Формирование у детей комплексного алгоритма обследования объектов

Надежда Ильина
Формирование у детей комплексного алгоритма обследования объектов

Наиболее ярко и образно со своими интересами и потребностями, возможностями и способностями ребенок познает мир сам. Отсюда у любого ребенка есть потребность все трогать, пробовать на вкус, по возможности разобрать на части, попытаться найти подходящее слово, нарисовать.

С. Л. Рубенштейн подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка лишь в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет её. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного воспитания.

Развитие мыслящего человека невозможно без живого, активного интереса к окружающему миру, который доставляет необходимую исходную информацию для мышления, причем информация эта должна быть открыта самим субъектом, а не предоставлена ему в готовом виде. Постоянная готовность педагогов дошкольном учреждении давать детям информацию, опережая желание ребенка получить её, а также исключение для ребенка возможности совершить ошибку приводят к исчезновению обычных детских вопросов.

Но, зачастую там, где требует свободы действий ребенок, мы его пресекаем, в тоже время в другом месте – нужном нам, мы пытаемся добиться естественности действий, но безуспешно. Причина парадокса заключается в том, что педагоги стремятся придать деятельности ребенка нормативно-желательный характер. К сожалению, в практике такая «желательность», часто ничто иное, как беспрекословное выполнение требования взрослых (возьми, сожми, положи в воду и т. п.). Это не способствует развитию самостоятельности и целеустремленности, приводит к доминированию часто ориентировочных знаний над исследовательскими, лежащими не на поверхности и требующими максимальной активности самого ребенка.

Еще в 1934 году Л. С. Выготский выявил и обосновал взаимосвязь аффекта и интеллекта. Ощущение открытия чаще всего появлялось в момент мобилизованности всех основных психологических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления:

- когда ребенку интересно концентрируется внимание,

- когда ребенок самостоятельно действует обостряется восприятие и возникает целая гамма ощущений;

Ощущения ведут за собой эмоции, интерес, удивление, восхищение и наконец рождают чувства: любознательность, уверенность в своих силах, самоуважение.

Развитие любознательности или исследовательского интереса в моем случае служит основой познавательной активности. Но я помню, что, развивая любознательность ребенка, нужно уметь «держать паузу». По какой бы программе не работали педагоги все они испытывают потребность в осмыслении и создании условия для развития у детей познавательных способностей (умение обобщать, классифицировать, наблюдать, анализировать, делать выводы и т. д.) формировании поисково-практических действий.

Я считаю, что дети должны научиться:

-самостоятельно критично мыслить.

- осуществлять выбор,

-ставить и решать проблемы,

- самостоятельно выбирать способы познания и осознания окружающего мира.

Необходимые для этого психолого-педагогические условия включают:

1. Создание материальных условий – выделение специального центра науки (сенсорики) и насыщение, оснащение его разнообразными материалами, начиная с природного материала (семена, орехи, шишки, листья и т. д., бросового материала (коробки, банки и т. п., оборудования (часы, микроскоп, весы, а также специальной литературой.

2. Создание атмосферы доверия, уважения, право на самостоятельные действия и решения, право на ошибки.

3. Максимальная поддержка моими собственными действиями (демонстрация, предложения, совместное планирование будущих действий; вовлечение родителей, членов семей в открытие окружающего мира.

Работа инициируется и поддерживается в течении всего дня.

Наш взрослый прагматический и рациональный опыт нередко нередко сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, ограничивает их жизненное пространство. За нами, взрослыми, остается право выбора всего, что составит предметно-пространственную среду развития ребенка, обеспечит (или нет) реализацию её развивающего потенциала.

Таким образом, организация поисково-практической деятельности детей в центрах «песка и воды», «науки» - мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.

ЦЕННОСТИ которые я стремлюсь сохранить во время работы детей с различными материалами в центре науки:

- важно, чтобы центр науки был насыщен самыми разнообразными материалами и приспособлениями;

- важно, чтобы в работе с материалами можно было использовать как можно более разнообразные действия;

- важно, чтобы у детей появился новый сенсорный опыт;

Важно, чтобы взрослые не подменяли своими суждениями мысли ребенка, а помогали ему оформить собственные;

А также:

- развивать активность, инициативу, изобретательность в действиях с материалами. Побуждать к открытиям, выводам.

- формировать активные, инициативные действия, способствующие открытию и осмыслению новых свойств и качеств знакомых предметов.

Публикации по теме:

Подготовка к празднику «Вместе дружная семья».Подготовка к празднику «Вместе дружная семья». "Семья-самое дорогое, что есть у любого человека. Самые дорогие и любимые люди в жизни ребенка-это родители. Потребность в родительской любви.

Семь простых правил воспитания. Памятка для родителей. Памятка для родителей Воспитывать детей – это всегда труд. Придерживаясь в воспитании простых правил, можно многого достичь..

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Здоровье, гигиена
  • Геометрические фигуры
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у детей комплексного алгоритма обследования объектов
Опубликовано: 29 октября 2013 в 21:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике. Фотозарисовка
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы первоклассников»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?»
Дидактическая игра для развития речи детей :" Угадай, чего не стало ? ". Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов...