Александра
Игра в жизни дошкольника
С введением ФГОС ДО на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста. В первую очередь это игровая деятельность как ведущая деятельность дошкольного возраста. Так что же такое детская игра? Игра-это любые занятия детей, игра-это форма организации жизни детей, игра-это деятельность позволяющая осваивать отношения между людьми.
Публикация «Игра в жизни дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Детская игра –это исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Как и вся человеческая деятельность, игра не возникает спонтанно, а присваивается, и на первых порах ребёнку необходимо овладеть игровыми способами воссоздания действительности. Опираясь на работы Н. М. Аксариной, Ф. И. Фрадкиной и др., А. В. Запорожец говорит о том, что на определённой возрастной ступени (в раннем возрасте) ребёнка необходимо учить играть и что без соответствующих воспитательных воздействий игра не возникает или задерживается в развитии. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребёнка. Поэтому психолог Л. С Выготский назвал игру ведущим видом деятельности, ведь именно игра способствует формированию самооценки дошкольника. Способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам-складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
На границе раннего и дошкольного возраста появляется сюжетно-ролевая игра, становящаяся ведущей у детей-дошкольников. На ее сюжеты оказывает влияние окружающая среда, в связи с чем П. Ф. Каптерев относил эти игры к подражательным. А для развития таких игр, отмечал он, «громадное значение имеют», прежде всего - наблюдательность ребенка и его способность запоминать. В подражательной игре ребенок что-то воспроизводит. Если круг детских наблюдений очень тесен ивпечатлениядействующие на дитяоднообразны, игры его становятся скудными, неинтересны и бесцветны. В сюжетно-ролевых играх ребёнок приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребёнок воплощает в интересную игру. Особенно захватывающими являются игры сверстников: дети распределяют роли и воспроизводят нетолько профессиональные действия взрослых, но и их взаимоотношения. Приёмы руководства сюжетно – ролевой игрой могут быть как прямые - это участие взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера, так и косвенные – это создание условий для активации самостоятельной игры детей.
«Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, состряпать обед, поехать в Москву…В процессе игры ребенок научается
преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выход из положения. Такие игры вырабатывают детей-организаторов, умеющих упорно стремиться
к своей цели, увлекать за собой других…»Н. К. Крупская
Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры. В подвижных играх совершенствуется координация движений, формируются двигательные навыки и умения, развиваются сила и выносливость. Дидактические игры обычно содержат определённую умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно – печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, память, внимание, детей, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Дидактические игры чаще всего бывают совместными и требуют двух – трёх и более участников.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время мир игры современного дошкольника значительно изменился. Учёные выявили, что наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская. Второе место занимают сюжеты, связанные с уходом за куклой, это кормление, укладывание спать, прогулка,купание «дочки», сюда же входят варианты игры «дочки-матери» и современная разновидность этой игры «семья куклы Барби».У мальчиков чаще разыгрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за привидениями», погоня за преступниками и пр. Обращает на себя внимание тот факт, что среди сюжетов детских игр фактически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких взрослых. Современные профессии взрослых (юрист, экономист, менеджер, дизайнер и пр.) в силу своей специфики (закрытость их содержания для детей) не дают материала, для игровых ролей. При этом современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев (Анжелика, человек-паук, ниндзя, Чип и Дейл и пр.). Это может свидетельствовать о том, что дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем окружающих их близких взрослых. И хотя содержанием таких игр остаются поведение людей и их отношения, слабая представленность профессиональных и социальных ролей и оторванность игр от жизни близких взрослых может свидетельствовать о том, что социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Изменилась игровая субкультура дошкольников.
В последние годы среди детей все больше распространяются увлечения компьютерными играми. Важность изучения влияния этих игр на детей становится все более актуальной. Кроме того, компьютерные игры часто имеют агрессивное содержание. В оценке их влияния на психику детей исследователи разделись на две группы. Одни исследователи полагают, что это влияние положительное, другие исходят из отрицательного влияния жестоких игр на психику детей, указывают на «феномен послеигровой жестокости», проявляющийся в возникновении острых конфликтных ситуаций. Отмечается, что ребенок, находящийся длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир, начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены по отношению друг к другу и что окружающий мир опасен для него.
То, какое влияние игра агрессивного содержания будет оказывать на ребёнка, зависит от времени, затрачиваемого на нее. Если это время умеренное, то игра способствует выплеску негативных эмоций и оказывает положительное воздействие на психику. Если же ребёнок увлечен такими играми и проводит за ними значительное время, это приводит к повышенной агрессивности. Компьютерные игры вытесняют из жизни ребёнка подвижные игры, гораздоболее важные для его психического развития и личностного становления. Сегодня, просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Главный же воспитательный механизм ролевой позиции заключается в том, что в ней содержится наилучшая возможность для перевода внешних требований педагога во внутренние потребности самого ребёнка.
Список литературы
1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. статей / под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. – М. : Междунар. образоват. и психолог. колледж, 1995. – 144 с. : ил.
2. Григорян К. И., Пистун Ю. В., Ковачева Г. П. Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 474-476.
3. С. Н. Николаева «Любовь к природе воспитываем с детства», М. : 2002 г.
4. Смирнова Е. О., Гударева О. В., «отечественная психология» 2004. С. 94-95.
5. Смирнова, Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М. :Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
6. Эльконин, Д. Б. Ролевая игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста / Д. Б. Эльконин // Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М., 2007. – С. 105-135.[/ h4][/b][/b]