Формы работы ДОУ по формированию патриотических чувств у дошкольников

Ирина Воронкова
Формы работы ДОУ по формированию патриотических чувств у дошкольников

«Только тот, кто ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 823, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.

В связи с этим на современном этапе развития общества детский сад обязывают проводить работу по формированию патриотических чувств у детей, развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

В нашем детском саду работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Большое значение в осуществлении работы по данному направлению имеет создание развивающей среды. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.

При ознакомлении детей с родной страной, с обычаями и культурой своего народа, с российской символикой, гербами, создаются благоприятные условия, при которых у них развивается кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества. В процессе данной воспитательной работы воспитывается уважение к символике к своей стране и ее народу.

Во многом помогает в данной работе художественная книга. Для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, развивает человечность, гуманные качества личности: добро и справедливость, чувство гражданственности, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Книга развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, воздействует на личность малыша, на чувства и поступки ребенка, формирует нравственные представления и нравственный опыт, способствует сообщению детям знаний о моральных качествах человека. В нашем саду в каждой возрастной группе оборудован книжный уголок с учетом возраста детей и особенностями культуры, быта народов, населяющих наш Самарский край.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что «. воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Воспитание патриотических чувств в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым, эстетическим воспитанием. Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам «23 февраля. Военные профессии», «Весна. Мамин праздник», «Семья», «Мой город. Правила и безопасность дорожного движения», «Наш любимый детский сад», «Русская народная игрушка».

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Работа по каждой теме включает организацию НОД, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

В нашем детском саду определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся. Это:

• народный и фольклорный праздник – «Масленица»;

• государственно-гражданские праздники – «Новый год», «День защитника Отечества», «День Победы», «День знаний»;

• международные праздники – «Международный женский день», «День защиты детей»;

• бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, 1 апреля, и ряд праздников, которые специально придумываются взрослыми.

Ежегодно в детском саду проводятся фотовыставки и конкурсы детских рисунков посвященных празднованию «Дня Защитника Отечества» и «Дню победы». Работы, представляемые на выставках – это всплеск идей, творчества и безграничной фантазии детей и взрослых. Семейные рисунки получаются яркие, красочные.

Так же наши воспитанники участвуют и побеждают в районных и городских конкурсах:

«Мир глазами детей»;

«Поделись улыбкою своей»;

«Палитра»;

«Любимому району – 35 лет!»;

«Я узнаю мир»;

• Фестиваль «Весна»;

«Мир, в котором я живу»;

• Участвуют в изготовление лучшей новогодней игрушки для украшения Городских Ёлок Самары

Большое значение в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста имеет проведение краеведческой работы. Экскурсия по любимым местам города традиционно проводится в мае участниками кружка спортивной направленности «Здоровячек». Наши воспитанники отправляются в поход к реке Волга, во время которого посещают дачу первого Самарского художника Константина Павловича Головкина.

Большое внимание уделяется воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе. С недавних пор у нас стало хорошей традицией проводить благоустройство участков детского сада с привлечением родителей. Проводится большая предварительная работа: рисуется макет площадки, обозначаются места построек, благоустраиваются клумбы. Эта форма работы помогает детям показать своё отношение к «малой Родине».

Работа, построенная таким образом в нашем дошкольном учреждении, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять нашим воспитанникам связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл российской символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

Публикации по теме:

Памятные места родного городаПамятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Как мы делали поделку к 9 маяКак мы делали поделку к 9 мая Здравствуйте! Хочется ещё рассказать про нашу группу. Мы уделяем большое значение патриотическому воспитанию детей, ведь : «Только тот,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формы работы ДОУ по формированию патриотических чувств у дошкольников
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 21:04
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...