детей к изучению технических наук –это одновременно и обучение и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Технология опыта

Цель: Разработка системы, способствующей формированию у детей предпосылок готовности к изучению технических наук с помощью конструктивно - модельной деятельности.

Задачи:

Организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей;

способствовать развитию у детей познавательного интереса к конструированию;

формировать основы технической грамотности воспитанников;

развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач;

развивать у детей познавательные процессы (восприятие, представление, воображение, мышление, память, речь);

развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях;

совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, предпосылок готовности к изучению технических наук с помощью конструктивно - модельной деятельности.

Особое значение в моей работе с детьми имеет развитие таких качеств личности дошкольника, которые повышают эффективность его работы во взаимодействии с другими людьми. Это навыки коммуникации и межличностного общения, умение работать в команде.

Так же конструктивно-модельная деятельность способствует формированию широкого спектра личностных качеств ребенка:

-его потребностей и мотивов,

-самостоятельности и инициативности,

-трудолюбия,

-ответственности за качество выполненной работы,

-коммуникабельности и толерантности,

-стремления к успеху и др.

Работу распределила на несколько этапов.

I. Организационно-теоретический этап.

Анализ имеющихся условий.

Выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию.

Психолого-педагогическая диагностика воспитанников.

II. Практический этап.

• Обновление и обогащение предметной игровой среды.

• Разработка методических рекомендаций по организации эффективной конструктивно-модельной деятельности.

• Разработка перспективных планов по конструктивно - модельной деятельности.

• Разработка технологических карт ООД

• Практическое осуществление деятельности по конструированию, реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

• Взаимодействие с социальными организациями. Экскурсионные мероприятия.

III. Оценочно-рефлексивный этап.

• Психолого-педагогическая диагностика воспитанников.

• Оценка деятельности педагогической эффективности в рамках работы по конструктивно - модельной деятельности.

IV. Презентационный этап.

• Распространение педагогического опыта в сети интернет (публикация материала в личном блоге на сайте maam.ru)

• Проведение мастер-классов муниципального уровня и уровня ДОУ.

Обязательным условием для организации данной деятельности является создание развивающей предметно-пространственной техносреды.

Необходимо создать условия, которые позволят самостоятельно приобретать знания из разных источников, пользоваться приобретёнными знаниями, приобрести коммуникативные умения, развивать исследовательские умения (учатся наблюдать, анализировать, обобщать).

В нашей группе все создано для того, чтобы ребенок в любое время мог организовать свою конструктивно-модельную деятельность.

Техносреда группы включает в себя разнообразные игровые центры:

• центр проектирования и конструирования (инженерные книги, алгоритмы и схемы сборки моделей);

• центр строительства (разнообразные конструкторы);

• центр информационного насыщения (энциклопедии, художественная литература технической направленности, коллекции открыток на темы: транспорт, приборы. инструменты);

• центр экспериментирования и измерения (измерительные приборы: линейки, рулетки, весы, гири, шнуры, ленты, резинки, чаши разного объёма, коллекции материалов, технологические карты опытов, альбомы с фиксированием хода и результатов экспериментирования);

• центр достижения результатов (фото моделей детской деятельности, инженерные книги, наградной материал)

Большой интерес вызывают разнообразные магнитные и Лего конструкторы, деревянные строительные наборы. Так же ведётся кружковая работа по конструированию из бумаги способом оригами.

Стремительное развитие технологий, разработка новых материалов содействует появлению новых, оригинальных и эффективных развивающих игр, которых ранее не было. Именно к таким играм относится игровое оборудование компании Дошколка ру, которое так же активно используется в конструктивно-модельной деятельности.

Для достижения поставленных целей и задач, в свою работу с детьми я активно внедряю различные современные технологии.

На начальном этапе использовала игровой набор «Дары Фребеля», с помощью которого развивала у детей социальные и коммуникативные умения, мелкую моторику, познавательно-исследовательскую деятельность, логические способности; формировала элементарные математические умения.

Затем стала применять различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные. Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные конструкции по образцу, рисункам и чертежам, а так же по замыслу. Для планирования деятельности детей и адекватной её оценки, использовала инженерные книги.

Инженерная книга - это подробный индивидуальный дневник всех занятий с детьми, в котором все этапы продвижения инженерного проекта, проблемы, задачи, решения, описываются «детским языком».

Используя рисунки, схемы, простейшие чертежи дети отмечают этапы работы над созданием модели, фиксируют правила техники безопасности, результаты своей деятельности.

