Получи документы

Конспект интегрированного урока по повести Е. Велтистова «Прасковья»

Елена Полуказакова
Конспект интегрированного урока по повести Е. Велтистова «Прасковья»

Интегрированный урок по повести Е. Велтистова «Прасковья»

«Главное было – остаться человеком»

Цель: рассказать о положении г. Воронежа и области в 1941-43 гг, обсудить поступок Прасковьи Щеголевой и повесть Е. Велтистова «Прасковья»

Задачи:

-воспитывать в учащихся чувство любви к родной земле и гордости за своих земляков;

-дать представление о значении слова «подвиг»;

-почтить память павших в Великую Отечественную войну;

-учить работать с документами и текстом художественного произведения;

Публикация «Конспект интегрированного урока по повести Е, Велтистова „Прасковья“» размещена в разделах

-развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Русским калачом немец подавился.

И с той поры

В живую нашу память

Идет Прасковья берегом крутым…

Н. Токарев.

Учитель истории (вступительное слово)

«Сколько лет прошло – не могу забыть…» Так заканчивается песня. И мы не можем забыть о той войне, не имеем права.

22 июня 1941 на рассвете загремела германская артиллерия, мощный бомбовый удар обрушила авиация, перешли в наступление части вермахта. И в первый же день войны было уничтожено 1200 советских самолетов и сотни танков.

В 12 часов по радио от имени выступил Председатель Совета народных комиссаров иностранных дел Вячеслав Молотов. Его слова: «Враг будет разбит. Победа будет за нами!» - стали девизом страны.

А через 3 недели И. Сталин выступил перед народом. Свою речь он закончил так: «Все наши силы - на поддержку нашей героической Красной армии, нашего славного Красного флота! Все силы народа – на разгром врага! Вперед, за нашу победу!»

Народ к его выступлению отнесся по-разному! Одни, расстреляв патроны, бросались на фашистов со штыком - и погибали. Другие, засыпанные землей в окопах, оглушенные снарядами, минами и бомбами, умирали, на врагу не сдались. Были и такие, кто переходил на сторону немцев, но их было очень мало. Основная часть народа била врага, не жалея себя. Оставшиеся в тылу, отправив своих мужей, сыновей и братьев, работали, чтобы помочь тем, кто на фронте, работали, чтобы спасти свою Родину, свое Отечество. Помогали сражающимся кто чем мог и кто как мог.

Из документальных материалов тех лет: «Жили, трудились одной большой советской семьей на благо Родины».

Сколько трагедий принесла война! Дети потеряли родителей, родители - детей, братья и сестры – друг друга, старики своих близких. Ко всеобщей трагедии прибавлялись голод, болезни, смерть, факты равнодушия и жестокости… Но, как ни тяжела была обстановка, люди верили в победу, жили и умирали с этой верой.

Учитель русского языка и литературы. Объявление темы и задач.

Это были очень тяжелые годы. И сегодня урок после долгих раздумий мы назвали так: «Главное было – остаться человеком». Быть человеком всегда непросто, а особенно – в военное время. Наш урок необычен и потому, что ведут его два учителя, и потому, что разговор нас ожидает непростой.

25 января. Для нас- это обычный зимний день, а много лет назад, в такой же зимний день, немцы, подавившись русским калачом, отступили. Воронеж был освобожден. Об этом наш первый эпиграф. (зачитывается). Так отозвался фольклор Воронежской области военных лет на приход непрошеных гостей. Другой – о судьбе женщины, вступившей в поединок с фашизмом (зачитывается). Нам предстоит решить сложнейшие задачи: узнать о положении города Воронежа и области в годы Вов, поразмышлять над повестью Евгения Велтистова «Прасковья», над проблемами, поднятыми в ней, над значением слова «подвиг».

Наступление на Воронеж. (выступление историка)

Давайте мысленно пройдем по нашему Воронежу.

(презентация)

Всё это память о Вов, героическая хроника, запечатленная в камне и металле. Все это – летопись Воронежа, книга его Вечной славы.

Наступление на Воронеж. О том, как это было расскажет Грачев Евгений.

Историк: «Живыми свидетелями истории являются не только непосредственные участники боев, но и те, кому на долю выпало просто жить в те трудные времена».

