МААМ-картинки

Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности

Ольга Ярлыкова
Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности

Подготовила воспитатель

Второй квалификационной категории

Ярлыкова Ольга Павловна

«Нельзя вырастить полноценного человека

без воспитания в нём чувства прекрасного»

Р. Тагор

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах

Наступит 1 сентября и дети моей группы переступят порог школы и столкнутся с множеством проблем. Когда речь заходит о подготовке ребёнка к школе, обычно имеют ввиду, умеет ли он считать и читать. А меня всегда интересовал вопрос художественно-эстетического воспитания детей и развития их творческих способностей в изобразительной деятельности. Беседуя с учителями начальных классов, выяснила что причинами «плохого письма» могут быть недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки, несформированность графических навыков, отсутствие интересов к рисованию.

Дошкольный возраст это время приобщения ребенка к миру культуры и искусства, богатства окружающего мира, его красочность, звуковая полифония, увлекают, будят чувства ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, к проявлению творчества. Вся работа в моей группе направлена на развитие творческих способности ребенка в изобразительной деятельности.

Я считаю, что эстетическое воспитание как в школе так и в детском саду важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Изучив программу начальной школы и детского сада в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, выяснила, что дети как в школе так и в детском саду способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке: музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

Дети в моей группе очень подвижные и любознательные. И я решила проводить занятия по изобразительной деятельности, используя нетрадиционные методы рисования. Сначала изучила разные рекомендации в журнале «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», литературу, составила совместно с учителем начальных классов перспективный план, подобрала нужный материал: гуашь, акварельные краски, кисточки разные по форме и качеству, различные виды бумаги.

Начала со знакомства со страной «Рисование» : Приходила Королева Кисточка и знакомила со своим королевством. В нем живут краски, они все разные, между ними возник спор, какая из них самая главная? С помощью детей мы установили мир и порядок. Выяснили, что нет главных и неглавных красок - все они нужны. Закрепили с детьми основные цвета, оттенки. На следующем занятии краски «ходили, друг к другу в гости». Здесь дети учились смешивать один цвет с другим получая новый. Для них это было очень интересно. Свою работу они продолжили в вечерний отрезок времени уже самостоятельно. Были очень довольны и делились со мной своими результатами. Затем в этой волшебной стране прошел дождь - не простой, а цветной. И вот на своих листочках дети «ловят» цветные капельки. Но эти капельки неспокойные, они бегут куда-то… И что у нас получается? Здесь уже детской фантазии нет предела. Чтобы дети могли использовать в полной мере цвет, передавать свое эмоциональное состояние в рисунке, я поводила наблюдения в разное время суток. Показывала детям, какое небо бывает утром, вечером, как меняется цвет снега при разном состоянии погоды, как выглядит лес, поле в разное время года. После наблюдения давала детям краски, и они самостоятельно закрашивали листы бумаги для получения цветовой гаммы. Эти листы мы использовали в дальнейшем, как фон для сюжетного рисования «Четыре художника», «Золотая осень», «Деревья в инее» и другие. При работе по рисованию использую малейшую возможность для того, чтобы показать совершенство красоты природы детям, провожу с ними «минутки красоты природы».

Дети очень любят рисовать деревья, но стволы у них получались как морковки или треугольники, ветки начинались снизу. Передо мной стала проблема: научить правильно, рисовать ствол, ветки. Для этого проводили экскурсии в лес, где дети наблюдали формы разных пород деревьев, кустарников. «Какой ствол у березы, сосны, елки?» Дети отвечали: «У березы ветки идут от середины, а у сосны еще выше и вверх, а у елки вниз и почти до самой земли». Итогом этих наблюдений было рисование на тему: «Осенний лес», где я применила способ набрызга, тычка и смятой бумаги. Заучивали стихи о природе в разное время года, читали их на занятии, рисовали под музыку. У многих детей рисунки получились, как у настоящих художников. А так как наблюдения дают детям не только знание о природе, но и развивает эстетическое восприятие, мы решили проводить экскурсии и наблюдения в разное время года и по нескольку раз. Через некоторое время мы сходили с детьми снова в лес. Сравнили настоящий лес со своими рисунками. Рассмотрели деревья вблизи и вдалеке. Сделали вывод: близко - высокие, толстые; вдалеке - низкие и как бы сливаются. На занятиях предложила тему: «Закружила осень золотая». Фон приготовила с помощью стекла. Здесь были кустарники с яркой листвой и деревья с причудливым изгибом веток и разнообразием красок. Дети были очень довольны своими работами. На этот раз каждый из них внес в рисунок свою изюминку, свое наблюдение, свое творчество. На это я обратила внимание детей при анализе их работ.

Дети любят художественную деятельность и часто по собственной инициативе занимаются в уголке ИЗО. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Поэтому я использую следующие задачи, исходя из целей эстетического воспитания дошкольников:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Замечательным средством, способствующим развитию воображения, является рисование, лепка, аппликация и конструирование по замыслу. Я считаю, что создавая изображение по замыслу, дети получают возможность передавать свои впечатления от окружающей действительности.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию. Так, например, сначала дети лепят, потом украшают свою работу узором и используют созданные фигурки, поделки в настольном театре и игровой деятельности.

Я считаю, что дело каждого воспитателя - показать красоту природы, прекрасные формы, цветовые сочетания, приучать детей к восприятию.

Для этого с детьми провожу экскурсии, рассматриваю картины художников, читаем и заучиваем стихи. Наблюдали с детьми листопад, дети с интересом следили, как кружатся в воздухе листья, а потом желтым, оранжевым ковром ложатся на землю и шуршат под ногами. Этот листопад мы с детьми не рисовали, а сделали аппликацию. Они вырезали листья разных деревьев и раскрашивали их в разные цвета.

Мои дети научились не только замечать, но и запоминать красивое, что необходимо для развития эстетических чувств. Такие занятия приносят детям раскованность, радость, удовлетворение, развивают творческие способностей. В результате таких занятий дети стали чаще говорить друг другу о том, как красиво вокруг, употребляя поэтические выражения. И эта работа в группе продолжается до тех пор, пока дети не утратят интерес к деятельности.

На следующем этапе научила детей рисовать ладошкой. Сначала малыши делали это робко, потом все смелее и смелей. Дети обмакивали ладони в гуашь и прикладывали к листу. Получались важные лебеди, петушки-золотые гребешки. Здесь дети не только видели красоту, но и чувствовали ее. И это было заманчиво.

Проводила занятия по замыслу, где дети само выражались, выплескивали свои эмоции, переживания. В свободное от занятий время старалась, как можно чаще рисовать сама, чтобы дети смогли наблюдать за процессом рисования. Ведь они любят подражать воспитателю. Все это дает возможность развить творческие способности детей в изобразительной деятельности.

В своей группе я провожу дополнительную работу по изобразительной деятельности со всеми вместе в кружке «Тюбик». Дети друг от друга не устают, а приобретают все лучшее. Естественно, что одни дети рисуют лучше, другие хуже, но с увлечением. Но самое главное, чтобы занятия для детей были увлекательной игрой.

Начать учиться рисовать никогда не поздно ни ребенку, ни взрослому. Обогащать восприятия детей художественными впечатлениями могут и родители. Для тех, кто не может оценить значение этой работы для развития детей, провожу беседы и консультации, направленные на повышение их компетентности. Объясняю родителям чем богаче впечатления, которые их дети получают из окружающей жизни и произведения искусства, тем шире возможность их творческого применения в продуктивных видах деятельности, а следовательно, выше уровень развития ребёнка.

В дошкольных образовательных учреждениях мы начинаем открывать и развивать таланты детей, а школа принимает нашу эстафету по воспитанию эстетической культуры детей и продолжает развивать их таланты.

Выдающийся художник В. А. Фаворский считал, что при обучении детей рисованию нужно использовать как можно больше самых разных материалов «когда ребенок обращается к искусству ему обычно дают только карандаш, краски и бумагу, пускай он рисует и на бумаге и на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, а потом наряжается в свои произведения «искусства», так осуществляется интеграция образовательных областей, которые осуществляет федеральные государственные требования. Я считаю, что благодаря моей работе по развитию творческих способностей детей по рисованию, дети смогут в школе получить разностороннее воспитание и вместе с тем развить художественный вкус, умение видеть красоту и неповторимость окружающего нас мира.

Публикации по теме:

Аспекты эстетического воспитания дошкольника Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать.

Педагогический проект по оформлению участков «Красота — это то, что создаёт Человек» МАДОУ № 14 Детский сад «Алёнушка» Автор: воспитатель Ляшенко Татьяна Викторовна. Тема: «Красота-это то, что создаёт Человек» Проект (краткосрочный).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности
Опубликовано: 6 марта 2014 в 18:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД