Формирование экологической личности посредством воспитания целомудренного отношения к природе

Алла Дронова
Формирование экологической личности посредством воспитания целомудренного отношения к природе

Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик,-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф. М. Тютчев)

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Они открывают новый мир для себя, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать и даже попробовать на вкус.

Поддерживая истинный интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании не только бережного отношения к природе, но и воспитания любви ко всему миру, как основы. Поэтому истинная экология, как наука должна быть пронизана любовью и гуманизмом.

Экологическая культура предполагает не только наличие определённых знаний

И убеждений, но и приобретение навыков, стремление подчинить свою деятельность рациональному природопользованию.

Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Чаще всего это связано с незнаниями дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому ознакомления детей с миром природы рассматривается как формирование и воспитание основ нравственного и гуманного взаимодействия с окружающим миром.

Экологическая культура дошкольников – сложная взаимосвязанная система его отношений с природой, где ребёнок накапливает позитивный личный опыт общения с природой, учится контролировать свои действия соотносить их с окружающей обстановкой и предвидеть возможные последствия своих действий для природы.

Сколько бы ребёнок не запомнил названий растений, сколько не посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нём любовь – всё бесплодно. Любое воспитание, в том числе и экологическое, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке.

«Годы детства – писал В. Сухомлинский – это прежде всего воспитание сердца» и срок для этого отпущен небольшой – 7 лет, дальше это будет делать крайне трудно.

Что же способствует такому воспитанию? Любовь и красота. В них есть тот живой огонь, от которого зажигаются огоньки детских сердец.

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой, у него слепота души. А у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру.

Общение с природой развивает человека нравственно. Замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Человек учится у природы. Его наблюдения помогают придумывать и создавать необходимые для жизни и действительности предметы

В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играя с ним – добрый человек пришёл. Если обходился грубо – настораживались так, как по отношению к животному судят и по отношению к людям.

Общение с природой вызывает у ребёнка положительные эмоции и чувства: он получает удовольствие от красоты растений и животных, от приятных звуков – пение соловья, стрекотание кузнечика; от нежного запаха цветов. Особую радость ребёнок испытывает общаясь с животными и их детёнышами, наблюдая за их весёлым поведением, созерцая прелесть цветущих растений.

Ребёнок накапливает нравственно-целостный опыт отношения к миру, умение целесообразно вести себя в природе. У детей повышается уровень экологической воспитанности. Ведущим личностным достижением ребёнка становится гуманное отношение величайшей ценности – к жизни.

Тайна успеха во всём.

Публикации по теме:

Методическое пособие «Природа Земли»Методическое пособие «Природа Земли» В подготовительной группе мы знакомим детей с природой и её особенностями и закономерностями. Как природа взаимодействует с человеком и.

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование экологической личности посредством воспитания целомудренного отношения к природе
Опубликовано: 26 октября 2013 в 20:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...