Папки-передвижки

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД

Ольга Попова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД

Актуальность проблемы состоит в том, что в последние десятилетия проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей приобрела чрезвычайную актуальность. В числе этих проблем – безопасность дошкольников на улицах города. Проблема безопасности дорожного движения является одной из достаточно важных городских проблем. Растет население, увеличивается и количество автомобилей. Все это было бы хорошо, если бы не было связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД» размещена в разделах

Наше дошкольное образовательное учреждение расположено недалеко от перекрёстка перегруженных транспортом. Это улицы Орская и Войченко. Дорога в детский сад для многих детей требует перехода через улицу. Пока наши дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но когда пойдут в школу, родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри кварталов, где дети играют. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности. Родители заинтересованы в том, чтобы педагоги дошкольного учреждения систематически и планомерно изучали с детьми правила дорожного движения.

Актуальность связана с тем, что ребёнок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость. Переоценивают собственные возможности, считая себя ловким и быстрым. У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями на улице. И поэтому наша задача уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге.

Все комплексные программы дошкольного образования включают определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности. Серьезный шаг в разработке нормативных документов – появление в 1997 году программы и учебно-методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города», переиздание было в 2008 году. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. Программа «Безопасность» - ценный документ для воспитателя, но материал в ней не поделен на возрастные группы, что затрудняет реализацию поставленных задач.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге должно основываться на возрастных особенностях дошкольников. Одна из таких особенностей – поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, освоение опыта правильного поведения на улице должно осуществляться поэтапно.

На I этапе важно заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.

На 2 этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила.

На III этапе на основе усвоенных знаний и умений возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

Эффективность работы значительно возрастает, если ознакомление с правилами движения на дороге осуществляется совместно с родителями.

Каждый учебный год работа с детьми в старшей группе по освоению опыта безопасного поведения на дороге осуществлялась в следующем алгоритме: диагностика имеющегося у детей опыта; формирование необходимых знаний приобретение детьми нового опыта поведения на дорогах; оценка результативности работы. В эксперименте участвовало 15 детей. Работа строилась по диагностики из книги С. Н. Черепановой, «Правила дорожного движения дошкольникам», где выявлялся уровень усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения. А также по методики «Исключи лишнее» позволяющая оценить, кроме сведений о правилах движения, уровень сформированности у ребёнка процессов обобщения, умение выделять существенные признаки объектов. Диагностика проходила по таким показателям как: 1культура поведения; 2 знаки; 3 «Ловушки»; 4сведения о родителях; 5домашний адрес; 6 номера телефонов экстренных служб «01», «02», «03» Для выявления знаний о правилах перехода через улицу использовалась беседа по картинке, на которой мальчик перебегает дорогу на красный сигнал светофора. Детям задавали вопросы: Посмотри внимательно на картинку. Что здесь нарисовано? Правильно ли мальчик переходит дорогу? Что он делает неправильно? Как нужно переходить через дорогу?

Критериями оценки знаний детей стали следующие показатели: объём и полнота знаний о правилах безопасного поведения на дорогах; (на основе программы «Безопасность»); точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения на дорогах. Диагностика проводилась в начале сентября.

Условия обозначения уровней: В – высокий (3 балла, С – средний (2 балла, Н – низкий (1 балл).

По итогам исследовательской работы на начало учебного года были сделаны следующие выводы: с высоким уровнем 21,4 %, со среднем уровнем 62,1%, низких показателей 16.5

Результаты диагностики уровня знаний детей о правилах перехода через улицу: около половины детей показали высокий уровень знаний о том, как и где можно безопасно переходить улицу. При этом очень убедительно доказывали, что действовать надо именно так, а не иначе, называли все возможные способы перехода через дорогу: по «зебре», по сигналу светофора, через подземный. Примерно треть ребят о сигналах светофора знают, но других вариантов перехода через дорогу не называли, а ещё 12 % детей неправильно отвечали на вопросы, не смогли объяснить, в чем ошибся мальчик, нарисованный на картинке. Высокий -48%, Средний--40%,Низкий---12%.

Результаты диагностики «Исключи лишнее» Серия 1

Цель: выявить представления детей о дорожных знаках. Материал: картинки – пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка, автомобиль. 100% детей точно выполнили задание и объяснили: «Лишняя машина. Это всё дорожные знаки. Они стоят на дороге. А машина – не дорожный знак». Значит, знания о том, что такое дорожные знаки, у детей есть, а вот качество этих знаний проверялось в следующих двух сериях этой же методики.

Результаты диагностики «Исключи лишнее» Серия 2.

Цель: выявить представления детей об указательных и запрещающих дорожных знаках. Материал: картинки пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка, движение на велосипеде запрещено. Дети правильно утверждали, что лишний запрещающий знак «движение на велосипеде запрещено», но объяснить это смогли только 25%, 65% детей отвечали, ориентируясь на форму знака или его цвет, не называя, что это запрещающий знак. Еще 10% детей и не пытались объяснить.

Результаты диагностики «Исключи лишнее» Серия 3.

Цель: выявить представления детей о предупреждающих и запрещающих дорожных знаках. Материал: картинки – внимание дети, железнодорожный переезд, пешеходный переход, пешеходное движение запрещено.

Выбирают правильно, знают и объясняют15%, Выбирают правильно, но не могут точно объяснить-60%, Выбирают правильно, но даже не пытаются объяснить-25%

Задание третьей серии оказалось самым сложным для детей. Только некоторые из них смогли объяснить: «Человек в кружочке запрещает идти, а все остальные это – «внимание!». Большинство детей выбрали правильно запрещающий знак, но не смогли объяснить, что он означает, ориентировались только на форму. Были дети, которые неправильно выбрали знак – 25 % .

Степень воздействия семьи на формирование у ребенка опыта безопасного поведения на дороге изучалась при помощи анкетирования. Родителям было задано 10 вопросов. Из полученных ответов видно, что все папы и мамы осознают необходимость специального ознакомление детей с правилами дорожного движения. 80% обучают этим правилам своих детей, остальные 20% полагаются на воспитателей детского сада. 75% утверждают, что всегда сами соблюдают правила дорожного движения, особенно, когда идут с ребенком вместе. Все родители убеждены, что совместная работа ДОУ и семьи является необходимым условием для овладения ребенком опыта безопасного поведения на дороге. Подводя итоги диагностического этапа исследования, следует сказать, что работа, проведенная в младшей и средней группах, дала определенный результат. Подавляющее число детей старшей группы в начале года имеют необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения о дорожных знаках. Родители понимают значимость взаимодействия с педагогами в работе по освоению детьми правил дорожного движения.

Учитывая актуальный уровень развития детей шестого года жизни в области освоения опыта поведения на улицах города, мы составили перспективный план на год, чтобы расширить, обогатить и уточнить их знания и умения. Реализуем план через систему разнообразных методов. Это наблюдение, упражнения, чтение специальной детской литературы. Беседы, рассматривание, дидактические игры, ситуационно- имитационное моделирование (процесс конструирования). Знания закреплялись в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.

Проведя описанную работу, мы к концу учебного года повторили диагностику знаний детей по правилам дорожного движения. По итогам исследовательской работы на конец учебного года были сделаны следующие выводы: с высоким уровнем – 73,3%, со среднем уровнем – 26,7%, низких показателей нет. Сравнительный анализ показал более высокий результат на конец года. По итогам исследовательской работы были сделаны выводы: дети получили большой объём знаний о правилах дорожного движения; сформировано осознанно правильное поведение на улице, но не всегда могут применять на практике.

Чтобы работа была более успешной в будущем, мы планируем организовать кружок, чаще приглашать инспектора ГАИ, совместно работать с родителями.

Учитывая актуальный уровень развития детей шестого года жизни в области освоения опыта поведения на улицах города, мы составили перспективный план на год, чтобы расширить, обогатить и уточнить их знания и умения.

Реализуем план через систему разнообразных методов можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно – иллюстративные методы позволяют сформировать умения и навыки поведения на дороге путём действий по предложенному образцу. На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми участниками дорожного движения. Через групповую газету, собрания – студии, совместные с детьми и родителями развлечения мы стараемся убедить пап и мам, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявленные детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень важно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако, безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а поэтому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность. Правила дорожного движения являются первым неотъемлемым от повседневной жизни и наиболее важным правовым актом, с которым человек постоянно и бесконечно часто сталкивается с момента начала и на всем протяжении жизни. Соблюдение правил дорожного движения является основополагающим элементом формирования сознания ребенка как пешехода, а в дальнейшем взрослого –водителя, законопослушного гражданина (врача, инспектора ГИБДД, чиновника и так далее).

Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо ещё до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.

Первыми учителями, которые могут помочь обществу уберечь детей от транспортных средств, научить их безопасному поведению на дороге должны быть родители и воспитатели.

Именно в дошкольном возрасте дети должны получить сведения о правилах дорожного движения. Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей на дороге является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, эта работа должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.

Всё, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Публикации по теме:

Формирование навыков безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста Само понятие «безопасность» подтверждает важность и необходимость проведения работы по формированию безопасного поведения в быту. Ребёнок.

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП.

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни.

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде "формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде"Проект посвящен актуальной.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Задачи:1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами. 2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Володина Елена Обобщение опыта «Воспитание.

План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» Смоленского района, Смоленской области.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Управление по делам образования Троицкого муниципального района Челябинской области Муниципальное казенное дошкольное образовательное.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Цель: - Создавать условия для полноценного.

Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки правил дорожного движения» МБДОУ 87 "Детский сад компенсирующего вида 2-ой категории" развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на основе знакомства с ПДД
Опубликовано: 21 марта 2016 в 19:40
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД