Лучший педагог года

Развитие чувства ритма с помощью использования русского геометрического орнамента в аппликации

Татьяна Порядина
Развитие чувства ритма с помощью использования русского геометрического орнамента в аппликации

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка (интеллектуальное, нравственное, этическое, эмоциональное развитие). Особое внимание хочется уделить аппликации, а точнее приобщения деятельности детей к национальной русской культуре, через орнамент в декоративной аппликации.

Ещё в глубокой древности люди рисовали на стенах пещер всё, что их окружало. Затем стали простыми рисунками украшать свою одежду, посуду.

Публикация «Развитие чувства ритма с помощью использования русского геометрического орнамента в аппликации» размещена в разделах

Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, одним из средств общения.

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией — воду, а вертикальной волнистой — дождь, треугольники — горы. Солнце и Луну — источники света — обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты — последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Существует несколько видов орнамента :

- растительный орнамент.

- животный орнамент (зооморфный)

- смешанный орнамент.

- геометрический орнамент, который состоит из геометрических элементов, лишенных наглядных признаков изобразительности.

Основой геометрического орнамента является строгая последовательность и упорядоченность в использовании одних и тех же элементов. Чаще всего орнаментальные композиции, вводящие в себя геометрические элементы, выстраивались по законам симметрии. Однако встречаются и более сложные варианты орнаментальных комбинаций, насыщенные растительными, тератологическими (звериными, гротескными (Фантастический, карикатурный) сюжетами. Как правило, геометрические мотивы повторяются или чередуются, образуя непрерывный ритмический ряд единообразных сегментов. Расположения узора в орнаменте всегда движется с лева на право.

Главное организующее начало любой орнаментальной композиции – это чувство ритма. Ритм – это повторение или закономерное чередование мотивов. Под чувством ритма следует понимать способность человека различать элементы ритмического рисунка. Так, например, Павел. Лернер определяет ритм в изобразительном искусстве как неодинаковые повторы, отличающиеся лишь одним или несколькими признаками. Такими признаками могут оказаться цвет, очертания фигур, объемная форма, размеры форм, расстояния между формами и др. Иначе говоря, ритм в аппликации представляет собой чередование, повторение через определенный промежуток различных элементов изображения (фигур, линий, цветов). Из этих элементов составляется ритмический ряд. Пространство между элементами называется интервалом. Когда интервалы одинаковы — возникает равномерный ритм. Такой ритм часто используется при построении орнамента в декоративном искусстве. Ритм участвует не только в построении изображения, но зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.

Чувство ритма можно развивать в любых видах деятельности. У детей раннего возраста чувство ритма формируется через музыку, которая в дальнейшем приведет к формированию умений к орнаментальному творчеству. Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением.

Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.

Поощряйте движения под музыку.

Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее).

Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи

Двигательное упражнение "Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)

Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ, топ-топ.

(ходьба в медленном темпе, четко опуская ногу на всю стопу).

Маленькие ножки бежали по дорожке: топа-топа-топа-топ, топа-топа-топа-топ. (бег на носках с остановкой на последнее слово).

"Часы"

(наклоны головы то к одному плечу, то к другому). Тик-так, тик-так, все часы идут вот так

У старших детей чувство ритма можно развивается через словесные игры. Подбирая рифмующиеся слова. Например

Игра "Подскажи словечко" (для детей от 4 лет)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из. (лейки)

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на. (машине)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на. (стуле)

Игра "Какое слово лишнее?" Исключить лишние слова из ритмического ряда

Мак, бак, рак, банан.

В аппликации формирование ритмического рисунка в орнаментальном творчестве начинается с 3-4 лет. Вначале дети овладевают самыми простыми навыками декоративной деятельности, располагают в определенном порядке готовые изображения, однородные по форме, а затем и разные по форме, величине, цвету. Создания узора целесообразно начинать с построения простейших композиций на полосе. В младшей группе дети получают элементы уже готовыми. Используются простые по форме элементы (круг, квадрат, прямоугольник).

Например: «Мячи катятся по дорожке» (интеграция с физической культурой, сначала – прокатили мячи, затем наклеили кружочки, «Красивая

Чтобы выполнить такой узор, ребенок должен уметь охватить весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и стороны - идёт взаимосвязь с математикой. Конструктивные игры, типа «Заборчик высокий низкий», «кубики красные и синие», тоже способствуют формированию орнаментальному творчеству. Часто педагог привлекает детей помочь игровому персонажу : выложить дорожку по заданному алгоритму.

С возрастом задачи усложняются. Дети 4-5 лет закрепляют навыки ритмичного, симметрического расположения элементов узора, возможна такая последовательность: составление узора на бумаге, имеющей форму: квадрата, круга и шестиугольника, затем украшают различные образы одежды, обуви, посуды и игрушек. В процессе создания узоров нужно учить ребенка сопоставлять одинаковые части. Усложняются и элементы, из которых строится узор.

Этому способствуют такие дидактические игры, как «Собери бусы», «Продолжи дорожку», «Расставить вагоны».

В старшей группе усложняются и форма предметов, на которых детей учат делать узор, и элементы, из которых он составляется.

Используются дидактические игры «Выложи дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя)». «Продолжи узор», «Собери дорожку»- выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования «Кто быстрее».

В подготовительной группе от составления ритмичных узоров с повторяющимися элементами дети переходят к составлению ассиметричных композиций на разных формах: овал, ромб, прямоугольник, в узор включаются большое количество цветов и оттенков.

Для подготовительной группы предлагаем д/и «Лоскутное одеяло» (собрать из лоскутков одеяло (форма и формат одеяла задаются воспитателем и могут меняться, д/игра «Рукавички». Цель - подобрать пару (или комплект) по узору (орнаменту, дидактическая игра «Исправь ошибку» (учить обнаруживать и исправлять ошибки в орнаменте).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Творческое развитие дошкольников с помощью театра тенейТворческое развитие дошкольников с помощью театра теней «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся.

Мастер-класс для педагогов «Воспитание у детей чувства ритма посредством музыкально-ритмических игр» Музыкальная игротека (мастер-класс для педагогов) «Жизнь есть музыка с её живым и творящим ритмом» (Э. Жак-Далькроз) Воспитание.

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах» Возникновение.

Конспект открытой НОД «Развитие чувства ритма средствами музыкально-игровой деятельности» (подготовительная группа) Конспект открытого доминантного занятия «Путешествие в королевство Ритма» подготовительная группа Автор Фотимская Татьяна Вячеславовна,.

Методическое рекомендации для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма в процессе музыкально-игровой деятельности» Методические рекомендации для музыкальных руководителей "Развитие чувства ритма в процессе музыкально-игровой деятельности" Пояснительная.

Программа по самообразованию «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» МБДОУ детский сад №16 «Жемчужинка» 2015г. План по самообразованию музыкальных руководителей Фокиной Г. А., Ретиной А. Е. «Развитие чувства.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок» Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной.

Развитие эмоций дошкольников в процессе театрально-игровой деятельностиРазвитие эмоций дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность. Мы, взрослые, хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися,.

Социальное развитие в детском саду «Как мы выражаем свои чувства» Цель: Учить распознавать эмоциональные сознания (настроение) по мимике: радость, гнев, удивление. Развивать умение чувствовать настроение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма с помощью использования русского геометрического орнамента в аппликации
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 13:16
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД