Занятие по кубановедению «Хорошо у нас в светелке»

Ольга Панченко
Занятие по кубановедению «Хорошо у нас в светелке»

Цель: воспитывать любовь к малой Родине, закрепить знание детей о жизни, быте, культуре Кубанского казачества. Развить познавательный интерес к истории своего народа. Активизация словаря: глэчик, рубэль, чуван. Обогащение словаря: лучина, скрыня, макитра.

Ход занятия: (дети и воспитатель одеты в кубанские костюмы) Казачка: (воспитатель) Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы! Милости прошу в гости в мою светелку. Проходите, будем чай пить, хороводы водить, хлеб-соль кушать да песни слушать! (звучит в записи кубанская песня). Казачка: Вы пришли в светелку. Как вы думаете, почему эта комната так называется? Ответы детей: Она светлая, красивая. Казачка: В нашей светелки много света дают электрические лампы. А в давние, давние времена в русской избе горели: Как вы думаете что? Ответы детей: Свечки, керосиновые лампы. Казачка: А ещё были лучины, они были самодельные. Бралась небольшая посуда, в нее наливалось масло, накрывалась жестянкой, в которой прорезалось отверстие, и туда вставлялась веревочка. Вот и готова лучина.

Казачка: А зачем нужен был хороший свет девушкам? Ответы детей: Чтобы девушки могли рукодельничать, вышивать. Казачка: Зимними, холодными вечерами казачки занимались рукоделием, украшением своих домов. Они пряли, ткали, вязали, вышивали, мастерили игрушки. А какие предметы нужны для рукоделия? Дети: Прялка, веретено, пяльцы, спицы. Казачка: А какие предметы здесь украшены вышивкой? Ответы детей:…. Казачка: А какие предметы быта вы здесь видите? Ответы детей: глэчик, чавун, рубэль. Казачка: А зачем они нужны? Ответы детей: Рубэль он ребристый. На каталку наматывается белье и с силой проводится по нему рубэлем несколько раз, белье получается гладким (предлагается детям погладить). Казачка: Для чего нужен чавун? Ответы детей: (он тяжёлый, чугунный, в нем готовили еду в печке). Казачка: А в чем хранили молоко? (ответы) Казачка: А в чем ставили тесто? (ответы: макитра – это большой глиняный горшок). Казачка: Как вы думаете, ребята, а что у нас храниться вот в этом сундуке (скрыня). Что нам думать да гадать? Давайте – ка мы его откроем (дети пробуют открыть, но не открывается). А я кажется, догадалась! Этот сундук непрост, а с секретом, он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки (дети рассказывают пословицы и поговорки о Кубани).

Открываю сундук, а там вышитые вещи. (Рассмотреть кубанские наряды)

Рассказ казачки о вышивке. В старину казачки, женщины умели вышивать: вышивали они птиц, цветы, траву. Украшали занавески, скатерти, рушники (полотенце). Рушниками украшали комнату, люди верили, что вышитый рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье в семье. Украшали вышивкой не только рушники и скатерти, но и одежду. Женскую рубаху украшали вышивкой по рукавам, по долу, мужские по вороту. Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека от беды и болезней, поэтому вышивку назвали «Оберег», от слова беречь. Казачка: Славный народ кубанский, трудолюбивый, веселый. Красива земля кубанская. И вот все это воспевают в своих стихах кубанские поэты.

(Дети читают стихи) Казачка: А теперь поиграем в игру- хоровод «Конопель». Казачка: А вы знаете ребята что 2 февраля был день рожденье у Григория Пономаренко – это кубанский композитор, давайте послушаем запись песни, кто знает, может подпевать. Казачка: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Коренной казак» - Вопросы о Кубани (награждение кто больше набрал фишек).

Публикации по теме:

«Рыбы краснодарского края». Макет«Рыбы краснодарского края». Макет Для знакомства детей с историей жизни и быта казаков я сделала макет "Рыбы краснодарского края". Для меня стояла цель -познакомить ребят.

Доклад — опыт работы по теме: «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков»Доклад — опыт работы по теме: «Жизнь, традиции и обряды кубанских казаков» Работа в этом направлении носит актуальный характер. Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, безнравственность, потерю.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Занятие по кубановедению «Хорошо у нас в светелке»
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 21:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт с фестиваля «Созвездие талантов».
В течение двух дней в нашем городе проходил фестиваль-конкурс «Созвездие юных талантов», посвященный Международному дню защиты детей, который проходил в...
Конспект занятия по формированию основ ЗОЖ в старшей группе на тему «Что мы знаем о...
Занятие проводится в форме игры «Что? Где? Когда? ». Программное содержание: закрепить представления о правилах ухода за телом, о значении образа жизни...
Программа по патриотическому воспитанию «Каменск-Уральский: Из прошлого в будущее»
Программа «Каменск-Уральский: Из прошлого в будущее» Проблема нравственно-патриотического воспитания детей - сегодня одна из актуальных задач...
Цветочные часы
Еще в глубокой древности люди заметили, что растения способны показывать время. Как и все живые организмы, они обладают «биологическими часами», которые...
Фототчёт к проекту «Одуванчик золотой» в средней группе
Дорогие коллеги! В нашей группе в конце мая и начале июня был проведён краткосрочный проект "Одуванчик золотой! " Целью проекта было создание условий для...