Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе

Юлия Ромашкина
Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе

Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе (старший дошкольный возраст) по теме «Сопоставление ранней и поздней осени»

Подготовила воспитатель Ромашкина Ю. А.

МБДОУ «Инсарский детский сад «Светлячок» комбинированного вида», г. Инсар

Тема: «Сопоставление ранней и поздней осени»

Цели:

1. Пробудить у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.

2. Обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами, синонимами.

3. Учить использовать распространенных вопросительных и повествовательных предложений.

4. Воспитывать у детей наблюдательность и воображение.

5. Сопоставлять раннюю и позднюю осень по стихам русских поэтов.

6. Учить наносить приметы поздней осени на контурные копии картины И. И. Левитана «Золотая осень» и сопоставлять их с оригиналом.

7. Упражнять в образовании сложных слов методом сложения основ.

Оборудование: Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», контурная репродукция этой картины; ксерокопии контурной репродукции на каждого ребенка; краски, кисточки (можно заменить карандашами); мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра «Скажи иначе» - упражнение в подборе синонимом.

Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.

Небо серое – темное, холодное, пасмурное.

Деревья нагие – голые, обнаженные (без листьев).

Высохли цветы – завяли.

Чтение детьми наизусть стихотворений о ранней и поздней осени.

Педагог задает вопросы детям.

- Какое из прочитанных вами наизусть стихотворений о ранней, а какое о поздней осени?

- Припомните отрывки с описанием примет ранней осени в природе, затем поздней.

- Почему раннюю осень называют золотой? А почему позднюю осень называют хмурой?

2. Игра «Эхо» - упражнение в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ.

Листья падают – это листопад.

Звезды падают – это звездопад.

Вода падает – это водопад.

Камни падают – это камнепад.

3. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» Припоминание содержания, выделение примет ранней осени. Трансформация в воображении детей ранней, золотой осени на картине в позднюю, хмурую

- Перед вами картина великого русского художника И. И. Левитана. Он жил очень давно, более ста лет назад. Был беден и рано умер. Больше всего на свете Левитан любил русскую природу и за свою короткую жизнь написал много картин о красоте и богатстве нашей замечательной русской природы.

Беседа о ранней осени по картине Левитана:

а) посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий, полуувядший цветок, склонившийся к самой воде и на яркое солнечное небо над ними…;

б) скажите, какое это время года?

в) почему художник И. И. Левитан назвал картину «Золотая осень»?

(Если дети затрудняются с ответом, обратить внимание на золотое убранство берез, на яркий солнечный свет осеннего дня);

г) давайте с вами подберем отрывки из знакомых стихотворений об осени А. С. Пушкина, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, которые подходят к картине И. И. Левитана «Золотая осень».

(Дети подбирают с помощью педагога);

4. Игра в мяч – словообразование относительных прилагательных от слова осень.

Педагог просит детей встать в круг.

Солнце осенью – осеннее;

Ветер осенью –

Небо осенью –

Туча осенью –

День осенью –

Утро осенью –

Роща осенью –

Парк осенью –

5. Итог занятия.

Кого вы знаете из великих русских поэтов, написавших стихи об осени?

Назовите имя, отчество и фамилию каждого. Какую картину о ранней осени мы рассматривали сегодня?

Назовите фамилию, имя и отчество художника.

Рисование красками примет поздней осени на контурных копиях репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Проговаривание каждым ребенком слов, обозначающих приметы, нанесенные на контурные картины.

Сравнение получившихся картин с оригиналом.

Публикации по теме:

Презентации к тематическому циклу «Весна». Презентация №1. Презентация № 1 к тематическому циклу "Весна" по развитию речи в группе раннего возраста. Презентацию можно использовать и на занятиях по.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Научная лаборатория
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи детей в процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе
Опубликовано: 23 марта 2013 в 19:27
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном...
У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные...
Новогодний утренник для детей младшей группы «Дед Мороз в гостях у ребят»
Ведущие Лиса Дед Мороз Оборудование: рукавичка Деда Мороза, колокольчик, мешок с игрушками ( мишка, заяц, мелкие игрушки зайчат по количеству детей,...
Мастер-класс «Курочка-хохлатка»
Наступил 2017 год. Год петуха. Задумываясь над тем, что сделать вместе с детьми, решила сделать курочку-хохлатку, подружку петуху- символу года. Для...
Стенгазета «Мешок с подарками»
Доброе время суток уважаемые коллеги и гости моей странички. На кануне Нового года мы с ребятами думали, чем можно удивить наших мамочек и папочек....
«Полхов — майданская» роспись матрешки. (подготовительная группа)
Цель: Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи. Задачи: - Знакомство с традиционным приемом...