«Играем в сказку» Консультация

Ирина Родионова
«Играем в сказку» Консультация

Без зачатков положительного и

прекрасного нельзя выходить

человеку в жизнь из детства,

без зачатков положительного и

прекрасного нельзя пускать

поколения в путь.

.М. Достоевский

Сказка – неизменный спутник детства- играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности дошкольника. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Через сказку не только знакомят с окружающим миром, но и обучают выполнять различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию.

Ведь сказки, и злые, и добрые, - как считал Дж. Родари, - могут помочь воспитать ум. Сказка- это кладезь всевозможных гипотез. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее…

К. И. Чуковский считал сказки, перевертыши, небылицы любимой умственной пищей дошкольников. К сожалению не все взрослые понимают, как необходима эта пища растущему организму.

Необходимость изменения системы образования дошкольников в настоящее время не подвергается сомнению. Однако попытки изменить формы и содержание образования приводят к обнаружению ряда проблем

Первая проблема - некритический перенос в нашу культуру образовательных систем, получивших свое обоснование и развитие в иных социокультурных условиях. Например, в последнее время все более модным стало объявлять дошкольные учреждения работающими по системе М. Монтессори, по Вальфдорской педагогике и т. п. Однако чаще всего это либо наивная иллюзия, либо сознательная симуляция, поскольку, с одной стороны, для такой работы требуется специальная основательная подготовка педагогического персонала и инструментария (наглядного материала, особых игрушек, предметной среды и т. п., с другой – такого рода образовательные системы созданы в иной социокультурной среде и требуют по крайней мере существенной адаптации к социокультурным условиям нашего общества (ценностям, способам общения, традициям, видам деятельности).

Следует учитывать также, что основы многих популярных ныне среди дошкольных работников образовательных систем разрабатывались достаточно давно. Система Н. Монтессори, например, начала складываться в начале XX века и отвечала педагогическим стратегиям и философии, принятым именно в это время.

Как правило, всякая вновь образующаяся система начинает с провозглашения ряда гуманистических принципов, таких, как уважение к личности ребенка, развитие творческого потенциала, приоритет развития над формированием, самоактуализация и т. д. Однако очень редко в концепциях и подходах содержатся конкретные ответы на конкретные вопросы: в каких именно формах деятельности должно осуществляться образование дошкольников? Какими средствами? И т. д.

Если относительно воспитания определенные ответы на эти вопросы есть (например, отмечается, что ведущей формой деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра, то по вопросам обучения большинство рекомендаций сводится все к той же учебной деятельности, но в замаскированных формах (дидактические игры, сюрпризные моменты и пр.).

Очевидно, что если не меняются по существу формы организации деятельности детей, то не могут измениться формы взаимоотношений детей и взрослых, детей между собой. Эти отношения продолжают носить отчужденный, внеличностный характер, соответствующий нормативной организации учебной деятельности. Требования к уважению личности ребенка, его индивидуальности остаются декларативными. Проблематичной становится также реализация идеи творческого развития, самоактуализации, поскольку сам характер взаимоотношений детей и взрослых внутри учебной деятельности провоцирует на осуществление репродуктивного пути обучения и воспитания, трансляции знаний, норм, способов мышления.

В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Читая сказки детям, не задумываешься (а вернее, не помнишь, как много они значат для ребенка, впервые осознающего жизнь такой, какая она есть. Их значение для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринимать необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки. Герои, ситуации, неизменное противостояние добра и зла неосознанно переносятся детьми из сказок в реальную действительность.

Сказки – это образное изображение жизненных реалий. События, происходящие в них, могут случиться в жизни каждого из нас, но только не в буквальном смысле. Можно сказать, что жизненные сценарии, закладывающиеся в раннем детстве, так или иначе основываются на тех сказках, которые каждому из нас читали родители, которые сами не осознавая влияния прочитанного, с помощью них программируют поведенческие и психологические реакции своих детей.

*

С помощью сказочных сюжетов маленький ребенок впервые в своей жизни усваивает основные жизненные принципы, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Окружающих он делит на отрицательных и положительных людей. Пройдет немало времени, прежде чем ребенок сможет постигнуть сложность этих понятий. Такие понятия индивидуальны, так как у каждого свое понимание идеала.

Сказкотерапия ориентирована на детей дошкольного возраста, так как малыши, еще не оценивая событий, происходящих в их жизни, не могут посмотреть на этот мир со стороны, обнаружить и проанализировать возникающие проблемы, а тем более попытаться решить их самостоятельно. Дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Но последние в свою очередь не всегда могут понять, что в жизни ребенка что-то не так. По поведению можно заметить, что проблемы появились, но с точностью сказать, что именно вызвало ответную реакцию ребенка, взрослый не в состоянии, так же как и попытаться ее решить.

Играя в сказку, ребенок раскрепощается и может спокойно рассказать вам о своих чувствах и мыслях, проецируя свои поступки на действия сказочных героев или наоборот. Усвоение необходимых для него моделей поведения, реагирование на жизненные ситуации, повышение уровня знаний о себе и окружающем мире посредством сказок происходит намного быстрее, так как, во-первых, они более понятны детям, чем высказывания взрослых, во-вторых, в сказках нет того негатива, который дети видят в нравоучениях и рекомендациях со стороны родителей.

Сказки обучают и воспитывают детей. В процессе обучения ребенок готовится к вхождению в новые для себя виды деятельности, а в процессе воспитания – в систему еще не освоенных общественных отношений. В процессе воспитания основное воздействие оказывается на систему смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций человека.

Также сказки играют очень важную роль в нравственном воспитании личности, влияя на ее представления и предпочтения, направляя развитие чувств, желаний и поступков. Сказки опираются на то хорошее, что уже есть в ребенке. Каждый человек именно из них узнает, что добро всегда побеждает зло и последнее остается наказанным за все свои действия, противоречащие простым человеческим законам.

Сказка - это всегда обращение к душе человека, к тому ребенку, что находится внутри каждого из нас. Если мы будем помнить о своем «детском начале», которое скрывается за маской обыденной жизни, повседневными проблемами, то сможет понять и помочь детям. И это не обязательно будет ваш ребенок.

Знания, полученные из прочитанной сказки, будут находиться в пассивном состоянии, т. е. не будут использоваться ребенком в дальнейшем. Если же сказку еще и обсудить с ним, выяснить, что он понял или, наоборот, что осталось для него непонятным, то это составит основной груз практических знаний, с которыми он будет идти по жизни. Обсуждение, в отличие от прочтения, поможет ему лучше усвоить уроки, которые преподносит нам жизнь, научит, поначалу с родителями, а в дальнейшем и самостоятельно, искать параллели с реальной жизнью, видеть причинно-следственные связи между событиями. Такое обсуждение прочитанного материала может оказаться полезным не только для самого ребенка, но и для родителей.

В любом случае, будет сказка просто прочитана или еще и обсуждена с родителями, педагогами, психологами или даже в группе сверстников, она составит необходимый ресурс для дальнейшей социализации ребенка.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что сказкотерапия является не просто «детским» методом, предназначенным только для детей и направленным на проведение досуга, а действительно имеет большое значение для становления личности ребенка, для решения его проблем, а также помощи взрослым людям в решении их уже более сложных трудностей.

Но не следует забывать, что сказкотерапия – это не просто однократный сеанс, это продолжительная работа с заранее поставленными целями. Невозможно сразу решить какую-либо проблему, с ней необходимо справляться постепенно, именно для этого нужны сказки. Они дают человеку то, что ему необходимо. В большинстве случаев это свобода, свобода мыслей, действий, желаний.

Сказки выполняют множество функций: они помогают человеку побороть страхи, сомнения, стать более уверенным в себе и в своих близких, расти над собой и над своими проблемами, справляться с возникающими трудностями, неординарно мыслить и фантазировать, а самое главное – смотреть на жизнь другими глазами, понимать, что нет непреодолимых трудностей, все подвластно человеку.

Не забывайте: никто не знает вас и вашего ребенка так, как знаете его вы, и никто не поможет ему так, как вы. Рано или поздно ваш ребенок столкнется со всеми проблемами, которые подстерегают его в жизни, поэтому чем раньше вы начнете с ним говорить об этом, пусть даже на «сказочном» языке, тем проще ему будет жить.

Список использованной и рекомендуемой литературы. 1. Алексеенко В. В., Лощинина Я. И.

Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.- 218 с. – (серии «Учимся играючи», «Академия для дошколят».)

2. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с. – (Здоровьесберегающая педагогика).

Публикации по теме:

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Система работы образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей среды Работа по формированию системы здоровьесберегающей среды.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Играем в сказку» Консультация
Опубликовано: 6 марта 2013 в 07:35
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...