Папки-передвижки

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре

Елена Романова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156»

Тема проекта:

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре»

Воспитатель старшей группы Романова Е. В.

Нижний Новгород 2018 год

Актуальность проекта

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре» размещена в разделах

Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты современной массовой культурой.  Культура каждого народа не застывшее «музейное», а яркое и живое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающих поколений.

Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.

Цель проекта: формирование устойчивой социальной позиции воспитанников; формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией; воспитание любови и привязанности к своей семье, уважение к ее традициям, развитие семейного досуга; пробуждение интереса воспитанников к русскому устному народному творчеству, поэтическому мышлению, духовному и творческому воспитанию подрастающего поколения; воспитание доброжелательного отношения воспитанников к окружающему миру, природе; воспитание эмоциональной отзывчивости.

Задачи проекта:

-приобщение воспитанников к русской народной культуре;

-формирование представлений о быте, ремесле и творчестве;

-приобщение воспитанников к обогащению активного словаря; развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-приобщение воспитанников к искусству, как к виду творческой деятельности людей (изобразительное искусство, литература, музыка, театр, кино);

-формирование интереса и любви к чтению русских народных сказок, знакомства с историей народных сказок и ее жанрами;

-формирование навыков умения и желания слушать художественные произведения, следить за развитием действий, пересказывать и обыгрывать русские народные сказки методом наглядного моделирования;

-формирование навыков восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

-создание возможности для родителей стать непосредственными участниками образовательного процесса;

-приобщение к совместному творчеству родителей и воспитанников;

создание благоприятного эмоционального настроения.

Народное искусство изначально связано с трудовой деятельность человека. Развивается на основе традиций и преемственности.

Народное искусство хранит вековые традиции передаваемые из поколения в поколение.

Малые жанры устного народного творчества

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.  

Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — фраза, отражающая какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Фольклор — устное словесное и музыкальное народное творчество.

Под устным понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)

Устное народное творчество обладает удивительной способностью побуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, приобщается к культуре своего народа.

-изучение литературы;

-показ кукольного театра;

-знакомство и обыгрывание потешек;

-показ сказок и т. д.

Художественно-эстетическое развитие

Основная цель проекта – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего они должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.

Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки, у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем.

Познавательное развитие

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

  Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития познавательной активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их несложности, мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

   «Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности невозможно».    Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка.

Социально- коммуникативное развитие

Искусство передает информацию из поколения в поколение, от человека к человеку. Своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка призвана служить познанию юными гражданами традиций и обычаев своего народа, развивать их мировоззрение, воспитывать в них высокие нравственные принципы и прививать тонкий эстетический вкус.

Воспитанники:

познавательное развитие; обогащение активного словаря;

расширение кругозора;

развитие свободного общения со взрослыми, сверстниками;

приобщение воспитанников к русской народной культуре, творчеству, ремеслу, к искусству;

формирование представлений о совместном досуге (чтению любимых сказок, играм, творческой деятельности и т. д.).

Родители:

установление доверительных и партнёрских отношений между ДО и родителями;

донесение до них понимания о значимости совместного времяпровождения с детьми, о способах провождения (игры, творческая деятельность, трудовая деятельность);

возможность узнать о склонностях и предпочтениях своего ребенка.

Воспитатели:

развитие отношений, поиск и реализация новых совместных проектов.

Прикреплённые файлы:

rukopisnaja-kniga_11dtc.pptx | 5906,18 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об антитеррористической безопасности К сожалению, терроризм - это часть нашей сегодняшней реальности. Даже если мы сами и наши близкие живут в относительно безопасных регионах.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники "Формирование элементарных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в использованием технологии мнемотехника" Экологическое.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Презентация «Учимся определять время по часам» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Весенние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Зимние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Консультация для родителей «Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста» На современном этапе развития человечества педагогическая наука рассматривает «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о своей семье у детей старшего дошкольного возраста. Н. Н. Кивгазова История вопроса о влиянии семьи, на воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре
Опубликовано: 23 марта 2018 в 15:56
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД