МААМ-картинки

«Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей». (выступление на родительской конференции) (4 фото)

Светлана Виноградова
«Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей». (выступление на родительской конференции)

Уважаемые мамы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.

Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т. к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

Публикация «„Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей“, (выступление на родительской конференции)» размещена в разделах

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому очень важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, даже замкнутыми.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь.

Очень многие из родителей считают, что подготовка ребенка к школьному обучению заканчивается на его умении читать и писать, но такое мнение совершенно неверно.

Показателем готовности к овладению письменной речи является уровень развития устной речи поступающего в первый класс.

Что же имеется ввиду?

1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…

2. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух : может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…

3. Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…

4. Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…

5. Ребёнок владеет связной речью : может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…

6. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти.

Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители : Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Да, вы правы. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо.

В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.

Сегодня мы с вами поучимся выполнять такие упражнения.

И сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.

(Артикуляционная гимнастика в картинках).

Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать ребенка надо так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Артикуляционная гимнастика интересна детям своей яркой, доступной формой.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Ученые считают, а практика показывает, что чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь.

Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Почему же мы уделяем этому такое большое внимание? Хочу вам процитировать двух знаменитых людей.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» (В. А. Сухомлинский)

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» (Н. Кант)

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т. д., сопровождая речь движениями рук. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Через пальцы ребёнок познаё т окружающую действительность: он исследует ими предметы, их свойства и качества (форма, строение, величина, пропорции, положение в пространстве).

Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить мы - взрослые, но сначала мы должны освоить такие приемы сами.

(Пальчиковые игры – вместе с родителями).

«Мак», «Лягушата», «Медвежата».

Для развития мелкой моторики руки я использую на своих занятиях много интересных приёмов. Я их вам сейчас перечислю и подробно остановлюсь на тех упражнениях, которые вы можете использовать в домашних условиях.

Приё мы:

- раскрашивание, штриховка, обведение предметов по контуру, по трафаретам.

Самыми эффективными среди этих упражнений, по мнению психологов и педагогов, считаются штриховка и обведение по контуру. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой. Помимо того, что этот вид работы готовит руку к письму, он так же развивает внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление. Наша пропись построена на этих видах упражнений, поэтому вам ничего не нужно придумывать и искать. Но я иногда замечаю, что вы, родители, не отличаете штриховку от раскраски. Штриховка и закрашивание - это две совершенно разные вещи. Штриховка – это линии, проведённые в одном направлении (либо по форме предмета, который вы штрихуете). Линии проводятся на небольшом расстоянии друг от друга. При штриховке нужно соблюдать следующие правила: штриховать надо от руки, карандаш должен быть хорошо заточен, расстояние между линиями должно быть одинаковым, использование ластика не желательно.

Существуют также золотые правила раскраски: раскрашиваем предмет в одном направлении, без пробелов, не выезжая за контуры рисунка.

- работа с бумагой: вырезание, оригами, аппликация, работа с салфетками.

- Пальчиковое рисование. Если вы хотите использовать этот вид упражнения в домашних условиях, то вам нужно приобрести только специальные краски (показ образца).

- Сбор мозаик и пазлов. Общее правило для этого упражнения - чем мельче детали, тем эффективней результат. Кроме того, эта работа развивает у детей воображение, усидчивость.

- Для развитие тактильных ощущений (определение предметов на ощупь) провожу на занятиях вот такие игры: - УГАДАЙ БУКВУ. Буквы находятся в плотном мешочке. Ребёнок должен на ощупь, не вынимая руку из мешка, определить, что за буква находится в его руке.

Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях :

Игра “Помогаю маме”.

Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

Игра “Волшебные палочки”.

Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

Игра “Мастерская золушки”.

Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В группе педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.

• Застёгивать и расстёгивать пуговицы.

• Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.

• Завязывать шарф, бант.

- Игра с прищепками «День и ночь»

Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Чтобы заинтересовать ребёнка, нужно придумать что-то интересное для него. Предлагаю из картона вырезать круг диаметром в 8см. А потом сказать детям, что утром солнышко просыпается. Давайте сделаем солнышко. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами. Получится солнышко. Затем надо попросить ребенка снять эти прищепки тремя пальцами (теми, которыми он потом будет писать) и положить обратно в корзину, сказав при этом, что солнышко устало, оно пошло спать. Вот и все упражнение. Оно кажется очень простым, но маленькому ребенку действительность открывается через ощупывание предметов и через механические действия с ними. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формировании навыка письма: ребенок гораздо быстрее и легче научится держать карандаш и владеть им, как орудием письма. Если вы хотите усложнить задание, можно внести соревновательный элемент, предложив детям прикреплять прищепки на скорость: кто быстрее.

ВЫВОД.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

Очень важно сделать вас - родителей активными участниками педагогического процесса, научить вас оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка!

Уважаемые родители!

Будьте лучшими помощниками ваших детей.

Если ваш ребёнок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.

«Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей». (выступление на родительской конференции)
Фото «Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей»
. (выступление на родительской конференции) - фото
Фото №1 Уважаемые мамы сегодня мы с вами поговорим о
Публикации по теме:

Адаптивная физическая культура как средство полноценного развития особых детей раннего возраста Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков,.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детейХорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного.

Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника. Тема: Театрализация как условие всестороннего развития дошкольника. «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины все актеры» Уильям Шекспир.

Двигателтная активность — средство полноценного развития детей К записи прикреплена презентация, которая иллюстрирует пользу занятия спортом с детьми дошкольного возраста, содержит информацию касательно.

Коллективная лепка — важнейшее условие развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как условие всестороннего развития ребенка» Ранний возраст – важнейший стартовый период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, интеллектуального развития. Происходит.

Программа самообразования «Взаимодействие семьи и ДОО в реализации задач полноценного развития детей в соответствии с ФГОС ДО» .

Развитие конструктивного взаимодействия с родителями — важнейшее условие обеспечения целостного развития личности Вашему вниманию представляется опыт работы по теме: Развитие конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников - важнейшее условие.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения родительской компетенции. Система в дошкольного образования, является первой ступенью в системе непрерывного образования. Процесс модернизации образования предъявил.

Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы) Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Педагогами, психологами и другими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей». (выступление на родительской конференции)
Опубликовано: 28 июня 2016 в 10:24
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД