Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы

наталья плишкина
Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы

«Музыка ближе всего к природе».

Клод Дебюсси (1862-1918)

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Я считаю, если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, делам и настроению взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.

В наше время существует угроза в том, что мы не можем достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, потому что по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Поэтому я считаю, что на плечи музыкального руководителя ложится задачи воспитательной, образовательной, просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей по проблемам гармоничного воспитания детей.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили мой выбор: «Формирование экологической культуры дошкольников средствами музыкально – образного познания природы».

Выдвинула гипотезу, если дети будут понимать музыкальные

Цель: формировать экологическую культуру детей средствами музыкально – образного познания природы.

Исходя из цели, я поставила задачи:

1. Вводить музыкальные образы на музыкальных занятиях для развития экологической культуры;

2. использовать на занятиях музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности.

Для решения поставленных задач, использую методы исследования:

- наблюдение;

- беседы с детьми;

- тестирование, анкетирование, диагностика.

Изучив опыты педагогов – практиков Н. К. Крупской, Ветлугиной Н. А., Боевой И. Н., Бурениной А. И., Костиной Э. П., я пришла к выводу, что одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром, поддерживаемая сопутствующими голосами. Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Я пришла к выводу, что в процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыки, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.

Из музыкальных образов они узнают, что кошечка - это мама котят, курочка - мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют "пейте дети молоко - будете здоровы", то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой природе.

При подборе музыкальных произведений я учитываю возрастные особенности детей. (Приложение1) Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радости, ощущение прекрасного.

Например: в старших группах я в течение года знакомлю детей с тремя темами по cлушанию музыки:

Первая тема - "Какие чувства передает музыка?" - посвящена знакомству детей с эмоциональным содержанием музыки, с ее жанрами, характером. Например, в пьесе "Ходит месяц над лугами" С. Прокофьева дети различают спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии, ощущают плавное движение в аккомпанементе, отмечают смену регистров.

В пьесе "Зима" М. Крутицкого ребята воспринимают спокойное, чуть сдержанное звучание мелодии, рисующей картину суровой, снежной зимы; преобладание низкого регистра в мелодии.

Вторая тема - "О чем рассказывает музыка?" Например, в пьесе "Белка" Н. Римского-Корсакова дети воспринимают легкое, изящное звучание пьесы в высоком регистре, узнают ее, высказываются о ее характере и различают образ белки, грызущей орешки. Чтобы детям был более понятен этот образ, я использую отрывок из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане. " (. ель растет перед дворцом.).

В пьесе "Море" (вступление к опере "Садко") Н. Римского-Корсакова дети воспринимают картину могучего, грозного моря, образ то усиливающихся, то затухающих волн, отмечают смену динамических оттенков. Использую отрывок из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", передающий образ моря.

Третья тема - "Как рассказывает музыка?" Дети учатся различать средства музыкальной выразительности. Так, в пьесе "Песня жаворонка" П. И. Чайковского дети различают и сравнивают яркие средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающей образ наступающей весны: нежный, светлый характер, высокий регистр; характерное музыкальное заключение - выразительно-изобразительные средства, характеризующие пение жаворонка.

Для эмоционального воздействия (создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение, я использую записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включаю гимнастику (ритмопластинку) известного в Санкт-Петербурге педагога А. И. Бурениной, на основе этой методики я создала свой комплекс гимнастики.

Я уверена, что не всякое музыкальное произведение по-своему содержание соответствует важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. В своей работе я использую музыкальные произведения композиторов Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова. Не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души.

Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. Я считаю, что надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носила проблемный характер.

В своей работе для создания музыкального мини – центра в группах младшего и среднего возраста, использую пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями, которые развивают у детей слуховое восприятие и внимание, формируют исполнительские навыки, воспитывают устойчивый интереса к музыкальным произведениям разных жанров. Для создания театрального мини – центра для детей этого же возраста я использую наборы масок животных, сказочных зверей и птиц, которые развивают творчество детей на основе литературных произведений, формируют умение ставить несложные представления, развивать интерес к театрально - игровой деятельности.

Для работы с детьми старшего возраста для создания музыкального мини – центра у детей добавляю также дудочки, свистульки, которые развивают у детей музыкально-сенсорные способности и творческие проявления в музыкальной деятельности; записи CD с музыкой известных композиторов, звуки и шумы природы, которые воспитывают устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров. Для создания театрального мини – центра для детей этого же возраста я добавляю костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок, наборы масок (сказочных, фантастических персонажей, которые развивают речевое творчество детей на основе литературных произведений, обучают перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации, обучают использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.

Занятие по экологическому воспитанию проводилось мною со 2 младшей группе детского сада. (Приложение№) Детям младшего возраста мною была предложена для слушания музыка А. Гречанинова «Котик выздоровел» и «Котик заболел». Дети с охотой передают образ котика: залезают на дерево, спрыгивают, "умываются", приводят в порядок свой красивый хвост и т. д. Этот образ здорового котика детям близок и понятен. А другой образ - образ больного котика, который заболел. Дети передавали этот образ мягкими, плавными движениями, на лице у них была заметна грусть, печаль. Старались в образе точнее передать поведение животного.

На музыкальных занятиях и развлечениях с детьми мы часто отправляемся на «прогулку в лес», где много всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы, животных; слушают и поют песни обо всём, что нас окружает.

Через музыку я учу детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы; способствовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т. д.

Современная действительность выдвинула перед обществом задачу формирования экологического мышления не в меньшей степени, чем компьютерного. И дети наши должны знать: общество без природы не проживет, не выживет.

Анализируя свою работу, хочется отметить, что используя различные формы, методы и способы работы на занятиях музыки, дети стали обладать большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, хотят иметь домашних животных, ухаживать за ними, гулять, кормить, поить, подкармливать зимой птиц, строить скворечники и т. д. Большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности: слушать музыку, петь песни, водить хороводы. Как результат работы, у детей повысился уровень развития восприятия музыки. (Приложение №)У детей есть свои любимые произведения, которые они легко узнают и знают их названия и авторов.

Заключение.

Из всего вышесказанного следует отметить, что использование музыки приводит к замечательным результатам. Введение классических музыкальных произведений на слушании, пальчиковых игр и сказок, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, валеологических песенок – распевок, способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и образного отношения к природе, к растениям и животным.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи воспитания. В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому, я считаю, что формирование экологической культуры детей средствами музыкально – образного познания природы – это более успешное и продуктивное воспитание.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Экологический проект «Экология детям» Материал к районному конкурсу «ДЕТСКИЙ САД ГОДА - 2013» Тема: «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников».

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Праздники
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы
Опубликовано: 26 апреля 2013 в 16:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок»
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок» Немцова Людмила Юрьевна воспитатель высшей категории ЦРР-детский сад №12...
Конспект прогулки в старшей группе «В гостях у лягушат»
Тема: «В гостях у лягушат» Цель: Формировать обобщённое представление детей о лете, о летних явлениях в неживой природе ( осадки, температура воздуха, о...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла матрешка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Солнышко» Музыкальное развлечение для малышей «В гости к нам пришла...
Фотоотчет об участии во Всероссийском фестивале «Вместе ярче»
С сентября по октябрь 2017 года в России проходит Всероссийский Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче , целью которого является популяризация...
Лэпбук «Осень»
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...