«Грамматический словарик»

Татьяна Шерстнева
«Грамматический словарик»

Работу по формированию грамматического строя речи нельзя рассматривать как самоцель; она должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и обогащения словарного запаса. Лексические и грамматические ошибки часто сочетаются («Какое варенье варят из слив? – сливочное, сливное. Ответы ошибочны как лексически (значение слов, так и грамматически (способ словообразования).

• в русском языке много исключений из общих правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи; в то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания.

• взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. Важна правильность грамматического оформления слов, чтобы в речи ребенка не фигурировали слова типа (санка). При этом внимание ребенка должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме.

• педагогу не следует повторять допущенную ребенком ошибку – лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров (например: образование относительных прилагательных: этот стакан сделан из стекла. Какой он? (стеклянный). Чтобы ребенку было легче понять смысл задания, вначале лучше дать несколько таких примеров, когда один и тот же предмет бывает сделан из разного материала: рукавички из кожи – кожаные, из шерсти – шерстяные, из меха – меховые).

1. работа над образованием множественного числа существительных.

Именно многообразие окончаний и создает трудности для воспроизведения детьми. Сделать это лучше всего в процессе специальных упражнений, напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим существительные в единственном числе, а ребенок – во множественном. Для лучшего запоминания ребенком правильных грамматических форм слова сгруппированы по сходству окончаний множественного числа. Ребенку предлагается соответствующим образом «оречевить» ряд картинок или слов.

Стол-столы

Шкаф-шкафы

Двор-дворы

Стакан-стаканы

Плащ-плащи

Грач-грачи

Вещь-вещи

Тетрадь-тетради

Порог-пороги

Носорог-носороги

Дом-дома

Глаз-глаза

Город-города

Провод-провода

Холод-холода

Стул-стулья

Дерево-деревья

Лист-листья

Перо-перья

Крыло-крылья

Носок-носки

Чулок-чулки

Кусок-куски

День-дни

Лоб-лбы

Пень-пни

Сон-сны

Ухо-уши

2. работа над согласованием существительных с числительными.

В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» и др. Приводимые ниже словосочетания сгруппированы по принципу сходства окончаний имен существительных. Начать эту работу лучше с «оречевления» картинок.

Один дом –пять домов

Один стол- пять столов

Один шкаф-пять шкафов

Один жук – пять жуков

Один заяц –пять зайцев

Один палец – пять пальцев

Одно платье –пять платьев

Один гусь-пять гусей

Один плащ – пять плащей

Одна мышь – пять мышей

Один олень - -пять оленей

Один карандаш – пять карандашей

Одна лодка - пять лодок

Одна перчатка – пять перчаток

Одна булка- пять булок

Одна марка – пять марок

Одна солонка- пять солонок

Одна масленка - пять масленок

Одна майка – пять маек

Одна ручка – пять ручек

Одна бочка - пять бочек

Одна точка- пять точек

Одна кошка – пять кошек

Одна мышка- пять мышек

Одна конфета – пять конфет

Одна пуговица –пять пуговиц

Одна рукавица – пять рукавиц

Одна мыльница – пять мыльниц

Одна сахарница – пять сахарниц

Одна салатница – пять салатниц

Один цыпленок – пять цыплят

Один теленок – пять телят

Один жеребенок – пять жеребят

Один тигренок- пять тигрят

Один котенок – пять котят

Один мышонок – пять мышат

Один утенок – пять утят

3. образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Используются игрушки, картинки, слова. Ребенок должен правильно назвать сначала большой, затем маленький предмет. Здесь особенно важно обращать внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов. В результате этих упражнений у ребенка вырабатывается прочный навык правильного образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.

Стол –столик

Ключ-ключик

Шкаф-шкафчик

Тетрадь-тетрадочка

Шапка-шапочка

Белка-белочка

Книжка-книжечка

Ложка-ложечка

Шишка-шишечка

Лиса-лисичка

Коса-косичка

Вода-водичка

Гриб-грибок

Жук-жучок

Петух-петушок

Паук-паучок

Червяк-червячок

Вишня-вишенка

Башня-башенка

Платье-платьице

Кресло-креслице

Перо-перышко

Стекло-стеклышко

Горло-горлышко

Утюг-утюжок

Флаг-флажок

Круг-кружок

Друг-дружок

Голова-головка

Кастрюля-кастрюлька

Часы-часики

Зеркало-зеркальце

4. обогащение словаря ребенка именами прилагательными, образованными от существительных. :относительные,притяжательные.

Предварительно ребенку нужно объяснить, что если какой - то предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа - то железный и т. д. После этого можно переходить к картинкам. Взрослый при этом называет материал, из которого сделан предмет, а ребенок образует соответствующее прилагательное (медвежонок из плюша - плюшевый и т. п.) Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку (или на игрушку) и при этом говорит: «Вот видишь, у коровы голова коровья, а чья голова у вороны?». Слова, картинки подобраны по принципу сходства окончаний: коровья, воронья и т. п.

У вороны голова воронья

У оленя- оленья

У рыси-рысья

У лисы-лисья

У рыбы-рыбья

У собаки-собачья

У кошки-кошачья

У птицы-птичья

У сороки-сорочья

У овцы-овечья

У зайца-заячья

У белки- беличья

У кролика-кроличья

У медведя-медвежья

У верблюда-верблюжья

У тигра –тигриная

У лошади-лошадиная

У курицы-куриная

У утки-утиная

У голубя-голубиная

У лебедя-лебединая

У орла –орлиная

Правильность употребления в речи ребенка всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократных повторений слов в различных игровых ситуациях.

Публикации по теме:

Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач. 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка.

Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи. Для предупреждения появления предпосылок аграмматической дисграфии прежде всего необходима грамотно оформленная (грамматически правильная).

Библиотека изображений:
  • Орфография
  • Орфография
  • Домашние животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Грамматический словарик»
Опубликовано: 13 января 2013 в 14:19
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...