Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника

Наталья Жигалова
Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника

Важнейшим общественным институтом социализации ребенка является семья. Огромное влияние на его гендерную социализацию, индивидуальный жизненный путь и возможности самореализации оказывает гендерные ожидания, установки, представления и стереотипы родителей. Как показывают опросы, во многих даже широко различающихся культурах, родители отдают предпочтение рождению мальчика, причем отцы называют предпочтительным появление в два раза чаще, чем матери. Сразу после рождения девочки и мальчики начинают приобретать разный опыт как члены семьи и члены общества. Родители по-разному реагируют на плач девочек и мальчиков. К мальчикам подходят не так быстро и успокаивают реже, давая возможность самостоятельно справиться с ситуацией, благодаря чему мальчики учатся полагаться на себя, быть независимыми. Стиль же родительского воспитания в отношении девочек близок к гиперопеке. Психологические особенности личности, которые могут сформироваться в этом случае, - пассивность, неуверенность в себе, необходимость в опоре и поддержке другого человека, внешний локус контроля. Согласно исследованиям зарубежных ученых, в ожиданиях самостоятельности девочек и мальчиков в таких безопасных сферах деятельности, как уборка комнаты, складывание игрушек или одежды, родители демонстрируют незначительные различия. В то время как в сферах с достаточной степенью риска их ожидания относительно девочек и мальчиков существенно различаются. Родители позволяют мальчикам играть вдали от дома, ходить с поручениями по соседству, переходить одним улицу, пользоваться острыми предметами в раннем возрасте, чем это разрешается девочкам. Родительские запреты и опасения могут ограничивать развитие чувства компетентности, исследовательского поведения у девочек, повышать уровень их конформизма и зависимости. Способы родительской помощи мальчикам и девочкам в выполнении заданий тоже различны. По исследованиям выяснилось, что девочкам родители склонны оказывать специфическую помощь в виде готового решения или прямой инструкции, тогда как мальчикам - неспецифическую. Родители верят в их успех, поддерживают и ориентируют на самостоятельное выполнение задания. Как следствие у мальчиков уровень мотивации достижения выше, чем у девочек. Полотипичные игры и игрушки девочек (куклы, кухонная утварь, мягкие игрушки др.) исподволь готовят их к материнству и введению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Полотипичные игры и игрушки мальчиков (строительные игры, транспорт, военные игрушки и др.) побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, стимулируют независимое, соревновательное поведение, формируют лидерские качества.

Гендерные стереотипы родителей влияют на:

- виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей;

- значение, которое родители придают приобретению детьми различных навыков и знаний;

- советы, которые дают по поводу приобретения различных навыков и знаний;

- эмоциональные реакции родителей на успехи детей в разных областях знаний и др. ;

Все перечисленное может оказать влияние на:

- уверенность детей в своих способностях;

- заинтересованность в приобретении различных навыков и знаний;

- эмоциональные реакции (чувства) при участии в различных видах активности;

-суммарное количество времени и сил, которые дети будут посвящать освоению и демонстрации различных навыков и знаний.

Очень многое в воспитании детей, развитии их личности происходит мимоходом, благодаря ежедневному общению, замечаниям, вербальным и невербальным реакциям родителей другим неформальным моментам и влияниям, иногда настолько тонким, динамичным и неуловимым, что их трудно выявить и осознать.

Попытайтесь отрефлексировать свои ожидания относительно ребенка, собственные представления и взгляды на гендерные роли с помощью предложенного материала, и предупредить возможные проблемы в будущем.

Обсудите в семье следующие вопросы.

Если у вас один ребенок, кого вы хотели, мальчика или девочку? Почему?

Как вы отнеслись к тому, что родился мальчик (девочка? Соответствовал ли пол вашим ожиданиям? Обсуждали ли вы этот вопрос до рождения ребенка и после? Возвращаетесь ли к нему сейчас? Единодушны ли, во мнении? Если у вас не один ребенок, сопоставьте, как вы пытались предугадать пол будущего члена семьи в первый раз и во второй раз? Были ли различия и в чем они проявлялись? Попытайтесь узнать у ваших родителей и родственников, как было воспринято ваше рождение, соответствовал ли ваш пол их ожиданиям.

Прочтите обобщенные описания комнат детей.

«Огромный динозавр, нарисованный на одной из стен, огромная яркая коробка с тысячью лего, большой ящик с деревянными строительными блоками, уютное местечко, где примостилась коллекция черепашек ниндзя, ящик с инструментами и гвоздями, ящик с различным «оружием», корзинка с пауками, рептилиями и динозаврами, большой контейнер с мячами, высокая башня из картонных кубиков разных цветов. Здесь еще много чего есть: деревянный кукольный домик с мебелью и кукольной семьей, коробки с камушками, перышками и шишками, набор зверюшек, рыцари и гномы, полка с музыкальными инструментами, корзинка с шариками, комплект магнитов, коробка с тарелками, едой и кухонной утварью, чайный сервиз, картонный замок, кукольный театр, настольные игры, головоломки, книги, и все это, не считая грузовиков и легковушек, велосипеда и роликовых коньков в гараже».

«Комплект стеклянных лошадок и собачек, полка забитая животными, вкладывающимися друг в друга, две куклы с принадлежностями, кукольная кроватка, игрушечная коляска, коробки с настольными играми, много книг, большая стопка составных мозаичных картинок, четыре комплекта бумажных кукол, ящик с «драгоценностями», календарики, комплект кукол Барби с принадлежностями, кукольная семья в домике, школа со всеми принадлежностями, кухонная утварь, утюг и гладильная доска, чайный сервиз, пластилин и глина для лепки, карандаши. В гараже стоят велосипед, самокат, роликовые коньки, коробка с мячами, обруч, скакалки, скейтборд».

Как может повлиять на развитие девочек и мальчиков (их способностей, личностных качеств, поведения, выбор профессии и др.) подобный подбор игрушек? Попробуйте составить оптимальный перечень игрушек для детской комнаты девочки и мальчика.

Побеседуйте с дочерью/ сыном:

Тебе нравится быть девочкой/ мальчиком? Почему хорошо быть девочкой? Почему хорошо быть мальчиком?

Хочешь ли ты стать девочкой / мальчиком? Почему?

На кого из героев мультфильмов, ты хотела / хотел быть похожей/ похожим? Почему?

Как ты думаешь, какой должна быть самая хорошая девочка? Каким должен быть самый хороший мальчик? Почему?

Проанализируйте ответы детей, если есть возможность, сравните ответы девочек и мальчиков. О чем говорят полученные результаты.

Считаете ли вы, что приведенные ниже черты больше или меньше подходят тому или другому полу?

- независимость;

-предприимчивость;

-уверенность, вера в себя;

- чувствительность;

-мечтательность;

- послушность;

-скромность;

-манера плохо одеваться или плохо держаться;

- честолюбие, дух соревнования;

-зависимый характер;

-небрежность в работе;

-привычка ругаться;

-робость, отсутствие инициативы;

-характер лидера.

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Проектирование развивающей среды в познавательно-исследовательской деятельности Гипотеза: На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах.

Библиотека изображений:
  • Этикет
Автор публикации:
Гендерные стереотипы родителей и их влияние на развитие дошкольника
Опубликовано: 9 декабря 2013 в 21:02
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...