Формирование элементарных математических представлений посредством пескотерапии

Адиля Искандарова
Формирование элементарных математических представлений посредством пескотерапии

Формированию у детей математических представлений отводится важное место в общей системе развивающего обучения. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. В нашей стране пескотерапия получила распространение сравнительно недавно. Для более успешного усвоения и закрепления математического материала мы используем в своей работе нетрадиционные методы: песочную терапию (игры с песком).

Актуальность.

Формированию у детей элементарных математических представлениям отводится важное место в общей системе развивающего обучения. «Пескотерапия» дает возможность совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на занятиях по математике, в самостоятельной и совместной деятельности с детьми.

Цель: формирование элементарных математических представлений через игры и упражнения с песком.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Формирование у детей математических представлений (числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности (счёт, измерение, ориентировка в пространстве);

2. Развитие сенсорных (предметно-действенных, логических способов познание математических свойств и отношений;

3. Развитие интеллектуально-творческих и речевых проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

4. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремления к активной деятельности;

Я думала в каких образовательных областях можно применить элементы песочницы и поняла- во всех, что её можно использовать во всех видах деятельности. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во- вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В- третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.

Для формирования элементарных математических представлений с детьми мы проводим специальные игры и упражнения с песком, имеющие математическое содержание. Такие игры формируют у детей представления, о величине и форме, позволяют научить ребенка считать, сравнивать и т. п. Включение в игры с песком мелких игрушек, природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей, что позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство.

Для проведения игр в группе специально организована развивающая среда:

- световой стол;

- емкости для игр и опытно-поисковой деятельности: тазики, подносы, трубочки для коктейля, ведра, пластиковые бутылки;

- Песок, манка;

- совочки, грабельки;

- природный материал: манка, камешки разного цвета и величины, каштаны, горох, шишки, желуди;

- пробки, цифры, буквы, геометрические фигуры;

Методическое оснащение:

- подборка дидактического материала, упражнений для игры с песком;

- подборка литературного материала (стихотворений, потешек, загадок, пословиц, сказок);

- подборка схем для «рисования на песке»;

- предметные и сюжетные картинки;

- подборка музыкальных произведений.

Сегодня я хочу с вами поделиться своими результатами этой работы.

Все занятия проводятся в форме игры. Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.

Работу (по данному виду деятельности) проводится по подгруппам и индивидуально работу проводим во второй половине дня, на закрепление материала или с ребенком, у которого есть трудности в усвоении данной темы.

Так как работа с песком не безопасна для здоровья ребенка, я в своей работе решила использовать манную крупу и соль. А если используем песок, то мы промываем его несколько раз, а потом в духовке просушиваем.

Я покажу некоторые игры с песком, которые использовали в работе с детьми нашей группы для формирования элементарных математических представлений.

«Веселые раскопки»

Для этой игры понадобится миска с солью и мелкие игрушки из киндера. Дети по одному запускают руку в миску с солью, достают по одной фигуре и называют её.

«Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась».

Принцип игры: «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти фигуру и, не доставая ее из песка, определить, какая фигура ему попалась в руки.

• Какая геометрическая фигура в руке?

• Какого она цвета?

• На какие предметы похожа эта фигура?

«Угадай, какая цифра попалась в руки?»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.

«Археологи»

"Сделай цифру из песка"

Перед ребенком на песке лежат камешки, природный материал. Педагог предлагает сосчитать их и "написать" рядом нужную цифру. Для этого ребенок должен выбрать нужную цифру, формочку и вылепить цифру из песка.

- Знакомство с цифрами до 10, рисовали пальчиком на песке цифры и выкладывали по контуру мелким природным материалом;

При знакомстве с числами и цифрами в игре «Достань столько же» ребёнок ищет и находит нужное количество предметов в песке.

«Собери бусы»

Педагог рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки по образцу.

«Волшебный карандаш»

Развитие у детей графомоторных навыков, ручной умелости, зрительно-моторной координации, подготовки руки к письму. Дети «рисуют» цифры, разные фигуры на подносе.

«Песочный телеграф»

Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.

Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру. Тот, кто получил «сообщение», должен— нарисовать фигуру пальцем на песке.

«Вертикаль – горизонталь».

Для развития пространственной ориентации использовали игры: - «Пройди по дорожке» - по принципу графического диктанта.

«Домик для друзей» - игрушка поселится в квартире, когда ребёнок скажет её адрес – 2 этаж, слева (справа). Ребёнок находит эту квартиру. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живёт.

«Посади овощи»

Предлагаем ребенку отправиться в огород и посадить овощи (морковь, репу, огурец, лук). Дается инструкция: «Посади репку в левом верхнем углу», «Посади репу в середине» и т. д. Затем предлагается рассказать, куда и что посадили. Развивать умение обозначать словами пространственное направление от себя: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади и ориентация на различные признаки (цвет, форма, размер).

«Дорисуй»

Воспитатель, предлагает любую геометрическую фигуру или рисует широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие, а ребенок дорисовывает.

«Попробуй, угадай»

- ребёнок слушает загадку: твоя пуговка не в красном квадрате, не в зелёном, а в третьем; или игрушка в том квадрате, который между зелёным и красным. В ней так же закрепляем порядковый счёт.

Работа по формированию элементарных математических представлений проходит успешно, когда с детьми работают не только воспитатели, но и родители. С этой целью мы провели родительское собрание, где рассказали о своей работе, показали игры, в которые родители могут играть самостоятельно с детьми. В уголок для родителей внесли папку – передвижку с информационным материалом по данной теме. Провели совместные игры детей с родителями в песке.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии в развитии математических представлений дает положительные результаты.

Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи. Я считаю, что всё это дает возможность использовать «Пескотерапию» для развития, обогащения познавательного интереса ребенка;

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Формирование элементарных математических представлений посредством пескотерапии
Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Современные инновационные технологии не раз обращались к игре, как к средству развития дошкольников. Я уже несколько лет использую в своей.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр   Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Времена года и погода
  • Учимся считать
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений посредством пескотерапии
Опубликовано: 23 сентября 2017 в 12:21
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
ISSN для МAAM
«Международному образовательному порталу МААМ» присвоен Международный стандартный серийный номер ISSN 2587-9545. Свидетельство о регистрации в...
Фотовыставка мини-музея в детском саду «Мир игрушки»
Создание мини - музея "Мир игрушки" в детском саду. В нашем городе проходил конкурс создания мини - музеев в детских садах среди старших воспитателей. Наша...
Мастер-класс «Мухомор из бумаги»
Цель: изготовление поделки Грибы Задачи: - развивать интерес к работе с бумагой, - воспитывать эстетический вкус -развивать мышление детей, - мелкую...
Проект во второй младшей группе «Увлечения моей семьи»
Тема: Проект во второй младшей группе "Увлечения моей семьи". [/b] 1. Проблема проекта и его Актуальност i][/i]ь. 1. 1. Проблема проекта: Отсутствие...
Фотоотчет «Осеннее творчество» (старшая группа). Развитие мелкой моторики детей...
Осенняя пора, самое лучшее время для творчества и новых идей! Природа сама предлагает нам красочный и интересный материал для вдохновения. Насыщенные...