Лучший педагог года

Тренинг для педагогов ДОУ «Формы взаимодействия с родителями»

Ирина Нестерова
Тренинг для педагогов ДОУ «Формы взаимодействия с родителями»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

• Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;

• Содействовать повышению уверенности в себе;

• Применение техник для педагогов в построении эффективного общения с родителями.

Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Формы взаимодействия с родителями“» размещена в разделах

Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями через реализацию модели взаимодействия «Семья + ребенок + детский сад». Основной формой взаимодействия педагога с родителями является общение. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. У педагогов и родителей есть единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

«Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?»

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои

закономерности. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя,доброжелательная улыбка!

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника. Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. В общении наиболее применим косвенный комплимент. мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родители, его ребенка,

Существуют и приемы установления хорошего контакта с собеседником.

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника и взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние 6езопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы.» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!») ,чаще говорить; «Мы», «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели., знали!», «Нас всех беспокоит, что дети. '. «Наши дети.», «Нас объединяет общее дело - это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правша установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень - это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

-Я хороший - ты плохой (позиция сверху)

-Я плохой - ты хороший (позиция снизу)

-Я хороший - ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2,? Что она означает? (1 - назидание, превосходство; 2 -заискивание, лебезит- внутреннее опасение; 3 - принятие другого человека, общение на равных).

Общение - это деятельность, и как любая деятельность поддаё тся анализу:

Этот анализ проходит свернуто - в диалоге с самим с собой. : что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с гак называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремится оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Что делать?

Первая фаза общения с такими родителями : необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциям этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю.», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, роди гель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

Вторая фаза беседы с родителем - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями :

•необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

•подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

•показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку.

Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

•Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

•Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

Самое трудное в общении воспитателя с родителем – это личностное общение. Нам не трудно сообщать родителям приятные новости : о хорошем поведении ребёнка, о его успехах на занятиях. Гораздо сложнее говорить с родителями о неприятном : ребёнок не слушается, обижает детей, приходит в детский сад в грязной одежде.

Как донести до родителей такую информацию, не обидев их и ребёнка?

Одной из эффективных техник речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».

Педагоги часто грешат тем, что у них появляется особая манера общения с окружающими, они начинают рассматривать мир с позиции «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется категоричность.

Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы и взаимопонимания.

Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь, одной из главных целей воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка или родителя.

Пример.

Родитель : «Почему у моего Миши синяк на щеке?»

Позиция «прокурор» в общении с родителями :

- Ваш Миша на прогулке безобразно себя вел (не обращал внимания на то, что я не разрешаю прыгать с веранды, упал и ударился). Вам необходимо объяснить ребенку, как надо вести себя в детском саду.

- Какие ошибки допустил воспитатель при разговоре с мамой?

-попробуйте прочитать мысли мамы после каждой сказанной фразы.

Позиция «адвокат» в общении с родителями :

- Миша физически развитый и подвижный мальчик. Я не смогла его предостеречь от неосторожного прыжка с веранды. Я огорчена по поводу того, что не всегда могу объяснить ему правила безопасного поведения на прогулке. Мне не хочется ограничивать его потребность в движении. Давайте вместе подумаем, как нам научить Мишу соблюдать правила безопасного поведения.

Техника «сэндвича».

Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».

По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).

-Начать с хорошего.

-Продолжить сложным и неприятным.

-Закончить хорошим.

Попробуйте мысленно построить конструкцию техник «Адвокат» или «Сэндвич»

1. -Не могли бы вы следить, чтобы мой ребенок не общался с Васей? Мне очень не

нравится Васина семья.

2. -Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нравится, как здесь кормят.

3.-Моя дочь — талантлива. Наташа замечательно рассказывает стихи, почему она не

выступает на утренниках?

4. -Почему вы не берете моего ребенка на открытые занятия?

Очевидно, существует три подхода в общении между людьми.

Первый — считаться только с собой и подавлять других.

Второй — всегда и во всем уступать другим.

Третий подход — иметь в виду свои интересы, не пренебрегая интересами других.

КАКОЙ ВАМ БЛИЖЕ? ЭТО КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБЩЕНИИ?

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

МАТЕРИАЛЫ К УПРАЖНЕНИЮ

«ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ»

---

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

X ---

Ты никогда никому не помогаешь.

X ---

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

X ---

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

X ---

Почему ты на всех смотришь волком?

X ---

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

X---

Ты как не от мира сего.

X ---

У тебя такой страшный взгляд.

X ---

С тобой бесполезно договариваться о чем-либо. Ты все равно все забудешь.

X ---

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

X ---

Посмотри, на кого ты похожа!

X ---

Ты слишком много болтаешь ерунды.

X ---

Что ты вечно на всех кричишь?

X ---

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

X ---

Ты слишком плохо воспитана

X ---

Публикации по теме:

Инновационные формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Инновационные формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» Актуальность.

Инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного.

Консультация для педагогов «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» Права и обязанности родителей определены: - в статьях 38, 43 Конституции.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями» Вся система работы в ДОО направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребёнка.

Положение об организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников Положение об организации взаимодействия педагогов МБДОУ «Золотой ключик» с. Покровское с родителями воспитанников (законными представителями).

Презентация «Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями ДОУ» «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Фотоотчет о семинаре-практикуме для педагогов «Формы взаимодействия с родителями по физическому воспитанию»Фотоотчет о семинаре-практикуме для педагогов «Формы взаимодействия с родителями по физическому воспитанию» Для педагогов ДОУ провела семинар -практикум по теме "Формы взаимодействия с родителями по физическому воспитанию". Изготовила памятки для.

Тренинг для молодых педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с родителями. Задачи: 1. Актуализировать существующие.

Тренинг для педагогов школы «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Занятие - тренинг для педагогов «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Продолжительность занятия: 1 час 20 минут.

Тренинг для педагогов «Искусство взаимодействия с родителями» Тренинг для педагогов «Искусство взаимодействия с родителями» Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов ДОУ «Формы взаимодействия с родителями»
Опубликовано: 12 июля 2018 в 08:00
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД