Получи документы

Художественно-эстетическое развитие детей четвертого года жизни

Марина Искаева
Художественно-эстетическое развитие детей четвертого года жизни

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно -выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.

В средней группе формируется интерес к искусству посредством знакомства детей с такими жанрами как пейзаж и портретная живопись.

Одним из наиболее любимых жанров в работе с дошкольниками является пейзаж.

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей четвертого года жизни» размещена в разделах

На развитие и проявление творческих способностей дошкольника существенное влияние оказывает 3 основных метода (выявлено в исследовании Т. С. Комаровой) : непосредственное наблюдение живой природы; подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин и иллюстраций; знакомство с лучшими поэтическими образами описания природы.

Безграничны, казалось бы, возможности литературы. Ее образному языку одинаково доступна передача зрительных, моторных, слуховых ощущений. Образы природы можно создать поэтически, не прибегая к прямому описанию.

«Унылая пора, очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье…»

В этих пушкинских строках мы сразу узнаем осень. Этот суммарный пейзаж воспринимается через чувства художника. Примерно так же мы можем «увидеть» природу в музыке, в сочинениях Ф. Шуберта, П. И. Чайковского или С. В. Рахманинова, угадать общее ее состояние. Но зрительная ассоциация пейзажа, у каждого слушающего, будет своя.

Однако и самое подробное литературное описание природы, по мнению В. Н. Стасевича, оставляет впечатление разрозненных «пятен», пробелы между которыми каждый читающий заполняет в меру своей фантазии. Литературному слову недоступна ни предметная, ни композиционная конкретность пейзажа. Естественно поэтому, мы охотно обращаемся за «уточнением» к изобразительному сопровождению литературного пейзажа, если таковое прилагается к нему в виде рисунка, акварели, гравюры, фотографии, репродукции картины.

Практически все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Один из жанров живописи, целью которого является изображение конкретного или созданного воображением человека, портрет.

Портретная живопись - это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней (Н. А. Курочкина).

Дети с 4 лет уже эмоционально откликаются на выразительный образ портрета, проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т. д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности.

Учитывая исследования педагогов (Курочкина Н. А., знакомство с портретной живописью следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж.

Для понимания портрета требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления:

Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.

Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета, происходит в процессе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с портретом и художественно-продуктивной деятельности.

Перспективно–тематическое планирование по формированию интересов детей 4 года жизни к различным видам и жанрам изобразительного искусства художников Ульяновской области.

Сентябрь

Задачи:

1. обучить детей словесному описанию картины;

2. обогатить словарь дошкольников эмоционально-окрашенной лексикой (золотые листочки, бегущие облака, красно-бронзовые дубы, крестьянские домики, эстетическими и искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция);

3. вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.

Рассматривание репродукций картин с изображением природы Ульяновской области:

А. Нуждов «Свияга - конец лета» 2013г.

Ермаков А. «Осень в лесу» 2003г.

Д/и «Составь пейзаж» - формировать умение создавать композицию по теме, выделять главный объект.

Октябрь

Задачи:

1. познакомить детей с художниками Ульяновской области, показать их портреты, рассказать об их творчестве;

2. ознакомить детей с жанром живописи – портрет;

3. воспитывать эстетические чувства и уважение к труду художников.

Рассматривание репродукций картин :

А. Клименко «Просека» 1988 г.

К. Горин «В парке» 1997г., «Внук Миша» 1998г., «Портрет жены» 1965г.

Д/и «Ожившие предметы» - формировать умение замечать красивое сочетание красок, развивать интерес к изобразительному искусству.

Ноябрь

Задачи:

1. формировать умение рассматривать сюжетную картину, правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;

2. формировать умение самостоятельно определять основную мысль произведения.

Рассматривание репродукций картин :

А. Пластов «Ужин тракториста» 1951г., «Первый снег» 1946г., «Летом» 1954г., «Сенокос» 1945г.

А. Зинин «Моя семья» 1975-1976г. г., «Портрет бабушки» 1986г.

Д/и «Портрет или пейзаж» - вызвать у детей интерес к портретной живописи через знакомство с творчеством художников Ульяновской области.

Декабрь

Задачи:

1. развивать умение детей последовательно рассматривать художественные картины;

2. привить любовь к искусству и родной природе.

Рассматривание репродукций картин :

В. Мишов «Портрет Г. И. Мишовой» 2001г.

В. Горинова - Купцова «Портрет внучки» 1998г.

Д/и «Живые картинки» - формировать умение детей понимать средства выразительности, используемые художником.

Январь

Задачи:

1. формировать умение детей понимать основную мысль произведения, связанную с приходом зимы;

2. развивать умение видеть изобразительные средства, которыми пользуется художник, чувствовать красоту произведения искусства.

Рассматривание репродукций картин :

Ю. Свечников «Зима на речке Тушине» 2002г., «Зимний Ульяновск» 2001г.

Д/и «Да – нет» - формировать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.

Февраль

Задачи:

1. формировать умение детей «читать» картину, определять настроение картины; находить композиционный центр и общее композиционное настроение;

2. развивать выразительные средства речи (использовать образные определения, эпитеты, метафоры для описания картин);

3. воспитывать интерес к живописи, как к виду изобразительного искусства.

Рассматривание репродукций картин :

А. Ермаков «Венец зимой» 1999г, «Зимний вечер» 2000г, «Зимний пейзаж» 2000г., Н. Чернов «Старая улица» 1983г.

Д/и «Угадай картину» - формировать у детей умение определять название, автора, жанр картины.

Март

Задачи:

1. продолжить формирование умения рассматривать картину, правильно понимать её содержание;

2. закрепить уже сформированные представления детей о весне;

3. познакомить детей с изображениями весны в картинах художников Ульяновской области;

4. привить любовь к природе.

Рассматривание репродукций картин :

Ю. Свечников «Март в Ульяновске» 2000г., «Половодье» 2003г. ,

Д/и «Подзорная труба» - продолжить знакомить детей с пейзажами художников Ульяновской области, передающих яркие сезонные признаки.

Апрель

Задачи:

1. развивать у детей желание высказываться об увиденном на картине;

2. вызывать у детей интерес к особенностям одежды героев, к присутствию декора в картинах;

3. развивать у детей умение находить средства выразительности, помогающие определить характер героев;

4. воспитывать интерес к живописи, как к виду изобразительного искусства.

Рассматривание репродукций картин :

Я. Клейн «Отец» 1989г., «Семья» 1987г.

В. Черкунов «Портрет матери» 1998г.

Д/и «Придумай портрет» - развивать умение придерживаться структуры описательного рассказа.

Май

Задачи:

1. развивать умение детей последовательно рассматривать содержание картин;

2. помочь детям почувствовать художественный образ картин;

3. развивать умение детей описывать окружающий пейзаж, содержание и настроение картины;

4. вызвать у детей эмоциональный отклик на художественные произведения, ассоциации с собственным опытом восприятия.

Рассматривание репродукций картин :

Д. Архангельский «Весна» 1950г., «Сани» 1930г., «Мастерская» 1924г., «Чебоксары» 1921г.

И. Щеголев «Парк Языкова» 1990г.

Д/и «Найди ошибку» - продолжать знакомить детей с творчеством

Д. Архангельского.

Литература

1. Комарова Т. С., Пантелеева Н. Г. Знакомим дошкольников с искусством портрета: Методическое пособие к «Программе воспитания и обучения в детском саду» АРКТИ, 2010 г. [Электронный ресурс] https://www.knigafund.ru/books/76549

2. Котлякова Т. А., Абдрахимова Э. Ф. Формирование интереса к культурно-историческим ценностям родного края у дошкольников.

3. Краткий словарь художественных терминов. М. :Педагогика,1987г. ,415с.

4. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. / Н. А. Курочкина. – М. : Детство-пресс, 2006. – 104 с.

5. Пантелеева Л. В. Музей и дети. / Л. В. Пантелеева. - М. : издательский дом «Карапуз», 2000г.

6. Распахни окно в мир прекрасного: Методическое пособие. – Выпуск I : Программно-методическое обеспечение развития художественно-творческих способностей детей шестого года жизни. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.– 116с.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Современное гуманистически ориентированное.

Художественно-эстетическое развитие детей-билингвов в условиях дошкольного образовательного учреждения ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Чернышева Э. Ф., музыкальный руководитель.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми четвертого года жизни «Строительство ворот»Конспект совместной образовательной деятельности с детьми четвертого года жизни «Строительство ворот» Конспект совместной образовательной деятельности с детьми четвертого года жизни «Строительство ворот»Цель: научить детей строить простое.

Конструкт НОД «Лес для зайки» для детей четвертого года жизни Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 16 «Малышок» Конструкт непосредственно - образовательной деятельности.

Методическая разработка «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники аппликации.

Планирование непосредственно образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие» на март 2018 года Лепка коллективная Тема: «Солнышко, покажись!» Задачи: Развивающие: Развивать чувство ритма и композиции. Образовательные: Учить детей.

«Игра. Игрушки». Конструкт непосредственно-образовательной деятельности с детьми четвертого года жизни Конструкт непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста составлен по образовательной программе: «Примерной.

Эссе «Художественно-эстетическое развитие детей с помощью музыки» Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки. В процессе художественной деятельности ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие детей четвертого года жизни
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 22:09
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД