«Ходила хозяюшка по домочку», ННОД

Людмила Егорова
«Ходила хозяюшка по домочку», ННОД

Непрерывно непосредственная образовательная деятельность детей на тему "Ходила хозяюшка по домочку" рекомендуется проводить с старшими дошкольниками (6 - 7 лет). Деятельность направлена на совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников. Познакомить детей с укладом жизни славян (женщины)- матери, поварихи,ткачихи, мастерицы; жилищем наших предков. Дать представления о предметах быта, их назначении; о берегинях, которые охраняли быт наших предков, обогатить словарный запас детей. Воспитывать уважение к традициям нашего народа и восхищение мастерством человеческих рук, уважения к нелёгкому труду матери.

«Ходила хозяюшка по домочку»[/b]

Цели:

1. Познакомить детей с укладом жизни людей славян, их жилищем.

2. Дать представления о предметах быта, их назначении: ухват, кочерга, люлька, корыто.

3. Развивать умение, интерес к рассматриванию предметов обихода, упражнять в передаче информации с помощью рисунка.

4. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Предварительная работа:

1. Перечитывание русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Царевна – лягушка».

2. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Кто, что сделал и из чего»

3. Заучивание песни-игры «Игра в гостей», Д. Б. Кабалевского. - Здрасте, здрасте, мы вас ждем!

Интеграция образовательных областей:

«Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка»

Ход н. н. о. д.

[/b]

Воспитатель:

-Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) На чём мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей) Сегодня я предлагаю вам путешествие в далёкое прошлое. И поедем мы на старинном транспорте. Отгадав мою загадку, он появится перед вами:

«Один идёт, четверых за собой ведёт, а пятый сидит, в оба глаза глядит» (Лошадь, телега, мужик)

«Ходила хозяюшка по домочку», ННОД

(появляется макет телеги)

-Занимайте места на телеге и отправляемся в деревню.

-Мы подъезжаем к первому дому.

- Ребята, из чего сделано это жилище? (ответы детей)

На пороге нас встречает женщина, одетая в русский костюм.

Хозяюшка:

Исполняется песня-игра «Игра в гостей», Д. Б. Кабалевского. - Здрасте, здрасте, мы вас ждем!

- Здрасте, здрасте, мы вас ждем!

- Промочило нас дождем.

- Ожидали мы гостей!

- Мы промокли до костей.

- Где ж ваш зонтик?

- Потеряли.

- Где галоши?

- Кот унёс.

- Где перчатки?

- Скушал пёс.

- Это, гости, не беда.

(здрасте)

Заезжайте в ворот

(здрасте)

Поднимайтесь на порог

(здрасте)

К нам на яблочный пирог!

-Проходите, гости дорогие, милости просим.

Дети:

-Спасибо.

Воспитатель:

-Расскажи, хозяюшка,о своём жилище.

Хозяюшка:

-Сначала отгадайте мою первую загадку:

«Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват» (Печь, огонь, дым, кочерга). Кто затрудняется, посмотрите на фотографию.

-Про кочергу говорят: «железный конь скачет в огонь». Ответьте, с какой целью мы используем этот предмет? (ответы детей)

-Посмотрите, в доме печь стоит на северной стороне дома. Здесь я готовлю еду. И помогает мне здесь моя посуда: чугунки, сковорода, ухват и кочерга. В печке жарко и чугунок (горшок) руками не возьмёшь. Подумайте и ответьте, о каком предмете пойдёт речь:

«На топтале был, на кружале был,

На пожаре был,

На базаре был – а потом домой пришёл» (печной горшок).

Отгадайте вторую загадку и найдите предмет, которым можно это сделать.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (ухват)

-Для приготовления пищи мне необходима вода и достаю я её из колодца.

-За водою иду с двумя вёдрами и коромыслом. Кто мне ответит, что такое коромысло? (ответы детей)

Послушайте загадку об этом предмете:

«Ни свет, ни заря

Пошёл, согнувшись, со двора»

-А ещё и постирать надо. Для стирки у меня и приспособления есть: корыто, стиральная доска, для умывания – ушат. А вот, что про него в народе говорят:

«У туши – уши,

А головы нет)

-Соотнесите картинки между собою: стиральная машинка, газовая плита, водопровод, корыто, стиральная доска, колодец, печь)

Посмотрите на фотографиии.

Что использовали раньше, а что используют сейчас?

-А рядом с печкой висит люлька с младенцем, чтобы малышу тепло было.

Около печи я готовлю обед и пою колыбельные песни.

-Ребята, вспомните и спойте свои любые колыбельные песни.

(Поют колыбельную на стихи Аполлона Майкова)

«Спи, дитя мое, усни!

В няньки сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;

Солнце скрылось под водой;

Ветер после трех ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

"Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых, -

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал!»

-Пока спит младенец, его охраняет оберег Дрёма. Он рассказывает ему сказки.

-Уложу дитя и уборкой занимаюсь: стол, лавки и полы скоблю ножом. Раньше мы их не мыли. После такой уборки сразу в доме чистота и пахнет деревом. А как вы убираете своё жилище? (ответы детей)

-Ребята, посмотрите, по диагонали от печи у меня в доме есть красный угол.

-Как вы думаете, почему его так назвали? (В переводе «красный» значит красивый). Какие предметы висят в красном углу? (икона, лампада). Здесь же стоит стол, за ним обедаем и принимаем гостей.

-Слева от печи у меня есть место, где я вечерами работаю: пряжу пряду, холсты тку. Для этого у меня есть веретено и прялка, ткацкий станок. Определите, где здесь ткацкие станки, а где прялка?

-А чтобы дела у меня спорились, мне помогает добрый дух дома по имени Спорынья.

-Чтобы и ваши дела спорились, предложу я вам листы бумаги и цветные восковые карандаши и попрошу нарисовать мой дом, то, что вам в нём больше всего понравилось (дети рисуют предметы дома)

-Молодцы, потрудились, устали, притомились, а теперь гости дорогие, прошу вас к столу отведать простой и очень полезной пищи: молока и пирожков.

Воспитатель:

-Простимся с нашей хозяюшкой, поклонитесь в пояс. Простимся с избой и Домовым, добрым духом этого дома, который оберегает его, и отправимся в наше современное время.

Использование литературы и интернет – источников:

1. О. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 1997

2. М. В. Тихонова «Красна изба»

3. М. Семёнова «Мы – славяне». Популярная энциклопедия, 1999

4.http://russkoeslovo.ucoz.ru/index/zagadki_ch_2/0-321

5. http://mgorbacheva.ucoz.ru/load/master_klass/1-1-0-2

6.http://sovetskiymultik.at.ua/p…

7. Фотографии, сделанные мною во время поездки по Золотому кольцу. [

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в нашем детском садуПредметно-развивающая среда в нашем детском саду В детском саду созданы развивающие зоны, уголки для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех во всех видах.

Образовательный проект Участники: Дошкольники старшего дошкольного возраста, Педагогический персонал, Медицинский персонал Тип проекта: долгосрочный Ожидаемые.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
«Ходила хозяюшка по домочку», ННОД
Опубликовано: 19 сентября 2012 в 00:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
КВН «Красный, желтый, зеленый» итоговое занятие
Цель: формировать у детей навыки безовасного поведения , закрепить знания детей о сигналах светофора, о дорожных знаках , о видах транспорта. Закрепить...
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...