В инженерную книгу заносят схематическое изображение хода конструктивно-модельной деятельности, зарисовывают выбранные материалы, инструменты, которые понадобились.

Книга должна вестись регулярно, отражать реальный, живой процесс работы над моделями, фиксируя различные аспекты детской деятельности по созданию моделей.

Внедрение технических наук в образовательную деятельность ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня и представляет собой сочетание теории и практики.

Выбрав тему, проводится большая предварительная работа: интерактивная беседа, лепка, аппликация, чтение энциклопедий, просмотр мультфильмов, сюжетно-ролевая игра, рассматривание картин, иллюстраций и т. п. То есть происходит знакомство детей с современной окружающей действительностью, техническими объектами и сооружениями, которые делают жизнь человека более удобной, результативной и качественной.

Процесс организации каждого занятия проходит по следующим этапам.

1. На первом этапе мы определяем новые слова, понятия, которые «обживаются» не только на занятии, но и в течение дня.

2. Второй этап – проговариваем правила безопасности на занятиях.

3. Намечаем цель для создания той или иной модели или вещи. Так же заносим графические схемы, символы в инженерную книгу.

4. Обсуждаем с детьми идеи, связанные с их играми, задаем вопросы и вводим новую информацию для развития мышления детей.

5. Используем разные ситуации, чтобы побудить детей к общению. Задаем открытые вопросы, например, Что хочешь делать? Из чего или на чем? И т. д.

6. Дети самостоятельно выбирают себе рабочее место, инструменты и материал для работы.

7. Конструктивно-модельная деятельность.

8. После занятия дети обыгрывают свои модели через различные игры.

9. Вовремя и после занятия фотографируем детские модели и детскую деятельность по их созданию.

10. Работы детей в итоге образовывают общий продукт (оформляем выставку, коллажи, панно и т. д.)

Инженерные книги могут быть разного вида и форм. Наша инженерная книга оформлена в скоросшиватель, на титульном листе написаны фамилия и имя ребенка, можно наклеить фотографию ребёнка что облегчит не читающим детям поиск своей тетради.

В инженерной книге дети отмечают:

1. Тема постройки

2. Выбор конструктора или материала.

Детям в ходе работы необходимо найти нужный рисунок и поставить любой значок (галочку, крестик, исходя из того, что им необходимо в работе.

3. Инструменты (с помощью, каких инструментов будет изготовляться постройка: ножницы, клей, проволока, нитки, ключ гаечный и т. д.)

4. Правила техники безопасности на занятиях по конструированию и в различных ситуациях, связанных с темой непосредственно образовательной деятельности (на производстве)

5. Выбираем участников постройки. Будем работать по одному, парами или группами.

6. Части постройки

7. Алгоритм, схему, простейший чертёж или рисунок постройки.

8. Результат конструктивно-модельной деятельности. Фотография готового объекта. Самооценка.

Плюсом является аккуратное оформление книги, наличие большого количества детских рисунков и условных обозначений, а также простейший чертеж.

Дети дошкольного возраста очень любознательны. И дошкольное образование - это первая ступень воспитать ребенка творческим, с креативным мышлением, чтобы он мог самостоятельно создавать технические формы. А ориентироваться в мире технической оснащенности можно только тогда, когда сформировано инженерное мышление. Если у ребенка с детства заложены предпосылки к исследованию и созданию надежной техники, то он самостоятельно сможет выстроить алгоритм действий, последовательность изготовления продукта. Ведь инженер умеет мысленно предугадывать результат своей работы, опираясь на свои знания и умения.

И инженерная книга-хороший помощник в данном направлении.

Работа с инженерной книгой:

• Учит детей планировать.

• Даёт возможность сформировать у ребёнка целенаправленность собственных действий.

• Помогает улучшить процесс запоминания.

• Учит выполнять инструкции взрослого.

• Учит работать с символьным материалом.

• Даёт возможность педагогу реализовать принцип индивидуализации.

• Учит ориентироваться на листе бумаги.

• Развивает детскую инициативу. Творческую, коммуникативную, познавательную.

• Даёт пространство для детского творчества.

• Позволяет создать ребёнку ситуацию успеха.

В работе с дошкольниками использую разнообразные методы и приемы:

Наблюдение натурального объекта;

рассматривание и анализ образца;

объяснение последовательности и способов выполнения постройки (данный метод применяла на начальном этапе обучения);

постановка перед детьми задач проблемного характера;

анализ и оценка процесса работы, качества готовой поделки.

Особенностью организации данной деятельности является проблемно-поисковый характер образовательных ситуаций, побуждающих детей к освоению обобщенных способов конструирования и креативным открытиям.

Результативность.

Проверка результатов освоения пройденного материала у воспитанников выявила достижения, которые показывают эффективность использования мною выбранных методов и приёмов.

Показатели основ технической подготовки детей старшего дошкольного возраста.

Создаёт технические объекты и макеты по представлению, памяти, по образцу, по заданной теме, условиям, замыслу, схемам, моделям.

В начале работы анализирует объект, свойства, устанавливает пространственные, пропорциональные отношения, «читает» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей.

Самостоятельно определяет замысел будущей работы. Заполняет инженерную книгу. Фиксирует этапы и результаты деятельности по созданию моделей, оформляет этапы работы в виде схем, рисунков, условных обозначений.

Встраивает в свои конструкции механические элементы. Легко видоизменяет постройки по ситуации.

Планирует деятельность, доводит работу до результата, адекватно оценивает его, вносит необходимые изменения в работу, дорабатывает конструкцию.

Экспериментирует в создании моделей технических объектов. Устанавливает причинно-следственные связи. Выбирает способы действий из усвоенных ранее способов.

Активно участвует в совместном со взрослым и детьми коллективном техническом творчестве, наряду с успешной индивидуальной деятельностью.

Соблюдает правила техники безопасности.

Обыгрывает созданные технические объекты.

Немаловажным показателем результативности проделанной работы считаю участие детей моей группы в Всероссийском конкурсе технического творчества «Инженерный марафон – 2022» с проектом «Боевые машины» и получение диплома лауреата.

Трудоемкость.

Организация данной работы не трудоемка при наличии в образовательных организациях развивающей техносреды, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

Сложности, для осуществления работы по этой программе, имеют место - это финансовые затруднения в приобретении конструкторов, энциклопедий, дополнительные расходы на материалы, необходимые для создания инженерных книг.

Адресная направленность.

Данный педагогический опыт предназначен для:

воспитателей дошкольного учреждения, родителей, педагогов дополнительного образования.

Литература.

1. Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара. Вектор, 2018, 79 с.

2. Чумакова М. А. Формирование основ инженерного мышления у дошкольников // Дошкольный вестник. — 2017.- № 4. — с. 8–9.

3. Гурулева А. В. От дошкольника до инженера / А. В. Гурулева. // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 10-11.

4. Пичугина Н. П., Попова В. Н. Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фрёбеля» // Молодой ученый. — 2016. — № 5. — 727с.

5. Миргородская, Л. В. Растим будущих инженеров / Л. В. Миргородская, Е. В. Червенко, М. А. Старжинская, А. В. Скрипникова. // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 681-683.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о конструктивно-модельной деятельности детей ко Дню юного конструктора на МAAMФотоотчёт о конструктивно-модельной деятельности детей ко Дню юного конструктора на МAAM Конструктивно – модельная деятельность или творческое конструирование – одна из самых любимых детьми деятельность. Яркие конструкторы.

Фотоотчет о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Домики для трёх поросят» в старшей группе детей с ЗПРФотоотчет о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Домики для трёх поросят» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт о проведении.

Фотоотчёт о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Двухэтажное здание» в подготовительной группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Двухэтажное здание» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о.

Фотоотчёт о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Корабль» в старшей группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Корабль» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчет о проведении.

Фотоотчёт о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Мост в городе» в старшей группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Мост в городе» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчет о проведении.

Фотоотчёт о проведении ООД по конструктивно-модельной деятельности «Самолёт» в подготовительной группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ООД по конструктивно-модельной деятельности «Самолёт» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Фотоотчёт о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Театр» в подготовительной группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ОД по конструктивно-модельной деятельности «Театр» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении.

Использование магнитного конструктора «Полидрон» в конструктивно-модельной деятельности детей Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных.

Мастер-класс для детей по конструктивно-модельной деятельности в разновозрастной группе «Новогодний олень»Мастер-класс для детей по конструктивно-модельной деятельности в разновозрастной группе «Новогодний олень» Мастер-класс для детей по конструктивно – модельной деятельности в разновозрастной группе. «Новогодний олень». Цель: изготовить оленей.

Мастер-класс по конструктивно-модельной деятельности «Цветик-семицветик» из бросового материала для детей младшего возрастаМастер-класс по конструктивно-модельной деятельности «Цветик-семицветик» из бросового материала для детей младшего возраста Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер-класс по конструктивно - модельной деятельности «Цветик семи цветик" из бросового материала (пластиковых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей готовности к изучению технических наук с помощью конструктивно-модельной деятельности
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 22:48
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 37.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД