«Игровые технологии на современном уроке»

Ольга Стефанова
«Игровые технологии на современном уроке»

Игровые технологии на современном уроке

Играющий и есть мыслящий.

Обучение - это ремесло,

использующее бесчисленное

количество маленьких

трюков.

Д. Пойа

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

• Свободная развивающая деятельность, предпринимаема лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• Творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью себя реализует как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивает ее добровольность, возможность выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие вообще от игр педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим игровым направлениям:

• Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• Учебный материал используется в качестве игрового средства;

• В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Определяющими в повышении эффективности образования являются технологии обучения.

Рассматривая современные технологии обучения в образовании, отметим основные особенности учебного процесса:

• Сжатые временные рамки обучения;

• Высокая степень мотивации обучающихся;

• Концентрированность содержания обучения;

• Развитие коммуникативных способностей к адаптации в условиях неопределенности;

• Немедленное применение полученных знаний;

• Творческое развитие личности.

Этими особенностями объясняется необходимость использования в учебном процессе современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала.

Использование нестандартных форм и методов работы позволяют учителю делать урок ОБЖ более живым, интересным, снять нервное напряжение и усталость учащихся, восстановить их внимание и работоспособность. Решать эти проблемы наряду с традиционными методами обучения позволяют игровые технологии. Они повышают эффективность урока, позволяют привлечь учеников к активной работе.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности учащихся – важнейшая задача учителя. Поэтому на уроках стараюсь применять различные методы, технологии и средства обучения.

Литература.

1. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическая разработка городского учебно – методического центра по делам ГО и ЧС / сост. Е. С. Егоров, В. Г. Трифонов, - Волгоград,1994

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Н. Н. Миньков. – Самара,1994

3. Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника. М.:АСТ «Ключ-С», 1997

4. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в ОУ: - М.:Просвещение,2000

5. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996

6. Бабанский М. И. Современный урок. - Москва,1999

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в работе воспитателя В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Русские народные сказки
  • Экология
Автор публикации:
«Игровые технологии на современном уроке»
Опубликовано: 19 января 2014 в 22:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...