Папки-передвижки

Деловая игра с педагогами ДОУ «Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»

Наталья Рощина
Деловая игра с педагогами ДОУ «Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»

Цель: стимулирование познавательной активности педагогов ДОУ по вопросу развития грамматического строя речи у старших дошкольников, используя активные методы работы с педагогами для повышения компетентности педагогов по данному направлению.

Публикация «Деловая игра с педагогами ДОУ „Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников“» размещена в разделах

Деловая игра (ДИ) - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность, поведение, отношение людей путем игры, по заданным правилам. В отличие от ролевой игры основное внимание сосредоточенно на инструментальном аспекте и почти не идет речь о межличностных отношениях. Применяется для обучения и исследовательских целей.

Задачи:

- совершенствовать методику проведения игр на развитие грамматического строя речи воспитателей ДОУ;

- стимулировать творческую активность участников;

- проследить особенности психологии участников;

- сделать выводы, найти решение трудностям.

Ход ДИ:

1 слайд (на нём указывается тема деловой игры).

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагается подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети чувствуют себя почти наравне со взрослыми.

2 слайд (даётся определение грамматики).

Грамматика — это система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций языка. Разговорное: Правильность образования и употребления языковых форм и конструкций.

Какие языковые формы вы знаете? (Части речи). Приступим к первому заданию.

Первое задание. (Педагогам предлагается вспомнить части речи и разгадать кроссворд, где получившееся итоговое слово – грамматика).

Кроссворд.

1. Эта часть речи имеет три разряда по значению: качественные, относительные, притяжательные. (прилагательное) 3 слайд

2. Это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. (предлог). 4 слайд

3. Это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие, состояние, свойство, отношение, признак. (глагол). 5 слайд

4. Особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных, объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета). (междометие). 6 слайд

5. Это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. (наречие). 7 слайд

6. Это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые имеют обобщённое значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что (существительное). 8 слайд

7. Это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете. (числительное). 9 слайд

Это основные составляющие, без которых и не было бы грамматики!

Части речи.

Второе задание.

А сейчас проверим, сможете ли вы найти ошибки в согласовании этих частей речи. Работа в парах. 10 слайд

Исправить ошибки в тексте. (5 шт). Работа в парах.

1 карточка. Найди 5 ошибок в согласовании слов в тексте.

Детей учат правильно употреблять падежная формы, самой трудной из которых для них является родительное падеж множественного числов (игры: "Чего не стало?": ленточки - ленточек, карандаши - карандашей, помидоры - помидоров; "Чего не хватает кукле?": шапка, варежек, брюков и т. п.).

2 карточка. Найди 5 ошибок в согласовании слов в тексте.

Детей учат различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дошкольников учат правильно употреблять категория рода глаголов прошедшего времени (игры "Кто, что делал?", Как ты провел выходные"); образовывать форму повелительный наклонения глаголов (игры "Зайка сделай", "Кукла станцуй" и др.). Особое место занимают игры на правильный употребление так называемых "трудных" глаголов: хотеть, звонить, бежать и др. (игры "Вы хочите? - Мы хотим", "Медвежонок и ослик разговаривают по телефон" и др.).

3 карточка. Найди 4 ошибки в согласовании слов в тексте.

Много новая слов ребенка образует от усвоенных ранее, опираяся на известные ему значения корня и других морфем (приставки, суффикса, окончания). Законы сочетания морфем он соблюдают сначала инстинктивно, а потом и осознанно.

4 карточка. Найди 5 ошибок в согласовании слов в тексте.

Важная место занимает ознакомление детей со способами образования названиев детенышей животный, предметов посуды, профессия, рода деятельности людей. (игры "Кто у кого?", "Магазин посуды", "Все профессия важны, все профессии нужны", "Мишка - музыкант" и т. д.).

5 карточка. Найди 5 ошибок в согласовании слов в тексте.

Как уже подчеркивалось, овладение синтаксический строем речи происходит в процесс речевого общения, где основным методическая приёмом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Одним из путей совершенствования синтаксического строя речи является решение детьми разных проблемное ситуаций - загадывание и отгадывание загадки, объяснение пословиц и поговорок.

Третье задание.

Сейчас перейдём к непосредственно играм и заданиям на развитие грамматических категорий. Из волшебного мешочка – тянем задание, рассказываем и показываем игру. Нужные для игр материалы предлагаются ведущим. Один воспитатель проводит игру, другие играют роль детей.

После игры педагог должен озвучить цель игры – на развитие каких грамматических категорий была игра.

«Давай поиграем»! 11 слайд (картинка с призывом на игру).

Пока подготовка – звучит музыка.

Игры в волшебном мешочке:

«Фантастический зверь»

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

«Дерево родственных слов»

Материал: карточка с изображением дерева (или веточка дерева, листочки на липучках (на ниточках).

Ход: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

«Один - много»

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди, капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы.

«Назови ласково»

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко».

«Чего не стало?»

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

"Два и две"

Оборудование: зеркало.

Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.

«Из чего?»

Оборудование: Кусочки различных материалов: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

Ход: Взрослый предлагает выбрать какой-либо материал и подобрать картинки, что может быть из этого материала и составить словосочетание. Например: «Это кожа. Сумка из кожи – кожаная…

«Какой? Какая? Какое?»

Оборудование: карточки с изображением конфеты, варенья, сока и картинки (или муляжи) фруктов, овощей.

Ход: Ребёнку предлагается большая карточка и маленькая с фруктом. Нужно сказать Какое получится варенье из данного фрукта, какая будет конфета и какой сок.

«Великан, человек и лилипут»

Оборудование: картинки великана, человека и лилипута.

Ход: Взрослый говорит: «Я много путешествовал и видел в своей жизни не мало разных людей…Одни из них были великаны, другие обычного роста, третьи – маленькие и их можно называть лилипуты». Далее взрослый говорит: У обычного человека – рука, у великана – это ручища, у лилипута – ручка…и далее по аналогии…

Цели игр:

«Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

«Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Чего не стало?»

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

"Два и две"

Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

«Из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.

«Великан, человек и лилипут»

Цель: учить изменять существительные используя суффиксы.

Далее подводятся совместные выводы. Например:

Совершенствовать грамматические возможности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и игровых заданий;

Исправлять аграмматизмы в речи дошкольников;

Подходить творчески к организации игр на развитие грамматического строя речи.

12 слайд (с выводами).

Желаю вам творческих успехов в развитии грамматического строя речи ваших воспитанников.

Мы сегодня отлично потрудились!

А сейчас давайте сделаем фото на память!

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра с педагогами ДОУ «Развитие грамматического строя речи у старших дошкольников»
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 11:38
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД