«Игротерапия»

Ольга Камартдинова
«Игротерапия»

Игротерапия

ИГРА – КОРРЕГИРУЮЩЕЕ СРЕДСТВО, РАЗВИВАЮЩЕЕ СФЕРУ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Игра - один из основных видов деятельности детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение. Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику игры. Она заключаются в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В ходе игры ребенок учится действовать сообща, согласованно, считаться с интересами других участников игры, подчинять свои интересы общим, уступать, т. е. приобретает навыки коллективной деятельности, поведения в коллективе. Игра дает средства для разрешения конфликтов и выражения чувств. В процессе игры дети часто отыгрывают то, что им пришлось пережить, таким образом, пытаясь понять свои переживания; реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Ж. Пиаже отмечал: «Игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной». В 1913 году З. Фрейд одним из первых применил игру в практике детской психотерапии. Игра может использоваться как способ индивидуального воздействия и в целях групповой психотерапии. Игротерапия - метод лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих эмоциональными нарушениями. В основе различных методик лежит признание игры важным фактором развития личности.

Термин «игротерапия» предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой.

Игротерапия выполняет следующие функции:

1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы;

5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.

Для детей, обучающихся в школе VIII вида, характерны недостаточная дифференцированность ощущений, нарушенное различение цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала, нарушение памяти и мышления. Нарушенное чувственное познание (ощущение, восприятие) не позволяет ребенку получить полноценные представления об окружающих его предметах и явлениях. Детей с нарушением интеллекта отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности н т. д. Большинство детей приходит в школу из социально неблагополучных семей с низким образовательным цензом, где, как правило, никакого развития не получают. Кроме того, дети приходят в школу со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита мелкая моторика, повышена утомляемость. Необходимо учитывать и экологические условия такие как резко континентальный климат, недостаточную инсоляцию, дефицит витаминов, которые непосредственно сказываются на состоянии здоровья детей, как соматического, так и психического. Зимне - весенний период, как правило, сопровождается сниженным фоном настроения, ослаблением памяти, снижением внимания. Как же помочь ребенку с нарушением интеллекта успешно адаптироваться к школе и активно включиться в учебно-воспитательный процесс? Необходимо укреплять психику ребенка, развивать его эмоционально-волевую сферу, произвольные процессы (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на волевые и интеллектуальные усилия, развивать мышление, память, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Со всем этим и помогает справиться игра, включение ее в учебную деятельность. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.

В совместных играх у детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения. Детей с нарушением интеллекта надо учить производить игровые действия, предварительно расчленив их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо объяснить, помочь ребенку выполнить сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Это обучение игре осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития этих детей

Посредством игры мы решаем следующие коррекционно-воспитательные задачи.

1. Развитие познавательной сферы ребенка.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы.

3. Формирование коммуникативных навыков.

4. Формирование навыков культурного поведения.

5. Обогащение представление об окружающем мире,

6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики.

7. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Для реализации поставленных задач в я использую игры: дидактические, сюжетные. ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные.

Каждый вид игры выполняет специфические функции.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в игре На современном этапе развития общества тема воспитания детей как никогда принимает огромное общественное значение. Игра – один из тех видов.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Головоломки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Игротерапия»
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 21:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Осенний лес» (конструирование из бросового материала)
Конструирование из бросового и природного материала - одно из любимых увлечений воспитанников. Ведь из простых вещей получаются интересные поделки. Сегодня...
Фотоотчет о празднике «День рождения города»
Наш город Курск очень древний и в то же время самый красивый и молодой. По сложившейся традиции День рождения города мы с дошколятами отмечали...
«Вот, кто-то с горочки спустился». Фрагмент праздничного концерта, посвящённого...
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу показать вам ещё дно выступление моих коллег, педагогов ДОУ, в рамках проекта "Юбилей Донского края отмечает "Казачок""....
Презентация «Детская игра для дошкольников важна!»
Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель Монтень. Поиск новых форм организации...
Видеоотчет занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Маленький Мук»
Обычный рабочий день, обычное занятие в одной из подготовительных групп. Так случилось, что именно в этой группе 10 человек стали первоклассниками, ушли в...