Лучший педагог года

«Говорушки» Коррекционно-развивающая программа кружковой работы.

Ольга Воробьёва
«Говорушки» Коррекционно-развивающая программа кружковой работы.

Автор: Воробьева Ольга Ивановна

Пояснительная записка.

Актуальность программы :

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Поэтому, важной задачей логопеда, является своевременное оказание помощи в овладении речью и развитии речевых способностей у детей.

Система специального обучения детей строится на основе психолого- педагогического подхода, исходным положением которого является рассматривание речи, как деятельности, со всеми ее составляющими компонентами.

Публикация «„Говорушки“ Коррекционно-развивающая программа кружковой работы,» размещена в разделах

Данная программа позволяет создавать безбарьерную среду детям, с ограниченными возможностями (стойкими нарушениями речи, но с сохранным интеллектом,так как эти дети, особенно с органическими нарушениями, эмоционально неустойчивы, с разными вариантами

личностной акцентуации: импульсивностью, агрессивностью, гиперактивностью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, замкнутостью. При всем при этом они могут быть очень способны.

В данном случае, ФГТ полностью меняют систему воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Введение инноваций в работу предполагает вывести дошкольное образование, а также коррекционное обучение, на совершенно новую ступень.

На первый взгляд выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности и ориентирующее на его индивидуальные особенности.

В том числе, на развитие творческих способностей детей.

Наша задача, в дошкольном возрасте раскрыть эти способности и помочь детям развить их.

Поэтому, в данной программе показана система работы с детьми – логопатами по развитию творческих способностей.

Большинство детей, занимающихся у логопеда, выходят в школу с чистой речью. Для них нет препятствий по развитию творческих способностей, даже в речевой деятельности. Особенно, когда проводится системная работа, начиная от работы над голосом, артикуляционной и мелкой моторикой, т. е тех моментов в системе, которые стимулируют речь, улучшают ее качество, чистоту, с использованием нетрадиционных форм работы.

Паспорт программы

Цель программы :

Формирование творческих способностей у детей в области речевой деятельности, речетворчестве.

Основные задачи:

1. Формирование слухового внимания.

2. Работа над фонацией и просодикой голосового аппарата:

силой, высотой, тембром.

3. Развитие темпа, ритма, плавности речи.

4. Работа над интонационной выразительностью речи, дикцией.

5. Развитие памяти.

6. Формирование самостоятельности в речетворчестве, поэтичности, артистичности.

7. Воспитание эстетического вкуса.

Основные принципы:

игровая форма обучения;

индивидуальность;

системность;

осуществление целостного развивающего обучения;

наглядность;

доступность;

взаимодействие с воспитателями и родителями.

Условия реализации:

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей 6 – 7 лет, срок реализации 1 год, 36 занятий.

Периодичность занятий 1 раз в неделю, вторая половина дня. Длительность занятий 30 минут.

Методы и приемы:

релаксация;

массаж;

дыхательная гимнастика;

нетрадиционная форма работы (биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика);

обыгрывание: потешек, текстов, сказок, эпизодов, театрализация.

Структура:

1. Формирование слухового внимания.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Работа над артикуляцией, фонацией и просодикой.

4. Развитие темпа, ритма, плавности речи.

5. Разучивание и обыгрывание текстов.

6. Работа над интонацией и выразительностью.

7. Формирование речетворчества, поэтичности.

Методические рекомендации:

1. Формирование и раскрытие индивидуальных способностей детей через речь - как средство коммуникации.

2. Эффективными методами в работе формировать речевую, мыслительную активность, артистизм, свободу общения.

3. Создание благоприятного эмоционального фона для творчества.

Прогнозируемый результат :

1. Развитие творческих способностей у детей, а также способности к свободной коммуникации и адаптации.

2. Раскрытие индивидуальности в каждом ребенке.

3. Развитие у детей умения быть самостоятельным в действиях, суждениях, адекватно выражать свои эмоции.

Формы обучения:

индивидуальная;

подгрупповая.

Необходимое оборудование:

наличие программы;

тематический план;

наглядный материал (иллюстрации, пальчиковый, настольный,кукольный театр, игрушки, костюмы, аудио, видео записи, речевой материал для инсценировок.

Примечание:

Данная программа универсальна. В тематическое планирование могут вноситься игры, упражнения, речевой материал на все виды деятельности по усмотрению педагога, в зависимости от индивидуальных способностей детей, а также речевого дефекта, потому, что кружковая работа ведется параллельно с коррекционной работой.

Сентябрь Тематическое планирование

1. Работа над слуховым вниманием, восприятием. Памятью. Игра «Запомни, повтори».Работа над рифмой.

2. Дыхательная гимнастика

• Комплекс №1. 1 – 15 / 09

• Комплекс №2. 16 – 30 /09

3. Формирование голосового аппарата и артикуляции.

• Силы голоса «Громко-тихо»

• Высоты «Высоко-низко»

• Тембра «Кто как подает голос».

4. Развитие темпа, ритма и плавности речи.

• Игра «Отстучи»

• Игра «Скажи также».

5. Обыгрывание потешки: «Кот». «Зайка» (использование пособий и атрибутов).

6. Заучивание стихов об осени:

«Следом за летом»

«Что нам осень принесла».

7. Работа над интонацией и выразительностью, дикцией.

8. Путешествие в мир русских народных сказок. Рассказывание рус. нар. сказок. Разучивание эпизодических ролей к сказкам.

9. Разучивание ролей и инсценировка сказки : «Кто сказал : «Мяу»?

Октябрь

1. Формирование слухового восприятия, умения вслушиваться в речь логопеда, развитие памяти. Дидактическая игра «Скажи правильно».Работа над рифмой.

2. Работа над дыханием.

• Комплекс №3 с 1 -15 /10

• Комплекс №4 с 16 -30/10

3. Работа над голосом,артикуляцией. Игры:

«Далеко-близко»

«Высоко-низко»

«Кто как голос подает».

4. Работа над темпом, ритмом, плавностью речи,выразительностью.

5. Обыгрывание потешек: «Кошка». «Воробей».

6. Заучивание стихов об осени: «Журавли».

7. Работа над интонационной стороной речи. Разучивание ролей.

8. Настольный театр из бумаги по сказке «Теремок»Инсценировка.

Ноябрь

1. Работа над слуховым вниманием, памятью. (Прослушивание текста).Рифмовка.

2. Дыхательная гимнастика.

Комплекс №5 с 1 -15 /11

Комплекс №6 с 16 – 30/11

3. Работа над голосом. Биоэнергопластика.

• Сила голоса «Громко-тихо»

• Высота «Петушок», «Часы», «Кукушка».

• Тембр «Кто как подает голос».

4. Формирование темпа, ритма, плавности речи.

5. Обыгрывание потешки: «Петух», работа над интонацией.

6. Заучивание наизусть:

«Осень»(и другие стихи про осень по выбору)

«Пролетают паутинки».

7. Выработка дикции, плавности при чтении стихотворений, сказки.

8. Настольный театр деревянных фигур. Сказка «Волк и семеро козлят»Рассказывание сказки. Разучивание ролей. Инсценировка.

Декабрь

1. Формирование слухового внимания, памяти. Речетворчество.

• Игра «Скажи также».Рифмовка.

2. Дыхательная гимнастика:

• Комплекс №7 с 1 -15 /12

• Комплекс №8 с 16 -30 /12

3. Формирование голоса и артикуляции. Игры:

«Далеко - близко»

«Пароход гудит»

«Самолет»

«Высоко - низко».

4. Формирование темпа, ритма, плавности речи. Проговаривание, отстукивание ритма.

5. Игра - инсценировка: «Скажи, как герой».

6. Заучивание стихов:

«Вот зима…»

«Улицей гуляет».

7. Работа над интонацией.

8. Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».Заучивание отрывков.

Январь

1. Работа над слуховым вниманием, памятью. Речетворчество.

2. Работа над дыханием :

• Комплекс №9 с 1 -15 /01

• Комплекс №10 с 16 -30 /01

3. Работа над голосом и артикуляцией.

• Сила голоса «Дятел», «Эхо».

• Высота «Жук», «Ура-ура».

• Тембр «Саночки».

4. Работа над темпом, ритмом, плавностью речи.

5. Интонационная сторона речи. Обыгрывание потешки: «Мишка»

6. Заучивание наизусть:

• Есенин «Береза»

• Суриков «Зима».

7. А. С. Пушкин. Сказочная страна «Лукоморье» .Заучивание и выразительное чтение отрывка из позмы «Руслан и Людмила».

Февраль

1. Формирование слухового внимания. Слушание.

2. Дыхательная гимнастика:

• Комплекс №11 с 1 -15 /02

• Комплекс №12 с 16 -30 /02

• Использование элементов гимнастики Стрельниковой,БОС.

3. Работа над голосом и артикуляцией.

• Сила голоса «Паровоз», «А-А-А».(на твердой атаке)

• Высота «Кошка», «Девочка плачет».

• Тембр «Лесенка».

4. Работа над темпом, ритмом, плавностью речи.

5. Работа над интонацией. ,выразительностью. Обыгрывание потешки:

«Мишка».

6. Заучивание наизусть:

«Часовой»

«Родина»

«Мир».

7. Пальчиковый театр. Сказка «Колобок».Разучивание ролей,инсценировка. Формирование артистизма.

Март

1. Работа над дыханием (БОС)

«Бабочка»

«Листики» На воде:

«Кораблик плывет»

«Дудочки»

2. Работа над голосовым аппаратом, артикуляцией.

• Сила голоса «А-А-А» (на твердой, мягкой атаке, «Ау-ау-ау».

• Высота «Собачка».

• Тембр «Кто как кричит».

• Плавность речи.

3. Работа над интонационной стороной речи. Обыгрывание потешки:

«Заяц»

4. Заучивание наизусть: Афанасов П. Х. «Гиагинская», Прокофьев «Родина».,Машбаша.

5. Заучивание пословиц о Родине.

6. Разучивание и драматизация сказки «Бычок-смоляной бочок».

Апрель

1. Дыхательная гимнастика (с элементами Стрельниковой).БОС.

«Резкий вдох», «Задуй свечу», «Окошечки», «Бабочка»

На воде:

«Лодочка плывет».

2. Динамические упражнения для развития мышц шеи, гортани:

«Воркование», «Покашливание». Массаж гортани.

3. Работа над голосом. Биоэнергопластика.

• Сила «Далеко-близко»

• Высота «Высоко-низко»

• Тембр «Под грибком».

4. Обыгрывание потешки: Три медведя шли домой».

5. Заучивание русских народных потешек, прибауток:

«Уж как я ль мою коровушку люблю».

«Баю, баю…»

6. Работа над интонацией.

7. Разучивание ролей к сказке: «Три медведя»Кукольный театр.

8. Инсценировка сказки. Голосоподражание.

Май

1. Дыхательная гимнастика:

«Подуй»

«Задуй свечу»

«Назойливый комар»

«Насос»

«Понюхай цветок».

2. Упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции.

• Сила «Далеко-близко»

• Высота «Часы», «»Петух»

• Тембр «Лесенка».

3. Работа над плавностью речи, интонацией и ритмом:

• Игра «Скажи также»

«Отстучи».

4. Обыгрывание потешки «Еж».

5. Развитие памяти. Заучивание наизусть:

Чуяко «Про котенка», «Река», «Про весну».

6. Путеществие по сказкамК. И. Чуковского. Заучивание отрывков из сказок. Разучивание ролей к сказке: «Муха-Цокотуха».

7. Драматизация сказки. Работа над артистизмом.

Публикации по теме:

Математический КВН для детей с нарушением речи, автор Кузьмина Ольга Владимировна, воспитатель 2 категории Математический КВН (для детей старшего дошкольного возраста) Цель игры: проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях.

Мы работы не боимся, заниматься мы стремимся. Автор Курникова Любовь Ивановна (воспитатель город Муром). Статья об организации работы по ручному труду в детском саду. Автор Курникова Любовь Ивановна (воспитатель город Муром). Мы работы не боимся,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Говорушки» Коррекционно-развивающая программа кружковой работы.
Опубликовано: 21 мая 2015 в 23:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД