Формы работы ДОУ по формированию патриотических чувств у дошкольников

Ирина Воронкова
Формы работы ДОУ по формированию патриотических чувств у дошкольников

«Только тот, кто ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.

В связи с этим на современном этапе развития общества детский сад обязывают проводить работу по формированию патриотических чувств у детей, развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

В нашем детском саду работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Большое значение в осуществлении работы по данному направлению имеет создание развивающей среды. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.

При ознакомлении детей с родной страной, с обычаями и культурой своего народа, с российской символикой, гербами, создаются благоприятные условия, при которых у них развивается кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества. В процессе данной воспитательной работы воспитывается уважение к символике к своей стране и ее народу.

Во многом помогает в данной работе художественная книга. Для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, развивает человечность, гуманные качества личности: добро и справедливость, чувство гражданственности, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Книга развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, воздействует на личность малыша, на чувства и поступки ребенка, формирует нравственные представления и нравственный опыт, способствует сообщению детям знаний о моральных качествах человека. В нашем саду в каждой возрастной группе оборудован книжный уголок с учетом возраста детей и особенностями культуры, быта народов, населяющих наш Самарский край.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Воспитание патриотических чувств в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым, эстетическим воспитанием. Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам «23 февраля. Военные профессии», «Весна. Мамин праздник», «Семья», «Мой город. Правила и безопасность дорожного движения», «Наш любимый детский сад», «Русская народная игрушка».

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Работа по каждой теме включает организацию НОД, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

В нашем детском саду определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся. Это:

• народный и фольклорный праздник – «Масленица»;

• государственно-гражданские праздники – «Новый год», «День защитника Отечества», «День Победы», «День знаний»;

• международные праздники – «Международный женский день», «День защиты детей»;

• бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, 1 апреля, и ряд праздников, которые специально придумываются взрослыми.

Ежегодно в детском саду проводятся фотовыставки и конкурсы детских рисунков посвященных празднованию «Дня Защитника Отечества» и «Дню победы». Работы, представляемые на выставках – это всплеск идей, творчества и безграничной фантазии детей и взрослых. Семейные рисунки получаются яркие, красочные.

Так же наши воспитанники участвуют и побеждают в районных и городских конкурсах:

«Мир глазами детей»;

«Поделись улыбкою своей»;

«Палитра»;

«Любимому району – 35 лет!»;

«Я узнаю мир»;

• Фестиваль «Весна»;

«Мир, в котором я живу»;

• Участвуют в изготовление лучшей новогодней игрушки для украшения Городских Ёлок Самары

Большое значение в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеет проведение краеведческой работы. Экскурсия по любимым местам города традиционно проводится в мае участниками кружка спортивной направленности «Здоровячек». Наши воспитанники отправляются в поход к реке Волга, во время которого посещают дачу первого Самарского художника Константина Павловича Головкина.

Большое внимание уделяется воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе. С недавних пор у нас стало хорошей традицией проводить благоустройство участков детского сада с привлечением родителей. Проводится большая предварительная работа: рисуется макет площадки, обозначаются места построек, благоустраиваются клумбы. Эта форма работы помогает детям показать своё отношение к «малой Родине».

Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять нашим воспитанникам связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Публикации по теме:

Памятные места родного городаПамятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Как мы делали поделку к 9 маяКак мы делали поделку к 9 мая Здравствуйте! Хочется ещё рассказать про нашу группу. Мы уделяем большое значение патриотическому воспитанию детей, ведь : «Только тот,.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формы работы ДОУ по формированию патриотических чувств у дошкольников
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 21:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...