Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе

Юлия Ромашкина
Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе

Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе (старший дошкольный возраст) по теме «Сопоставление ранней и поздней осени»

Подготовила воспитатель Ромашкина Ю. А.

МБДОУ «Инсарский детский сад «Светлячок» комбинированного вида», г. Инсар

Тема: «Сопоставление ранней и поздней осени»

Цели:

1. Пробудить у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

2. Обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами, синонимами.

3. Учить использовать распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

4. Воспитывать у детей наблюдательность и воображение.

5. Сопоставлять раннюю и позднюю осень по стихам русских поэтов.

6. Учить наносить приметы поздней осени на контурные копии картины И. И. Левитана «Золотая осень» и сопоставлять их с оригиналом.

7. Упражнять в образовании сложных слов методом сложения основ.

Оборудование: Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», контурная репродукция этой картины; ксерокопии контурной репродукции на каждого ребенка; краски, кисточки (можно заменить карандашами); мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Скажи иначе» - упражнение в подборе синонимом.

Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое – темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие – голые, обнаженные (без листьев).

Высохли цветы – завяли.

Чтение детьми наизусть стихотворений о ранней и поздней осени.

Педагог задает вопросы детям.

- Какое из прочитанных вами наизусть стихотворений о ранней, а какое о поздней осени?

- Припомните отрывки с описанием примет ранней осени в природе, затем поздней.

- Почему раннюю осень называют золотой? А почему позднюю осень называют хмурой?

2. Игра «Эхо» - упражнение в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ.

Листья падают – это листопад.

Звезды падают – это звездопад.

Вода падает – это водопад.

Камни падают – это камнепад.

3. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» Припоминание содержания, выделение примет ранней осени. Трансформация в воображении детей ранней, золотой осени на картине в позднюю, хмурую

- Перед вами картина великого русского художника И. И. Левитана. Он жил очень давно, более ста лет назад. Был беден и рано умер. Больше всего на свете Левитан любил русскую природу и за свою короткую жизнь написал много картин о красоте и богатстве нашей замечательной русской природы.

Беседа о ранней осени по картине Левитана:

а) посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий, полуувядший цветок, склонившийся к самой воде и на яркое солнечное небо над ними…;

б) скажите, какое это время года?

в) почему художник И. И. Левитан назвал картину «Золотая осень»?

(Если дети затрудняются с ответом, обратить внимание на золотое убранство берез, на яркий солнечный свет осеннего дня);

г) давайте с вами подберем отрывки из знакомых стихотворений об осени А. С. Пушкина, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, которые подходят к картине И. И. Левитана «Золотая осень».

(Дети подбирают с помощью педагога);

4. Игра в мяч – словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Педагог просит детей встать в круг.

Солнце осенью – осеннее;

Ветер осенью –

Небо осенью –

Туча осенью –

День осенью –

Утро осенью –

Роща осенью –

Парк осенью –

5. Итог занятия.

Кого вы знаете из великих русских поэтов, написавших стихи об осени?

Назовите имя, отчество и фамилию каждого. Какую картину о ранней осени мы рассматривали сегодня?

Назовите фамилию, имя и отчество художника.

Рисование красками примет поздней осени на контурных копиях репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Проговаривание каждым ребенком слов, обозначающих приметы, нанесенные на контурные картины.

Сравнение получившихся картин с оригиналом.

Публикации по теме:

Презентации к тематическому циклу «Весна». Презентация №1. Презентация № 1 к тематическому циклу "Весна" по развитию речи в группе раннего возраста. Презентацию можно использовать и на занятиях по.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе
Опубликовано: 23 марта 2013 в 19:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе...
В оспитатель: ( держу в руке яйцо) Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо. ( яйцо убираю,...
Фотоотчет «Как мы ходили к Вечному Огню»
Есть праздник один – самый главный, И его нам приносит весна. День Победы – торжественный, славный, Отмечает его вся страна. В преддверии великого...
Наш Славянский базар — 2017!
Наш Славянский базар - 2017! Сегодня в МБДОУ "Детский сад №441 "Кузнечик" Советского района города Нижнего Новгорода, в рамках "Дня славянской письменности...
Фотоотчёт «Один день в детском саду»
Зарядка . Дыхательная гимнастика Бинарное занятие с узкими специалистами ( психологом) "Школа мышления. Культурные практики. Штриховка на...
Презентация на тему: «Типичные ошибки семейного воспитания.»
Типичные ошибки семейного воспитания. Ошибки связанные с мотивацией родителей: Степанов выделяет несколько групп родительских мотиваций: 1. Потребность в...