«Формирование здорового образа жизни дошкольников»

Валентина Лукьянова
«Формирование здорового образа жизни дошкольников»

"Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной"

М. Монтель.

Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будутсовершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здорвью.

Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети - цветы жизни, это наше будущее. Здоровье - главное нации. Если здоровье - богатство, его надо сохранять. "Здоровье - это вершина. которую должен каждый покорить сам" - так гласит народная мудрость".

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить. не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней. это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время на фоне экологического и социального неблагополучия отмечается ухудшения здоровья. Большинство выпускников детских садов приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% старшего дошкольного возраста, 10-25% дошкольников имеют отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, в шести-семилетнем возрасте у половины детей отмечается стойкое повышение артериального давления. Растёт число детей с отклонениями органов пищеварения, костно-мышечной (нарушение осанки. сколиоз,мочеполовой, эндокринной систем. Дети в школу приходят читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, слабо развитую моторику рук, у многих детей отсутствие физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья,элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания неуспеха, усугубляющего поведенческие и нервно - психические отклонения,а это приводит к асоциальным формам поведения. У таких детей наблюдается переутомление,снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников. но и перспективы их дальнейшего их развития. Статистика утверждает, что ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, то есть от экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. Если на 50% здоровья родители не могут повлиять, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Проблема воспитания здорового поколения приобретают в настоящее время всё большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных приоритетных задач детского сада.

Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об Образовании", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ. Перечисленные документы и меры. принимаемые органами управления образованием, помогают достичь определённых результатов стабилизации. а в детских садах качественного улучшения детского здоровья. У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье.

В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей. потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями,поэтому в учреждении создано детско - взрослые сообщество (дети - родители - педагоги).

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья,формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств. В детстве человек осуществляет более напряжённую, более сложную работу, чем взрослый по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разум его здоровья. Поэтому именно на этом дошкольном возрасте приоритетом является задача воспитания у детей мотивация на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Наш детский сад посещают дети с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата, ДЦП, синдром Дауна нарушения интеллекта, ЗПР,ЗПРР, которые имеют несколько сопутствующих заболеваний. Для нашего контингента воспитанников проблема актуальности формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья имеют особую силу. Педагоги рассматривают формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое. нравственное, психическое и социальное благополучие. С этой позиции основным в работе по укреплению здоровья детей является формирование единого здоровьесберегающего образовательного пространства. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни - залог успешной социализации личности, ослабления негативного воздействия микро и макросреды. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям (гигиена нервной системы, гигиена отношений, психологическая безопасность, гибкий режим дня посещения детского сада). Необходимо погружение ребёнка в особо организованную жизненную среду. формирующую привычки здорового образа жизни без их деклорирования взрослыми.

Необходимо выстроить особую пространственную среду, которая бы стимулировала познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей. Необходимо создать такой оздоровительный режим в дошкольном учреждении, который позволит заложить у детей дошкольного возраста основные навыки по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно-методической проблемы, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответствующего изменения его структуры.

Специалисты должны научить детей правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к будущей жизни во многом зависит от состояния их здоровья в преддошкольный период, от их физического и психического развития и готовности к началу систематического обучения.

Педагоги должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Важнейшее направление в работе по оздоровлению детей - это осуществление профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно важно, чтобы обучение носило интегрированный характер.

Тема "Здоровье", "Здоровый образ жизни" должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.

Необходимо вести физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья.

Задачи

1. Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам родного края.

2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.

3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

4. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо-физические качества:быстроту, ловкость, гибкость, силу.

5. Научить детей регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

6. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.

Концептуальные основы формирования здорового образа жизни

Концептуальной основой деятельности структурного подразделения является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Таким образом,актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с ФГТ, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов,перспектив развития.

Стратегия организации работы

1. Проведение мониторинга состояния здоровья детей.

2. Анализ созданных условий предметно-развивающей среды в детском саду.

3. Изучение современных нормативно-правовых документов.

4. Изучение и внедрение современных инноваций в образовательной области "Здоровье".

5. Проектирование модели системы работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Принципы работы

1. Научность.

2. Доступность.

3. Активность.

4. Сознательность.

5. Единство диагностики и коррекции.

6. Систематичность.

7. Целенаправленность

8. Оптимальность.

Основные средства формирования здорового образа жизни

1. Правильно организованная предметно-развивающая среда в ДОУ.

2. Непосредственно образовательная деятельность.

3. Игровая деятельность.

4. Продуктивная деятельность.

5. Познавательно-исследовательская деятельность.

6. Коммуникативная деятельность.

7. Музыкально-художественная деятельность.

