Конспект занятия «Гармонь моя, да гармоночики!»

Лидия Хлебникова
Конспект занятия «Гармонь моя, да гармоночики!»

«Гармонь моя, да гармоночики

Цель занятия : Познакомить детей с русским народным инструментом – гармошкой, развивать творческую фантазию, желание импровизировать.

Задачи: - познакомить детей с техникой «коллаж», упражнять складывать полоску бумаги в гармошку;

- активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния (весело, звонко, задорно, печально);

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к национальным традициям русского народа;

- развивать творческую фантазию, желание импровизировать.

Материалы и оборудование: иллюстрации гармони, магнитофон, сд – диск с записями гармошки, платочки. Шаблон с изображением гармониста, фломастеры, цветная полоска бархатной бумаги 4х16 см, клей ПВА, кисти, салфетки.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас на необычное занятие. (играет в записи саратовская гармошка).

Воспитатель: Вы узнали, какой инструмент играет?

Дети: Гармошка.

Воспитатель: Правильно. Но гармошка эта не простая, а знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как говорят Саратовская гармошка. Гармошки делали и в других городах, например, в Туле. Но Саратовская гармоника – самобытный народный инструмент, который делался только в нашей губернии. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию.

Сегодня мы будем слушать гармонь, говорить о ней, а в конце занятия вы смастерите гармошку.

Воспитатель показывает детям гармонь

-А вот и наша гармошка.

По бокам коробочки

Костяные кнопочки.

Растянул её меха-

Стал похож на жениха.

-А как называют музыканта, который играет на гармошке?

Дети. Гармонист.

Воспитатель: Гармонист – молодой парень, садится около дома, берет в руки гармонь и играет… (иллюстрация картины)

Полилась задушевная протяжная песня. А играть на гармони непросто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать кнопки-клавиши. Да еще трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь. А видит он все, что его окружает – природу, людей, которые пришли его послушать. Исполняет он разные песни: протяжные и печальные, веселые и плясовые.

Эй, Ванюша, на гармошке

Заиграй скорее.

Под нее нам петь

Будет веселее.

Воспитатель: Представьте, ребята, что вы гармонисты. Поиграем? Поиграйте на воображаемых гармошках (пальчиковая гимнастика)

Вот как пальчики шагают

И на кнопочках играют,

Раздвигаются меха-

Веселись моя душа!

(Тихо звучит мелодия) Нажимает гармонист на кнопки, и начинает гармошка разговаривать- то грустно, то весело, то – задорно. А теперь давайте послушаем, как звучит гармошка. И под её звуки потанцуем и узнаем, какое настроение было у гармониста (детям раздают платочки, они импровизируют под музыку).

Воспитатель: Какая музыка была вначале?

Дети. Грустная, печальная.

Воспитатель: А потом?

Дети. Весёлая, задорная.

В 2009 году на проспекте имени Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармонике. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке.

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас в мастерскую. Посмотрите! (показывает гармонистов) а вы хотите себе таких друзей? Тогда нужно потрудиться и сделать их. Постараемся ребята?

Порядок работы: Раскрасить фигуру гармониста красками или фломастерами. Из бархатной бумаги вырезать полосу шириной 4 см, длиной – 16 см. согнуть ее гармошкой, расстояние между сгибами 1 см, смазать клеем поле под гармошку на шаблоне и приклеить гармошку из бумаги. На боковых планках фломастером нарисовать кнопочки.

(музыкальный фон – игра на инструменте - гармошки)

Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Теперь у вас тоже есть друзья гармонисты. Я вижу, как вы старались, потому что вы – дружные ребята. Правда, ребята? Давайте песенку о дружбе споем?

«Песенка друзей» муз. В. Герчик.

Итог занятия:

-С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (гармошка)

- Чем Саратовская гармошка отличается от других гармоней (разновидность гармони имеющей колокольчики.)

-Какой это инструмент? (русский народный)

-Как называют людей, которые играют на гармони? (гармонистами)

Рассматривание и оценивание детских работ

Автор публикации:
Конспект занятия «Гармонь моя, да гармоночики!»
Опубликовано: 23 мая 2016 в 15:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий тематического игрового развлечения «Морское путешествие» для детей средних...
Слайд 1 ( вода) Ведущий: Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, какой у нас сегодня праздник? Дети: Праздник воды! Ведущий: А как вы думаете, для чего нам...
Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника
Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и взаимодействие с...
Использование информационных технологий в сельской школе
Использование информационных технологий в образовательном процессе сельской школы Никто не будет оспаривать истину, что быть учителем в современном, быстро...
Рисуем вкусное мороженое
Вот так чудо! Вот так смех! Продаётся летом Снег. Зимние Подарки В упаковках ярких. ( Мороженное) Вы любите мороженое? Ванильное, шоколадное,...
Небольшой кусочек проекта «Ознакомление детей со свойствами воды и песка»
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во...