«Игровые технологии на современном уроке»

Ольга Стефанова
«Игровые технологии на современном уроке»

Игровые технологии на современном уроке

Играющий и есть мыслящий.

Обучение - это ремесло,

использующее бесчисленное

количество маленьких

трюков.

Д. Пойа

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

• Свободная развивающая деятельность, предпринимаема лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• Творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью себя реализует как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивает ее добровольность, возможность выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие вообще от игр педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно – познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим игровым направлениям:

• Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• Учебный материал используется в качестве игрового средства;

• В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Определяющими в повышении эффективности образования являются технологии обучения.

Рассматривая современные технологии обучения в образовании, отметим основные особенности учебного процесса:

• Сжатые временные рамки обучения;

• Высокая степень мотивации обучающихся;

• Концентрированность содержания обучения;

• Развитие коммуникативных способностей к адаптации в условиях неопределенности;

• Немедленное применение полученных знаний;

• Творческое развитие личности.

Этими особенностями объясняется необходимость использования в учебном процессе современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала.

Использование нестандартных форм и методов работы позволяют учителю делать урок ОБЖ более живым, интересным, снять нервное напряжение и усталость учащихся, восстановить их внимание и работоспособность. Решать эти проблемы наряду с традиционными методами обучения позволяют игровые технологии. Они повышают эффективность урока, позволяют привлечь учеников к активной работе.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности учащихся – важнейшая задача учителя. Поэтому на уроках стараюсь применять различные методы, технологии и средства обучения.

Литература.

1. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическая разработка городского учебно – методического центра по делам ГО и ЧС / сост. Е. С. Егоров, В. Г. Трифонов, - Волгоград,1994

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Н. Н. Миньков. – Самара,1994

3. Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника. М.:АСТ «Ключ-С», 1997

4. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в ОУ: - М.:Просвещение,2000

5. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996

6. Бабанский М. И. Современный урок. - Москва,1999

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в работе воспитателя В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых.

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Русские народные сказки
  • Искусство
Автор публикации:
«Игровые технологии на современном уроке»
Опубликовано: 19 января 2014 в 22:06
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
Лэпбук «Времена года» двусторонний. Мастер-класс.
Лэпбук давно "привлёк" моё пристальное внимание к себе, но я не решалась браться за его изготовление по ряду причин. Во-первых, никак не могла...
Фотоотчёт «Птицы зимой»
Вот и наступила долгожданная зима. Дети с удовольствием лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки, любуются зимним одеянием деревьев. Так же...