«Грязовец: древность-старина-настоящее» Конспект игры-путешествия по ленте времени

Ольга Сахарова
«Грязовец: древность-старина-настоящее» Конспект игры-путешествия по ленте времени

Задачи:

1. Формировать самосознание детей, связанное с элементарными знаниями по истории и географии родного края.

2. Развивать творческие способности детей:

- умение выстраивать логическую цепочку: древность – старина – настоящее – будущее;

- умение «читать» схематичные изображения;

- умение находить информацию, готовить доклад, выступать перед детьми в группе.

3. Воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

Интеграции образовательных областей:

Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.

Материал и оборудование:

- лента времени «Грязовец – древность-старина-настоящее»;

- иллюстрации к разделам: люди, жилище, транспорт;

- кроссворд «На чём в старину ездили»;

- иллюстрация русской избы;

- фотографии достопримечательностей города Грязовца;

- доклады, подготовленные детьми, «Одежда грязовчан в старину», «Дома грязовчан в старину»;

- схемы «Транспорт современного Грязовца»;

- ковёр 2*2 метра;

- аудиозапись мелодии «Космос» группы «Спайс».

Ход занятия:

В группе оформлена стена в виде ленты времени.

«Грязовец. Древность-старина-настоящее»

Воспитатель: «Дети, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по ленте времени. Мы побываем с вами в далёком-далёком прошлом – древности, заглянем в старину и вернёмся в настоящее время. (Обращает внимание детей на значки на ленте времени.)

«Грязовец: древность-старина-настоящее» Конспект игры-путешествия по ленте времени

Как вы думаете, о чём мы будем говорить?» (О людях, о жилище, о транспорте).

«А поможет нам в этом альбом, в котором находятся волшебные картинки. Они о многом нам расскажут. Во время путешествия мы разместим их на нашей ленте времени.

Пусть волшебные страницы

Распахнёт для нас альбом,

И расскажет нам о прошлом

И как мы сейчас живём.

Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре-самолёте».

Дети вместе с воспитателем встают на ковёр, взявшись за руки, и хором произносят «Крибля-крабля-бумс, полетели!». Под звуки космической музыки они «совершают полёт»

.

Воспитатель: «Мы прилетели с вами в далёкое-далёкое прошлое – в древность. Здесь ещё нет города Грязовца, а кругом только болото и лес. А вот навстречу нам вышел древний человек

(показ иллюстрации).

*

Дети, что необычного вы заметили в его внешнем виде?»

(Ответы детей: он босой, небрит, из одежды только шкура накинута и т. д.).

Рассказ воспитателя: «В древние времена люди селились по берегам рек и озёр рядом с лесом. В нашем районе первые поселения древних людей археологи обнаружили на берегах рек Лежи и Комёлы. Таких людей назвали первобытными. Кормились они тем, что давала природа: в реках ловили рыбу, в лесу охотились на диких зверей, собирали грибы, ягоды, орехи, коренья. Из шкур добытых зверей шили одежду, на них спали и укрывались от холода. Орудия труда и охоты мастерили из дерева и камня (обращает внимание детей на топор в руках древнего человека). Первыми жилищами древних были сплетённые из ветвей шалаши или вырытые в земле

углубления, покрытые ветками и соломой. Сверху их обмазывали глиной.

*

Как ещё можно назвать такое жилище? (Ответы детей: хижина, лачуга, землянка).

Транспорта в те времена не было – древние люди повсюду передвигались пешком».

(В ходе рассказывания, воспитатель размещает иллюстрации древнего человека и его жилища на ленте времени в разделе «Древность»).

Воспитатель: «Полетели дальше» (дети под звуки космической музыки «совершают полёт в другое время»). «А сейчас мы прилетели в старину.

(Показ иллюстрации людей в старинной русской одежде).

***

Как изменился внешний вид людей?

(Ответы детей: появилась одежда).

Да, в старину люди уже научились изготовлять одежду. А вот какую одежду в старину носили грязовчане, нам сейчас расскажет Лера».

Рассказывает ребёнок:

«Одежду в старину шили изо льна. Главной одеждой была русская рубаха. Рубахи были повседневные и праздничные. Женщины носили рубаху и юбку-понёву. Замужние носили ещё и фартук. Голову обязательно покрывали платком. Девушки носили сарафаны, а голову украшали кокошником. Мужчины носили широкие штаны и рубахи-косоворотки. На голове они носили картуз. Всякую одежду мужчины подпоясывали кушаком. Зимой все носили зипуны и тулупы из овчины. На ноги летом обували лапти из липовой коры, а зимой валенки из овечьей шерсти».

Воспитатель: «А вот так выглядели дома, в которых грязовчане жили в старину

(показ фотоиллюстрации с картины художника Золотова «Починок Грязивитцкий»).

*

Какие они? Из чего сделаны? (Дети отмечают особенности старинных домов – маленькие, неказистые, крыты соломой, окна маленькие и т. д.).

«Позднее люди научились строить более красивые и просторные дома.

(Показ иллюстрации деревянного дома). Об этом расскажет Серёжа».

*

Рассказывает ребёнок:

«Лесов вокруг было много, поэтому жилища строили деревянные. Такие дома называли избами. У каждой избы был особый вид. Окна – «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывали окно от дождя и снега. Мастерили ставни. Крыльцо – распахнутые «руки» дома. Оно связывает избу с улицей и соседями. Крыльцо поддерживают столбы, на которые опирается кровля. На крыльцо ведут ступени, а для удобства сделаны перила. Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Наличники украшали деревянной резьбой, крышу подзорами и полотенцем».

Воспитатель: «Дети, как вы думаете, деревянные дома – это хорошо или плохо? Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо».

(Дети находят варианты ответов «хорошо» и «плохо»).

Воспитатель: «Всё же грязовчане строили и продолжают строить деревянные дома. А вот на чём они ездили в старину, вы узнаете, разгадав кроссворд с секретом. Когда кроссворд будет разгадан, в выделенных клеточках вы прочитаете слово. Отгадайте загадки:

1. «Привяжешь – пойдут, отвяжешь – останутся».

(лапти)

2. «Ни свет, ни заря пошёл, согнувшись со двора».

(коромысло)

3. «Утка в море, хвост на воле».

(ковш)

4. «Не бык, а бодает. Не ест, а воду хватает.

Что схватит, отдаёт. Сам в угол идёт».

(ухват)

5. «Стоит барыня, тремя поясами подпоясана».

(кадушка)

6. «Лето придёт – не глядят на неё.

Зима настаёт – обнимают её».

(печь).

(Дети разгадывают кроссворд, читают слово «лошадь»).

Воспитатель: «Лошадь была незаменимым помощником человека. (Показ иллюстрации).

Она и грузы возила и пассажиров, и пахала, и боронила. Летом лошадь запрягали в телегу, а зимой в сани.

Такой транспорт назывался гужевой».

(Иллюстрации размещаются на ленте времени в разделе «Старина»).

Воспитатель: «Ну а нам пора в путь, в настоящее время.

Крибля-крабля-бумс, полетели!»

(под звуки космической музыки дети совершают перелёт в настоящее время).

«Вот мы и вернулись в настоящее время. Мы живём в городе (Грязовце, значит мы (грязовчане). Как мы выглядим? Какую носим одежду»?

(Ответы детей: одежда стала красивой, разнообразной, удобной и т. д.).

«Да, современные грязовчане совсем не похожи на своих предков. У людей для этого стало много возможностей: одежду теперь можно купить, сшить, привезти из других стран и городов. Благодаря этому, мы с вами имеем возможность красиво выглядеть».

Воспитатель обращает внимание детей на фотоиллюстрацию одного из домов Грязовца:

«А вот так выглядит наш город сегодня. Какой он»? (Ответы детей: большой, красивый, современный и т. д.).

«В каких домах живут грязовчане сейчас»? (ответы детей).

(Чтение ребёнком стихотворения «Дома бывают разные»).

Дома бывают разные:

Зелёные и красные,

Высокие и низкие,

Далёкие и близкие.

Панельные, кирпичные –

Вроде бы обычные.

Дошкольные, учебные,

Торговые, лечебные.

Театры и жилые,

Красивые такие.

Полезные, прекрасные,

Дома бывают разные.

Воспитатель: «Да, наш город очень изменился. С каждым днём он становится всё лучше и лучше. А вот знаем ли мы наш город и его достопримечательности? Давайте поиграем в игру «Да и нет».

(Дети, путём наводящих вопросов, угадывают, какое здание или объект изображено на фотографии).

*

ГОРОДСКОЙ СТАДИОН

*

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАМЕНЬ НА ПЛОЩАДИ

*

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

*

ПАРК И ПРУД

*

НОВАЯ ЦЕРКОВЬ

Воспитатель: «Молодцы, вы хорошо справились с игрой. А сейчас мы с вами выясним, какой транспорт есть в нашем городе. Для этого вы заполните схемы карточками с изображением того транспорта, который существует в Грязовце».

Дети работают со схемами, подбирают карточки, объясняют, почему не выбрали водный и воздушный – в Грязовце нет большой реки и пока ещё нет аэродрома.

(Иллюстрации и схема размещаются на ленте времени в разделе «Настоящее»).

Воспитатель: «Дети, посмотрите, как ожила наша лента времени. Глядя на неё, можно представить, каким наш город был в прошлом, какими были люди, и как всё изменилось сейчас.

Какое же время будет дальше? (дети: будущее).

Правильно, будущее. В этом времени вам ещё предстоит жить, а значит и то, каким станет город, зависит от вас. Вы – будущие строители, инженеры и рабочие, сделаете наш город ещё лучше, красивее и современнее».

Публикации по теме:

Инновационные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактическое пособие «Лента времени»Инновационные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дидактическое пособие «Лента времени» идактическое пособие по познавательному развитию «Лента времени». Автор: Кафизова Ирина Ивановна, воспитатель МБДОУ д/с № 70 «Голубок».

Коспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада. Тема: «История жилища и бытоустройства». Программное содержание: 1. Расширять кругозор детей, дать им зримые образы истории человеческой цивилизации, жилища человека и его бытоустройства.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Праздники
  • Лето
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Грязовец: древность-старина-настоящее» Конспект игры-путешествия по ленте времени
Опубликовано: 19 июля 2013 в 13:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....