Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Татьяна Каданцева
Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Каданцева Татьяна Александровна

Наблюдая за детьми, каждый человек может заметить, что ребенок в своей речи может делать длительные паузы, долго подбирать необходимые слова. Родители и воспитатели все чаще сталкиваются со сложностями в развитии речи. В раннем возрасте нарушения речевого развития могут определяться индивидуальными особенностями, а в дошкольном возрасте нарушения речевого развития бросаются в глаза более ярко и становятся очевидными.

Основываясь на опыте работы с детьми, я полагаю, что игра и игровое взаимодействие способствует качественному скачку в развитии, а также инициирует и запускает естественным путем необходимые психические процессы, в частности речь.

Если обратиться к определению явления игры и игрового взаимодействия, необходимо отметить, что это вид активности, как человека, так и животного. Но игра у человека качественно отличается и характеризуется, согласно идеям Л. С. Выготского, опосредованностью, и, согласно идеям Д. Б. Эльконина, наделением и способностью к перевоплощениям, согласно идеям А. Н. Леонтьева, целенаправленностью действий. Реализация игрового взаимодействия осуществляется с использованием игрушки, которая может символизировать саму себя, и являться символом чего-то другого. Как отмечает Рассмус, игрушка это ворота в виртуальную реальность, приоткрывающая завесы в мир фантазий и домыслов ребенка. Во взаимодействии с игрушкой ребенок преодолевает давление реального мира и вступает в воображаемый мир, который он сам себе строит. Игрушка становится равноценным, равнозначным партнером игры.

В игровом взаимодействии с игрушкой создается особая ситуация, когда ребенок не ограничивает себя, не стесняется, может проявить любые переживания, говорить желаемые слова, предложения и мысли. Таким образом, в игре нейтрализуется фактор социальной аудитории, который может вызывать волнение ребенка и нарушение речи.

Следующий уровень игрового взаимодействия предполагает взаимодействие ребенка со сверстником, что наблюдается к среднему дошкольному возрасту (5 лет). В подобной деятельности ребенок должен прислушиваться ко мнению сверстника, учитывать его предложения или устанавливаемые правила игры. В данном взаимодействии ребенок идентифицируется с речью другого ребенка, усваивает и присваивает демонстрируемые речевые обороты, то есть, ребенок стремится «быть как все», как отмечает В. С. Мухина. Но нельзя забывать о том, что к старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) игровое взаимодействие сменяет направление от «вертикали», как отмечает М. И. Лисина, к «горизонтали», когда дети стремятся не потакать идеям сверстника, а стремятся предложить свои правила и нормы игры, пытаются самоутвердиться, стать лидером, как отмечает В. С. Мухина, стремятся «быть лучше всех». В данном проявлении дети устанавливают свои правила, свои законы, проявляя механизм обособления, выделяя себя как необычного человека, как личность. Выделение себя может происходить как на уровне невербального взаимодействия, так и на уровне вербальном. Невербальное поведение детей часто перерастает в тиранию (термин Э. Эриксона) и приводит к изоляции самого «тирана», и нарушению развития речи.

В дошкольном учреждении, мы стремимся развить социализированный тип «горизонтали» взаимодействия, которое обязательно опосредовано речью. В работе с детьми с использованием игрового взаимодействия, мы ярко и наглядно демонстрирует детям недостаточность невербального или рисуночного общения. Дети приходят к пониманию и желанию не только показать свою эмоцию, настроение или поступок, но и рассказать словами. Ребенок посредством слов выражает свои переживания, рассказывает свои впечатления, обозначает предметы, и может творить новые слова, ребенок переводит слова из разряда пассивного словарного запаса в активный. Благодаря тому, что в игровом взаимодействии присутствует большая доля внешней активности, у ребенка появляется возможность снимать напряжения в физической активности, расслаблять зажимы в речевых зонах. В ситуации телесных движений ребенок самостоятельно задает тон речи и процессу мыслительных операций.

Как отмечают психологи, ребенка необходимо научить даже играть. Малышу, начиная с младенческого возраста (от 0 до года, вкладывают различного рода игрушки и обучают тому, как надо взаимодействовать с ними, показывают то, что можно с ними сделать. Также и в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет) давая в руки, необходимо научить работать и взаимодействовать с предметом. Таким образом, в работе с детьми у нас последовательно выстраиваются задачи, которые помогут детям через игровое взаимодействие развить речь.

Сначала воспитатель или педагог вкладывает в руки игрушку, с которой он самостоятельно играет. Затем ребенку можно показать необычные способы игры с данной игрушкой. Далее ребенку предлагается освоить несколько существующих в социуме видов игр с использованием той же самой игрушки. Следующим шагом – ребенок самостоятельно придумывает игровое взаимодействие с этой же игрушкой. И заключительным этапом работы, сложным и важным, является обучение других детей играть в те игры, которым научился сам ребенок. Данную последовательность действий можно применять к каждому ребенку, но обязательным условием является предъявление всем детям разных, не повторяющихся игрушек, желательно ориентированных на их индивидуальные особенности.

В современном мире использование игрового взаимодействия с детьми полезно не только для самих детей, но и для воспитателей и для родителей, ведь на данном этапе развития культуры размываются границы между игрой ребенка и взрослого. Взрослые играют с таким же удовольствием, как и дети.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Районный конкурс «Воспитатель года 2013»Районный конкурс «Воспитатель года 2013» В районном конкурсе "Воспитатель года - 2013" принимала участие учитель - логопед нашего детского сада Ольга Александровна Таныгина..

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 мая 2013 в 18:58
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...