В нашем классе учится Лилия. Её бабушка оказалась в Воронеже в те нелегкие дни. Девочка записала воспоминания.

Семью моей бабушки, находившейся в те трагические годы в Воронеже, война не обошла стороной. Она сама была еще маленькой, а вот её шестнадцатилетний брат уже работал на заводе. Цитирую: «Немцы были очень пунктуальны, они прилетали бомбить в одно и то же время. Все люди знали, что к 7 часам вечера надо быть готовыми. В тот день фашисты прилетели бомбить раньше обычного, бомбили завод. Все разбежались. Брат жил на Придаче, побежал домой по Манежной, но не успел и вбежал в подъезд… Там начали рушиться перекрытия. Он выскочил и, увидев впереди офицера с двумя женщинами, пошел за ними, думая, что он должен знать дорогу. И когда снова ударила бомба, люди, шедшие впереди, были убиты, а брат выжил. Он поднялся и побежал, но снова ударила фугасная бомба. Он очнулся у угла дома и пополз к Чернавскому мосту. Домой его принесли соседи. Несмотря ни на что, 16-летний мальчик выжил».

Историк: сами немцы должны были признать, что в Воронеже им не удалось установить свои оккупационные порядки.

Среди 28 героев –панфиловцев были наши змеляки.

Зеленченко - единственная женщина, таранившая вражеские самолеты.

Гастелло уже повторил подвиг воронежца Ююкина. Наступление началось 14 сентября 1942года. Части советской армии закрепили за собой Чижовский плацдарм и отсюда в январе 1943 года ударили по врагу.

25 января 1943 войска Воронежской армии полностью овладели городом.

В 1975 году Воронеж получил орден Отечественной войны 1 степени к 30-летию Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Немцы в Семилуках.

Историк: Линия ратной славы начинается у Семилукской переправы через Дон, т. е. на крайней северо-западной точке оборонительной позиции Воронежа. 4 июля 1942 года после боев немцы форсировали Дон и сосредоточились на южной окраине города. Яростный бой разгорелся в районе Семилук. Немцы заняли село. Почти в каждом доме были фашисты.

Дуванов Евгений расскажет об оккупации Семилук.

Землянский район (ныне – Семилукский) находился в оккупации полгода (с 5 июля 1942 г. По 27 января 1943г.). Приход фашистов надолго запомнился землянцам. Началась страшная бомбежка. Самолеты шли звеньями. Немцы входили в Землянск. Ни одного пешего солдата: все были на технике… Сразу же организовали лагеря военнопленных, кормили их хуже скота, отчего многие умирали. Воронки от бомб, в домах рылись непрошеные гости, животные обезумели от ран после бомбежки: рев, визг…крики…везде убитые. На ночь убегали прятаться в Казацкий лес, но там бомбили еще больше, т. к. немцы боялись партизан.

Ежедневно наши самолеты бомбили немцев. Часто их сбивали. Летчики были не в форме, а в штатском. Приводится таблица жертв оккупации – 1712 человек.

Распространенными наказаниями были привязывание к «позорному столбу» и «холодная» (зимой – нетопленая изба, рытье окопов.

Из Никольской церкви сделали конюшню. Люди спасали всеми правдами и неправдами иконы, книги.

Ночами, как только охрана успокоится, хоронили погибших, расстрелянных, повешенных. Это тоже подвиг: ведь захоронение осуществлялось ценой жизни хоронивших: если поймают, расстрел. Поражает стойкость и широта души русского человека.

Работа над повестью Е. Велтистова «Прасковья» (литератор)

К уроку вы читали повесть «Прасковья». Да, это не эпохальное произведение, но в его основе лежит реальное событие, произошедшее на Воронежской земле. Образ главной героини книги вызвал немало споров в критике. Но об этом чуть позже. Сейчас меня интересуют ваши впечатления в прочитанном.

(ответы учащихся)

Критики, размышляя об образе Прасковьи, разделились на два лагеря: одни утверждали, что женщина совершила подвиг, другие видели в ней плохую мать, обрекшую своих детей на напрасную смерть.

-Перескажите кратко сюжет.

(Ответ)

-Как сбили Мальцева?

-Почему Щеголевы оказались рядом с самолетом?

(В Семилуках - немцы. В Ендовище – голод. Пришли в свой дом накопать картошки и набрать помидоров.

Прасковья перед уходом хотела забить ставни и увидела падающий самолет со звездами на крыльях.

-Как отреагировали женщины на это?

(Ответы учащихся)

Учитель читает сцену расправы фашистов на Щеголевыми.

Из справки майора управления Комитета государственной безопасности по Воронежской области товарища Мартыненко:

…Немцы вновь начали допрашивать Щеголеву и детей о месте укрытия летчиков, но никто из них летчиков не видел. Щеголева стояла на своем, заявив, что ничего не знает. Рассвирепев, немцы стали Щеголеву и ее детей избивать и травить овчарками, которые их рвали в клочья, но и этот садизм не дал положительного результата.

После этого немцы взяли двенадцатилетнего сына Щеголевой Александра, завели в соседний пустой дом и, угрожая расстрелом матери, пытались добиться у него, где находятся советские летчики. Не добившись этого, они избили его, сказав, что все будут расстреляны.

Возвратившись во двор, учинили над Щеголевой, её матерью и пятью малолетними детьми зверскую расправу. Прежде чем их расстрелять, они натравили на них собак, которые искусали их, разорвали в клочья (при этом у Щеголевой были выбиты челюсти и оторваны груди, а затем все они были расстреляны, сброшены в погреб. Судя по надписи, которая имеется на могиле погибших, это произошло 15 сентября 1942 года. В этой могиле похоронено семь человек…

Майор В. Мартыненко

31 октября 1964г.

Народная молва утверждает, что на могиле Прасковьи побывал Степан, успел проститься с женой и детьми перед собственной смертью.

Под музыку ученица читает слова песни М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»

Что такое подвиг? В словаре С. И. Ожегова читаем: «Подвиг – героический, самоотверженный поступок»

Слова «подвиг» нет больше ни в одном языке мира. Ни «героизм», ни «храбрость», н «смелость» не выражают экспрессии, заключенной в «подвиге». Подвиг – это то, что движет, что заставляет сдвинуть с места камень.

-Как вы считаете, Прасковья подвиг совершила или нет?

(Ответы учащихся)

-Можем ли мы осуждать Прасковью? Имела ли она право приносить в жертву не только себя, но и своих детей и свою мать? Прасковья оказалась в ситуации нравственного выбора. Собственные дети и мать или Родина-мать? Женщина выбрала Родину. Кому-то это может показаться диким, противоестественным. Но можем ли сегодня мы, живые, свободные, осудить её поступок? Принеся в жертву своих детей, Прасковья отдала свое несбывшееся счастье и свободу будущему поколению. Мы тоже её дети, ведь, возможно, она отдала жизнь и нам.

Послушайте отрывок из поэмы Н. Токарева «Непокоренная Прасковья»

И с той поры

В живую нашу память

Идет Прасковья берегом крутым…

Есть рок, стеченье, стеченье обстоятельств, выбор…

Хотела ли Мария, чтобы Христа распяли на кресте?

Хотели ли Гамлет, гуманнейший герой, восстанавливая

Рассшатавшийся век, становиться убийцей?

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случилось на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, авва отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на это раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Филолог: Не дай Бог никому из нас оказаться в ситуации, похожей на ту, в которой оказалась Прасковья Щеголева.

Конечно, можно сравнить её с Петром Гриневым, который предпочел бы казнь, но не поцеловал руки самозванца. Выбирая между честью и жизнью, герой выбирает честь. Вряд ли Прасковья Щеголева осознавала, что она совершает нравственный выбор. Он она не приняла на душу греха Иуды.

Дети… Прасковья, по-видимому, не мыслила своих детей отдельно от себя. Пятно предательства легло бы на род Щеголевых.

Я не могу осудить Прасковью. Легок судить, когда ты сыт, когда светит солнце, когда не надо принимать решений: быть или не быть…

Но я точно знаю, что один человек безмерно благодарен Прасковье за жизнь. Это Михаил Мальцев. О приезде Мальцева в Семилуки старожилы так передают легенду: «Медленно подошел к могиле… упал на земляной холмик: «Родная моя, святая моя мама. Какой слезой мне выплакать горючее «Прости»? Ведь я не хотел сплоховать в том бою… Семь беззащитных жизней… вы отдали … за одну мою… солдатскую…» Поднялся «Русский народ – никому не одолеть, потому что мы рождаемся от таких матерей, как Прасковья Ивановна Щеголева

Перед отъездом решил пройтись по памятным местам: где воевал, где бежал от фашистов, где прятали его… Потом плен… лагеря: «Вот судьба-то, от неё не уйдешь!» Брел не спеша, вдалеке замаячили белые платочки: женщины трудились в поле Подонья. Подошел поклониться в пояс и … замер. Взгляд уперся в онемевшую от страха Мисариху. Отвернулся и быстро пошел, не оглядываясь. А женщина долго не могла стронуться с места, словно её к нему пригвоздили. Узнали друг друга… И встреча эта, взгляд – уж точно в нем увидела – не знаем… были трагичными для неё… Спустя время, она умерла, так и не оправившись от Страха за предательство».

Историк: Давайте с чувством глубокой благодарности, искренней жалости вспомним тех, кто погиб в ту войну, чтобы мы-жили.

Минута молчания.

Филолог: Слова человек, родина, патриотизм в те грозные годы были не просто словами, а самым настоящим делом. Если бы люди нашей Родины приняли предложения фашистов об освобождении от коммунистов, то русского народа сейчас бы как нации просто не было. Не было бы той культуры, которая нас с вами воспитала, семейных традиций, гордости за 1812 год, знания поэзии А. С. Пушкина, русских раздольных песен.

Восстало зло. Огнем горит планета,

И с синевой смешался черный дым.

Сквозь темноту уже не видно света-

И гибнет все, что было дорогим.

Но свежий ветер вдруг прибавил силы,

Развеял дым-и снова виден путь…

Пусть труден он, но за спиной –Россия,

Поэтому с пути нельзя свернуть.

Мы хотим сказать спасибо тем, кто отстоял нашу независимость.

Публикации по теме:

Инсценировка повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительное образование детей Дом детского творчества «Радуга» Стерлитамакского района.

Конспект интегрированного урока по предмету «Математические представления и конструирование» в 4 классе для детей с УОКонспект интегрированного урока по предмету «Математические представления и конструирование» в 4 классе для детей с УО Конспект интегрированного открытого урока по предмету «Математические представления и конструирование» 4\5 Б класс Учитель: Сенина О. Л.

Конспект урока «Материки» Тема урока: Материки Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся о материках. Задачи: 1. Охарактеризовать общие черты природы, особенности.

Конспект урока «Звуки [П]-[П`]» Конспект урока учителя-логопеда Барановской Л. А. Тема: «Звуки [П]-[П`]» Цель: Дифференциация звуков [П] - [П`]. Образовательные задачи:.

Конспект коррекционно-развивающего интегрированного урока в 3 классе «Основы здорового образа жизни» Тема урока: «Основы здорового образа жизни» Место урока в изучаемой теме второй урок Тип урока: урок открытия нового знания Класс : 3 Б.

Конспект урока «Мастерская игрушки» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения народной игрушки, расширить представление о роли народной игрушки в постижении.

Конспект НОД «Знакомство с профессией почтальон по мотивам повести Э. Успенского «Трое из Простоквашино» НОД «Знакомство с профессией почтальон по мотивам повести Э. Успенского «Трое из Простоквашино» в старшей группе Разработала: воспитатель.

План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» План-конспект урока литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» Тема урока: А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»: особенности.

Презентация для викторины по повести «Золотой ключик» Викторина по сказке «Золотой ключик» для старших дошкольников. Вопросы викторины по повести-сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения.

Конспект урока по СБО. Тема урока: «Изделия из пресного теста. Технология приготовления пирожков с картофелем» План-конспект открытого урока. Тема урока: «Изделия из пресного теста. Технология приготовления пирожков с картофелем». Цель урока: Углубить.

Автор публикации:
Конспект интегрированного урока по повести Е. Велтистова «Прасковья»
Опубликовано: 31 октября 2019 в 16:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД