Папки-передвижки

Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста с животным миром

Мухамедшина Татьяна Валентиновна
Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста с животным миром

Введение

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Дети раннего возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления о том, что их окружает. Они овладевают речью, способностью думать, у них появляются познавательный интерес, отношение к окружающим. Дети пытаются самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности, в игре.

Публикация «Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста с животным миром» размещена в разделах

Воспитывать любовь к природе нужно начинать с самого детства. Нужно учить заботиться и беречь её. Важной частью природы являются живые существа. Прежде всего ребёнок узнаёт животный мир, знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом. А это домашние животные. А если сказать ещё точнее, то домашние питомцы, живущие в квартире. Не каждый родитель соглашается завести домашнего любимца, зная и понимая ответственность. А если и соглашается на уговоры ребёнка, то заводят одного или двух животных, не более.

Живая природа – это удивительно сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено животным, в том числе, и домашним животным : они составляют лишь два процента от всего животного на земле, но, несмотря на это, их роль в биосфере огромна.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также широко известно. Что касается домашних животных, у детей младшего дошкольного возраста должны сформироваться представления о следующих домашних животных : кошка, собака, корова, овца, лошадь, свинья, коза, северный олень, верблюд и др. При этом дети должны знать их характерные особенности, а также особенности приспособления к среде обитания, уметь заботится о них. Начинать работу следует с уточнения с детьми признаков домашних животных : живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных – создает им все

необходимые условия жизни.

1.2 Актуальность

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работу по формированию экологического сознания с детского сада. Дошкольное детство первый этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в мире природы. С раннего возраста закладывается у ребёнка отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы : жизненных форм, строения, размеров, условий обитания. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. В этом возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность, направленная на овладения различными способами овладения предметами, сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.

Наблюдая многие годы за детьми, я заметила, что более 60% детей поступая в детский сад, имеют низкий уровень речевого развития, имеют низкий словарный запас, а многие дети вообще не говорят. У детей отмечается низкая познавательная активность, трудности в назывании и использовании предметов ближайшего окружения, несформированные навыков социально-бытового поведения.

1.2 Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через игровое моделирование.

Были определенны цели и задачи по формированию знаний у детей раннего возраста о домашних и диких животных.

• раскрыть значение и систему работы по ознакомлению детей с домашними и дикими животными;

формирование положительного отношения детей к животным объектам;

• Разработать базовые игровые комплексы, позволяющие моделировать различные социально-бытовые и проблемные ситуации, доступные пониманию ребенка;

• Демонстрировать и поощрять игры с использованием модулей предложенных педагогом.

1.4 Организация предметно – развивающей среды

При ознакомлении детей с домашними и дикими животными интересно дать задания на сравнение и классификацию животных по приносимой пользе, по среде обитания. Например, на стол ставятся две картинки-модели, изображающие лес и скотный двор. Из разложенных на столе картинок с изображением животных дети должны отобрать те, на которых нарисованы животные, живущие около человека и в лесу, и расположить их соответственно месту проживания.

Необходимо отметить, что использование модулей дает возможность знакомить детей с окружающим миром не зависимо от времени года. Модули позволяют проектировать различные ситуации максимально реалистично,

они мобильны, легко трансформируются в соответствии с поставленной задачей. Использование модулей в работе позволяет на одном и том же оборудовании познакомить детей с учебным материалом по принципу «от простого, к сложному», где каждый ребенок может найти себе занятие по интересам, возможностям и потребностям, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.

Дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо, поэтому для развития игры важно знакомить малышей с окружающим миром обогащать жизненный опыт детей. Нужно знакомить детей с предметами рукотворного мира, предметами неживой природы (снежинки, веточки, камушки). Знакомить с отличительными особенностями внешнего облика и поведения зверей и птиц. Читать малышам соответствующие книжки, рассматривать иллюстрации. Учить детей имитации голосов животных. Получив представление о персонаже, ребёнок будет с удовольствием играть с животными.

На первых этапах обучения, исследование носит опосредованный характер, находя свое отражение в узнавании и назывании предметов ближайшего окружения и явлений природы, тех, которые ребенок может увидеть и потрогать. Поэтому я стремилась создать такие условия познавательной деятельности, которые давали бы возможность обследовать предметы и объекты, экспериментировать с природным материалом, наблюдать за живой и неживой природой. Так необходимо помнить, что любая игрушка, имитирующая объект живой природы должна иметь такие же пропорции, цвет и форму, как и изучаемый объект. Части тела человека и животного должны быть соразмерны друг другу. Например, заяц должен быть белый или серый; медведь не может быть розового и голубого цвета или меньше по размеру, чем заяц. У животных и птиц на картинках должны быть изображены все отличительные особенности.

На специальных занятиях дети узнают, что многие животные, такие как медведь и ежик зимой спят, но перед этим готовят для себя норки и берлоги из опавших листьев, а заяц меняет шубку и прячется от лисы за кустами и сугробами; птички вьют гнезда и их трогать нельзя. В игровой ситуации дети учатся называть животных; находить различия в их внешнем виде (медведь большой, а зайчик маленький, у лисы хвост длинный, а у зайчика короткий, шубка у зайчика мягкая, а у ежика колючая). В процессе знакомства дети учатся заботиться о животных и птицах. Например, кормят птиц на кормушке зимой, строят берлогу и норку для ежика и медведя из листьев и снежинок или снежных хлопьев.

