«Игра, как способ формирования информационной компетентности в выборе профессии»

Татьяна Кудряшова
«Игра, как способ формирования информационной компетентности в выборе профессии»

Современный ребенок живет в мире, отличном от того,в котором выросли его родители,в котором росли мы,-в информационном обществе.

Информационный компонент,сегодня играет важную роль в структуре базовых компетентностей личности и выступает важной характеристикой личности современного дошкольника.

Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы,элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации, позволяющих ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, трудовой, игровой и др.

Информационное воздействие на ребенка может проявляться во всех разновидностях воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения в частности

о той или иной профессии.

Игры дают ребенку практически все в его психическом, умственном и физическом развитии на самой начальной стадии, а именно в период до седьмого года развития.

А. С. Макаренко считал игры школой подготовки детей к жизни.

Игры, и в первую очередь, сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они формируют личность маленького гражданина и придают детскому знакомству с жизнью трогательную прелесть и неповторимость, вносят элементы творчества и действия детей.

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии. Вот именно поэтому, в своей работе по данной проблеме, я стараюсь всячески поощрять

интерес детей к труду взрослых, к профессиям, создаю условия для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения. Помогают мне в этом - сюжетно-ролевые игры.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в ходе игры хоть отдаленной подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс я представляю как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получение сведений о профессиях от родителей;

- от воспитателей;

- от сверстников и детей более старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми (знакомыми и незнакомыми);

- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры,но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

Важным моментом, на мой взгляд, является то, чтобы ребенок сам наблюдал за работой, видел ее особенности,плоды. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в сюжетно-ролевой игре, закрепить и расширить приобретенные знания. Я считаю, что главное необходимо оказывать постепенное влияние на развитие, не опережая событий, не подгоняя их. Следуя этому принципу удается добиться более стойких и глубоких эффектов в воспитании и формировании представлений о профессии.

Основными принципами информирования дошкольников о работе взрослых:

- доступность информации;

- постепенность и последовательность в подаче сведений;

- средств прямой и косвенной информации;

- периодическое повторение;

- сочетание различных средств, комплексный подход;

- полная свобода разумной инициативе и фантазии.

Большую помощь при достижении данных принципов является картотека сюжетно-ролевых игр,которая была составлена мною и постоянно используется в работе с дошкольниками.

Во время педагогического процесса информацию о профессиях предлагаю,используя такие формы как:

- экскурсии, бывая с детьми на экскурсиях будь то в краеведческом музее в художественной мастерской или посещая цирковое представление я постоянно обращаю внимание на профессии людей,которые нам рассказывают или показывают что-либо. Это и экскурсовод (музей, художники (в художественной мастерской, артисты: акробаты, жонглеры фокусники и прочие профессии работников цирка.

- беседы,

- наблюдения,

- чтения,

- обсуждения,

- рассматривания картинок,

- проведение театрализованных кукольных представлений, праздников и развлечений

Очень интересно, задорно прошел праздник «Русской рубахи» одной из задач которых стояла и задача по расширению знаний детей о профессиях.

- игр: дидактических, подвижных, музыкально-плясовых,

Среди дидактических игр самая любимая у детей это игровой модуль «Книга мастеров», который включает в себя 11 вариантов игры.

Также детям очень нравятся игры: «Пирамида профессий», «Волшебный клубочек» - целью которых является взаимосвязь профессий между собой. Играя, дети делают вывод, что если не будет какой-либо профессии люди не смогут обойтись без нее.

Подвижные игры «Краски», «Садовник», и др. также расширяют и обогащают знания детей о профессиях;

- занятий по овладению определенными умениями,

Очень интересно прошли занятия: «Мы – журналисты», «Мы – детективы», «Если хочешь быть здоров» (путешествие в поликлинику и знакомство с разными врачами, «Книги в дорогу» профессии библиотекаря)

- элементами трудовой деятельности.

Результатом стала книга «Мы в профессии играем» книга представляет собой результат работы по ознакомлению детей с профессиями

Большую помощь в решении данной проблемы оказывали родители. Стало традицией группы –Знакомство с профессиями пап и мам. Родители приходили в детский сад на занятия и рассказывали о своей работе, дома - рассказывали своим детям о необходимости данной профессии, а дети потом дети рассказывали в группе, показывая фотографии, где работают их папы и мамы.

Результатом работы стал альбом – «Наш альбом расскажет вам о профессиях пап и мам»

Дети с большой гордостью за своих родителей рассматривают его и рассказывают стихи, посвященные их родителям. Совместные усилия семьи и ДОУ дали максимальный педагогический эффект.

При совместном времяпровождении дети-сверстники влияют друг на друга, обмениваются сведениями,которые у них имеются. При этом они являются источником информации,трансформированного через индивидуальные призмы восприятия.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Закончить свое выступление мне хочется словами Жана-Жака Руссо:

«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть

взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем

скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни

вкуса и не замедлят испортиться; у нас получатся юные доктора

и старые дети. У детей собственная манера видеть, думать и

чувствовать, и нет ничего безрассуднее,как желать заменить ее

нашей….»

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игротворчества Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно.

Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно-деятельностной компетентности дошкольников. Сазонова Анна Сергеевна воспитатель МКДОУ д/с № 411 Тема: Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно – деятельностной.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
«Игра, как способ формирования информационной компетентности в выборе профессии»
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 23:59
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика на музыкальных занятиях» (фотоотчет)
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу! Если психически устал...
Мастер-класс по созданию иллюстрации к сказке «Как курочка хлеб испекла»
Перед началом работы обязательно прочитайте детям сказку, а затем попросите самих слушателей рассказать сказку. Ребенок непременно воспользуется и...
Фотовыставка «Портрет ребенка в лучах солнца»
В нашей дружной и веселой первой младшей группе"Светлячок", постоянно проходят интересные события. Тёплой, яркой, солнечной и необычайно по семейному нежной...
Лэпбук «Наш город нам дорог!»
Как только увидела впервые лэпбук в сети, сразу поняла, насколько разносторонен, креативен и интересен это вид пособия, как для педагога, так и для детей....