8. Чтение художественной литературы.

Основные направления работы

1. Оздоровительное.

2. Валеологическое.

3. Физическое.

4. Психо-эмоциональное благополучие.

5. Коррекционное благополучие.

6. Комплексная диагностика.

Анализ

1. Разработан целевой комплексный план "Здоровье"по формированию здорового образа жизни, состоящий из двух блоков:

1 блок - Создание условий для здоровьесбережения воспитанников детского сада".

2 блок "Организация физкультурно-оздоровительной работы".

Каждый блок в свою очередь содержит свои разделы.

2. Составлена система физкультурно-оздоровительных мероприятий с воспитанниками, которая подразумевает такие разделы:

- Виды физической культуры.

- Вариативное содержание.

- Особенности организации.

3. Разработаны формы работы с детьми и родителями.

4. Внедрение в практику нетрадиционных форм по оздоровлению дошкольников (учёт состояния здоровья детей, изучение литературы практическими навыками, взаимодействие с медиками, специалистами).

Результативность

Дети:

1. Дети овладели навыками здорового образа жизни.

2. Повысилась сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям.

3. Улучшились соматические показатели здоровья и показателей физической подготовленности.

4. Снижение заболеваемости.

5. У восьми воспитанников снят диагноз - часто болеющий ребёнок.

6. 68% воспитанников с ОВЗ имеют положительную динамику физического развития.

7. Сформирована гигиеническая культура, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

8. Развиты умения предвидеть возможные опасности для своего здоровья.

Родители:

1. Сформирована активная родительская позиция.

2. Повысилась компетентность родителей в вопросах физического развития.

Педагоги:

1. Организована целенаправленная работа между специалистами, педагогами.

2. Создали предметно-развивающую среду, которая гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Формирование здорового образа жизни - это не просто усвоение определённых знаний. а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни.

Литература

1. Белая К. Ю. ,Зимонина В. А. "Как обеспечить безопасность дошкольников". М.: Просвещение, 2000.

2. Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие. М.: 2002.

3. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.:АРКТИ, 2002.

4. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева,А. А. Асташкина. Тольятти,2004.

5. Яковлева Т. С. "здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М.:Школьная Пресса, 2006.

Приложение №1

Формы работы с детьми

Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает прежде всего формирование здорового образа жизни в работе с детьми.

Работа с дошкольниками строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре, инструктор лечебной физкультуры с участием медицинских и педагогических работников.

Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используются специалистами при планировании работы с детьми.

Вся работа с детьми осуществляется в разных формах работы:

-медико-гигиеническая и медико-профилактическая;

-физкультурно-оздоровительная;

-информационно-просветительская;

-образовательная;

-коррекционная;

-спортивно-досуговая.

Коррекционная деятельность

Одна из таких форм - организация коррекционной работы (коррекционные упражнения и задания) строится полодифференцированного подхода. Такой взгляд на физическое воспитание ребёнка оправдан с физиологической, психологической и эмоциональной точек зрения, поскольку мужской и женский организмы отличаются целым рядом свойств и особенностей.

В результате применения дифференцированного подхода к организации деятельности с детьми стало возможным избирательно воздействовать на двигательную активность мальчиков и девочек, на становления физических качеств.

В нашем детском саду коррекционная работа проводится с использованием тренажёров. Работа проводится в строгом соответствии с медицинскими и педагогическими рекомендациями.

Театральная деятельность

Всё большее распространение как средство здорового образа жизни получило в нашем детском саду использование различных видов театральной деятельности. Действительно средство физического и оздоровления детей стал активный отдых. который способствует предупреждению утомления, повышению резервных возможностей детского организма, улучшению психоэмоционального состояния, активизация двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мониторинг физического здоровья ребёнка

В нашем детском саду также широко используется мониторинг физического здоровья ребёнка. Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, темпа и гармоничности развития, определения уровня физического здоровья, но и для осуществления последующей коррекционно-реабилитационной работы.

Музыка

Особую роль в оздоровлении детей специалисты детского сада отводят музыке. Так, музыка является основой программы "Здравствуй!" М. Л. Лазарева, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма технологий: работа с цветомузыкальными пособиями, разучивание большого количества песен, регулярное выполнение дыхательной гимнастики, знакомство со сказочными персонажами,деятельности, участия воспитанников в детских играх здоровья.

Валеологическое образование

Педагоги проводят большую работу по валеологическому воспитанию и образованию детей. Они подбирают эффективные методы и приёмы, позволяющие в доступной интересной форме преподнести знания, сна, и таким образом приобщают детей к здоровому образу жизни.

Кружковая деятельность

В детском саду функционируют бесплатные кружки физкультурно-оздоровительного направления:

- "Нехворайка".

- "Познай себя".

- "Ритмическая гимнастика".

Непосредственно образовательная деятельность (совместная деятельность детей и педагога - психолога).

Это коррекционно-развивающая деятельность детей с педагогом-психологом. Такая работа помогает детям управлять своими эмоциями. С целью коррекции имеющихся отклонений у детей, обеспечения их психологического комфорта проводятся различные релаксационные, тренинговые упражнения.

Игровая деятельность (тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации)

Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивйдуальных особенностей восприятия ребёнка.

Как показывает практика. дети 3-5 лет знакомятся с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно благодаря целенаправленной организации их сенсомоторной игровой активности с включением всевозможных игр: тематическе,дидактические,подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры-имитации.

Для детей 5-7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умений самостоятельно выбирать способы решения проблемно-творческие фантазии.

Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.

Основы безопасной жизнедеятельности детей

Для формирования у детей основ безопасности в нашем детском саду функционирует транспортная площадка "Зелёный огонёк", где закрепляются правила дорожного движения. Педагоги и специалисты применяют разнообразные игровые технологии для сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста. Также проходят тематические вечера, досуги, праздники и другие мероприятия по

- по пожарной безопасности,

- безопасного поведения в природе,

- безопасного поведения на воде,

- я и другие люди.

Приложение № 2

Формы работы с родителями

1. Информационное направление: индивидуальные, коллективные,наглядно-педагогическая информация.

Индивидуальные

-беседы,

-консультации,

-информационные беседы со специалистами,

-рекомендации по оздоровлению детей.

Коллективные

-родительские собрания,

-конференции,

-семинары-практикумы,

-круглые столы,

-игровые тренинги,

-дни открытых дверей,

-педагогическая гостиная,

-презентации.

Наглядно-педагогическая информация

-рекламный стенд,

-тематические выставки,

-памятки-инструкции,

-буклеты,

-видеотека,

-информационные корзины,

-досуги.

2. Совместная деятельность родителей и детей:

-совместные мероприятия по физической культуре родителей с детьми;

-рекомендации, советы, задания;

-индивидуальные консультации и беседы;

-презентации детского сада;

-сайт детского сада;

-клуб "От родителя к родителю";

- университет педагогических знаний;

-лекторий;

-школа родителей.

Приложение № 3

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

1. Утренняя гимнастика

-комплексы коррегирующей гимнастики;

-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;

-упражнения с использованием разнообразных модулей;

-упражнения с простейшими тренажёрами;

-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;

-работа по контролю за осанкой.

2. ЛФК

- блок физических упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности позвоночника, на укрепление мышечного тонуса, на коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, на расслабление и снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения.

3. Физическая культура

-двигательная деятельность тренировочного типа;

-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;

-ритмическая гимнастика;

-диагностика проверочных умений и навыков;

-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.

4. Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка

-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;

-ритмические движения;

-коррегирующие упражнения;

-упражнения для развития мелкой моторики;

-игровые упражнения коррекционной направленности.

5. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.

-разминка в постели;

-гимнастика сюжетно-игрового характера;

-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;

-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;

-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.

6. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.

-игры низкой и средней интенсивности,

-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;

-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;

-спортивные упражнения;

-игры с элементами спорта;

-народные игры;

7. Логоритмика.

-упражнения на развитие мелкой моторики, двигательной памяти и координации движений взаимосвязанных со словом и музыкой;

-общеразвивающие упражнения коррекционной направленности

-пальчиковая гимнастика;

-двигательные задания на пространственную ориентировку;

-ритмические упражнения;

-упражнения на коррекцию в движениях рук, ног.

8. День здоровья

-сюжетно-тематические;

-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;

-спортивные игры и упражнения.

9. Физкультурный праздник.

10. Физкультурный досуг.

11. Индивидуальная работа по развитию движений

-упражнения со специальным оборудованием;

-коррекция нарушений ОДА.

12. Закаливание

-контрастные воздушные ванны;

-ходьба босиком;

-облегчённая одежда;

-умывание прохладной водой.

Публикации по теме:

Что такое ОБЖ? Очень часто, чтобы сохранить собственную жизнь и жизни своих близких, оказываешься зависимым от знания простейших вещей. Правила оказания.

Насыщенная, интересная и увлекательнаядошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения и улучшение здоровья дошкольника. Тема:"Насыщенная, интересная и увлекательная дошкольная жизнь-важнейшее условие сохранения здоровья воспитанника. ""здоровье-бесценный.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
«Формирование здорового образа жизни дошкольников»
Опубликовано: 19 января 2013 в 20:48
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...