«Игра, как способ формирования информационной компетентности в выборе профессии»

Татьяна Кудряшова
«Игра, как способ формирования информационной компетентности в выборе профессии»

Современный ребенок живет в мире, отличном от того,в котором выросли его родители,в котором росли мы,-в информационном обществе.

Информационный компонент,сегодня играет важную роль в структуре базовых компетентностей личности и выступает важной характеристикой личности современного дошкольника.

Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы,элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации, позволяющих ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, трудовой, игровой и др.

Информационное воздействие на ребенка может проявляться во всех разновидностях воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения в частности

о той или иной профессии.

Игры дают ребенку практически все в его психическом, умственном и физическом развитии на самой начальной стадии, а именно в период до седьмого года развития.

А. С. Макаренко считал игры школой подготовки детей к жизни.

Игры, и в первую очередь, сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они формируют личность маленького гражданина и придают детскому знакомству с жизнью трогательную прелесть и неповторимость, вносят элементы творчества и действия детей.

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии. Вот именно поэтому, в своей работе по данной проблеме, я стараюсь всячески поощрять

интерес детей к труду взрослых, к профессиям, создаю условия для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения. Помогают мне в этом - сюжетно-ролевые игры.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в ходе игры хоть отдаленной подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс я представляю как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

- получение сведений о профессиях от родителей;

- от воспитателей;

- от сверстников и детей более старшего возраста;

- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми (знакомыми и незнакомыми);

- приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры,но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

Важным моментом, на мой взгляд, является то, чтобы ребенок сам наблюдал за работой, видел ее особенности,плоды. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в сюжетно-ролевой игре, закрепить и расширить приобретенные знания. Я считаю, что главное необходимо оказывать постепенное влияние на развитие, не опережая событий, не подгоняя их. Следуя этому принципу удается добиться более стойких и глубоких эффектов в воспитании и формировании представлений о профессии.

Основными принципами информирования дошкольников о работе взрослых:

- доступность информации;

- постепенность и последовательность в подаче сведений;

- средств прямой и косвенной информации;

- периодическое повторение;

- сочетание различных средств, комплексный подход;

- полная свобода разумной инициативе и фантазии.

Большую помощь при достижении данных принципов является картотека сюжетно-ролевых игр,которая была составлена мною и постоянно используется в работе с дошкольниками.

Во время педагогического процесса информацию о профессиях предлагаю,используя такие формы как:

- экскурсии, бывая с детьми на экскурсиях будь то в краеведческом музее в художественной мастерской или посещая цирковое представление я постоянно обращаю внимание на профессии людей,которые нам рассказывают или показывают что-либо. Это и экскурсовод (музей, художники (в художественной мастерской, артисты: акробаты, жонглеры фокусники и прочие профессии работников цирка.

- беседы,

- наблюдения,

- чтения,

- обсуждения,

- рассматривания картинок,

- проведение театрализованных кукольных представлений, праздников и развлечений

Очень интересно, задорно прошел праздник «Русской рубахи» одной из задач которых стояла и задача по расширению знаний детей о профессиях.

- игр: дидактических, подвижных, музыкально-плясовых,

Среди дидактических игр самая любимая у детей это игровой модуль «Книга мастеров», который включает в себя 11 вариантов игры.

Также детям очень нравятся игры: «Пирамида профессий», «Волшебный клубочек» - целью которых является взаимосвязь профессий между собой. Играя, дети делают вывод, что если не будет какой-либо профессии люди не смогут обойтись без нее.

Подвижные игры «Краски», «Садовник», и др. также расширяют и обогащают знания детей о профессиях;

- занятий по овладению определенными умениями,

Очень интересно прошли занятия: «Мы – журналисты», «Мы – детективы», «Если хочешь быть здоров» (путешествие в поликлинику и знакомство с разными врачами, «Книги в дорогу» профессии библиотекаря)

- элементами трудовой деятельности.

Результатом стала книга «Мы в профессии играем» книга представляет собой результат работы по ознакомлению детей с профессиями

Большую помощь в решении данной проблемы оказывали родители. Стало традицией группы –Знакомство с профессиями пап и мам. Родители приходили в детский сад на занятия и рассказывали о своей работе, дома - рассказывали своим детям о необходимости данной профессии, а дети потом дети рассказывали в группе, показывая фотографии, где работают их папы и мамы.

Результатом работы стал альбом – «Наш альбом расскажет вам о профессиях пап и мам»

Дети с большой гордостью за своих родителей рассматривают его и рассказывают стихи, посвященные их родителям. Совместные усилия семьи и ДОУ дали максимальный педагогический эффект.

При совместном времяпровождении дети-сверстники влияют друг на друга, обмениваются сведениями,которые у них имеются. При этом они являются источником информации,трансформированного через индивидуальные призмы восприятия.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Закончить свое выступление мне хочется словами Жана-Жака Руссо:

«Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть

взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем

скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни

вкуса и не замедлят испортиться; у нас получатся юные доктора

и старые дети. У детей собственная манера видеть, думать и

чувствовать, и нет ничего безрассуднее,как желать заменить ее

нашей….»

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной культуры дошкольников средствами игротворчества Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно.

Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно-деятельностной компетентности дошкольников. Сазонова Анна Сергеевна воспитатель МКДОУ д/с № 411 Тема: Психолого-педагогические условия формирования начальной информационно – деятельностной.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
«Игра, как способ формирования информационной компетентности в выборе профессии»
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 23:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...