Обращаю внимание детишек и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще и чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Объясняю ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Особенно хорошо, если радом растет рябина, на которой в это время года висят сочные и спелые ягоды, такие красивые и полезные для птиц.

Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Объясняю, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушают и пытаются подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и т. д.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное время, создаю условия для разнообразной деятельности. Помимо установленного оборудования выносим на участок и игровые модули, которые служат для закрепления, конкретизации знаний об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

1. Модуль: игрушки животные - заяц и медведь, лиса, волк, белка, олень и др. (Плоскостные фигуры из фанеры).

2. Модуль: сказочные персонажи знакомые детям: бабушка и дедушка, внучка Алёнушка, колобок, Снегурочка и Дед Мороз.

3. Модуль: знакомые детям игрушки – птицы: ворона и воробей, голубь и снегирь, синица. Дети самостоятельно находят их среди кустов и деревьев. Показывают характерные движения, голосовые реакции птиц.

4. Модуль: фигурки домашних животных : кошечка и собака, петушок и курочка, коровка, лошадка и др.

Модули расставляю по всему участку, но не более 2 – 3 фигурок одновременно.

Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе, что даёт возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.

Все игровые модели хорошо поддаются санитарной обработке, одежда с кукол легко снимается и стирается.

Использование игровых модулей позволяет систематизировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, повысить познавательный интерес детей к изучаемому объекту или явлению, способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности, и как следствие ускорить процесс начальной социализации ребенка в микро- и макросоциальной среде детей раннего возраста.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное время, создаю условия для разнообразной деятельности. Помимо установленного оборудования выносим на участок и игровые модули, которые служат для закрепления, конкретизации знаний об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

1. Модуль: игрушки животные - заяц и медведь, лиса, волк, белка, олень и др. (Плоскостные фигуры из фанеры).

2. Модуль: сказочные персонажи знакомые детям: бабушка и дедушка, внучка Алёнушка, колобок, Снегурочка и Дед Мороз.

3. Модуль: знакомые детям игрушки – птицы: ворона и воробей, голубь и снегирь, синица. Дети самостоятельно находят их среди кустов и деревьев. Показывают характерные движения, голосовые реакции птиц.

4. Модуль: фигурки домашних животных : кошечка и собака, петушок и курочка, коровка, лошадка и др.

Модули расставляю по всему участку, но не более 2 – 3 фигурок одновременно.

Правильно организованная прогулка помогает детям интересно проводить время на свежем воздухе, что даёт возможность последовательно формировать у них знания об особенностях природного окружения.

Все игровые модели хорошо поддаются санитарной обработке, одежда с кукол легко снимается и стирается.

Использование игровых модулей позволяет систематизировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, повысить познавательный интерес детей к изучаемому объекту или явлению, способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности, и как следствие ускорить процесс начальной социализации ребенка в микро- и макросоциальной среде детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Консультация «Значение прогулки с детьми раннего возраста в ознакомлении с природой» Цель: Повышение экологической компетентности в вопросе значения прогулки с детьми раннего возраста в ознакомлении с природой. Задачи: Повысить.

Игровое занятие для детей второй группы раннего возраста «Осень золотая»Игровое занятие для детей второй группы раннего возраста «Осень золотая» Игровое занятие для детей второй группы раннего возраста. «Осень золотая» Цель: расширить представления детей об осени на основе ознакомления.

Игровое моделирование в условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта Игрового моделирования в условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта Развитие восприятия и формирование представлений.

Игры-эксперименты с водой при ознакомлении детей раннего возраста с неживой природой Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Конспект ОД по познавательному развитию «В гости к домашним животным» (вторая группа раннего возраста) Цели:1. Создать условия для систематизации и закрепления знаний о домашних животных, их отличительных особенностях, названиях их детенышей (котенок,.

Нестандартное игровое оборудование для детей раннего возрастаНестандартное игровое оборудование для детей раннего возраста [Сообщение из опыта работы с показом презентации Тема: «Нестандартное игровое оборудование для детей раннего возраста» МАДОУ «Детский сад.

Проект «Развитие психических процессов детей посредством ознакомления с животным миром»Проект «Развитие психических процессов детей посредством ознакомления с животным миром» Тип проекта: творческо-информационный, познавательно-исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный Участники проекта: дети,.

Игровое предметно-развивающее пространство группы раннего возраста по сенсорному развитию детей Самитина Юлия Владимировна Опубликовано 11.01.2017 - 17:33 - Самитина Юлия Владимировна Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей.

Статья «Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста» «Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»В 2016-2017 уч. гг. я решила попробовать.

Второе игровое занятие из цикла занятий-консультаций для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста Каждый ребенок талантлив от природы. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы помочь малышу развить и расширить творческий потенциал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста с животным миром
Опубликовано: 29 января 2018 в 11:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД