Получи документы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре

Елена Романова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156»

Тема проекта:

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре»

Воспитатель старшей группы Романова Е. В.

Нижний Новгород 2018 год

Актуальность проекта

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре» размещена в разделах

Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты современной массовой культурой.  Культура каждого народа не застывшее «музейное», а яркое и живое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающих поколений.

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.

Цель проекта: формирование устойчивой социальной позиции воспитанников; формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией; воспитание любови и привязанности к своей семье, уважение к ее традициям, развитие семейного досуга; пробуждение интереса воспитанников к русскому устному народному творчеству, поэтическому мышлению, духовному и творческому воспитанию подрастающего поколения; воспитание доброжелательного отношения воспитанников к окружающему миру, природе; воспитание эмоциональной отзывчивости.

Задачи проекта:

-приобщение воспитанников к русской народной культуре;

-формирование представлений о быте, ремесле и творчестве;

-приобщение воспитанников к обогащению активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-приобщение воспитанников к искусству, как к виду творческой деятельности людей (изобразительное искусство, литература, музыка, театр, кино);

-формирование интереса и любви к чтению русских народных сказок, знакомства с историей народных сказок и ее жанрами;

-формирование навыков умения и желания слушать художественные произведения, следить за развитием действий, пересказывать и обыгрывать русские народные сказки методом наглядного моделирования;

-формирование навыков восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

-создание возможности для родителей стать непосредственными участниками образовательного процесса;

-приобщение к совместному творчеству родителей и воспитанников;

создание благоприятного эмоционального настроения.

Народное искусство изначально связано с трудовой деятельность человека. Развивается на основе традиций и преемственности.

Народное искусство хранит вековые традиции передаваемые из поколения в поколение.

Малые жанры устного народного творчества

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.  

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — фраза, отражающая какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Фольклор — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Под устным понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)

Устное народное творчество обладает удивительной способностью побуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, приобщается к культуре своего народа.

-изучение литературы;

-показ кукольного театра;

-знакомство и обыгрывание потешек;

-показ сказок и т. д.

Художественно-эстетическое развитие

Основная цель проекта – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего они должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки, у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем.

Познавательное развитие

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

  Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

   «Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно».    Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.

Социально- коммуникативное развитие

Искусство передает информацию из поколения в поколение, от человека к человеку. Своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка призвана служить познанию юными гражданами традиций и обычаев своего народа, развивать их мировоззрение, воспитывать в них высокие нравственные принципы и прививать тонкий эстетический вкус.

Воспитанники:

познавательное развитие; обогащение активного словаря;

расширение кругозора;

развитие свободного общения со взрослыми, сверстниками;

приобщение воспитанников к русской народной культуре, творчеству, ремеслу, к искусству;

формирование представлений о совместном досуге (чтению любимых сказок, играм, творческой деятельности и т. д.).

Родители:

установление доверительных и партнёрских отношений между ДО и родителями;

донесение до них понимания о значимости совместного времяпровождения с детьми, о способах провождения (игры, творческая деятельность, трудовая деятельность);

возможность узнать о склонностях и предпочтениях своего ребенка.

Воспитатели:

развитие отношений, поиск и реализация новых совместных проектов.

Прикреплённые файлы:

rukopisnaja-kniga_11dtc.pptx | 5906,18 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об антитеррористической безопасности К сожалению, терроризм - это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники "Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в использованием технологии мнемотехника" Экологическое.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Презентация «Учимся определять время по часам» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Весенние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Зимние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Консультация для родителей «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Кивгазова История вопроса о влиянии семьи, на воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре
Опубликовано: 23 марта 2018 в 15:56
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД