Игры и игровые упражнения как средство познавательно-речевого развития детей с повышенной познавательной мотивацией

Ирина Бубнова
Игры и игровые упражнения как средство познавательно-речевого развития детей с повышенной познавательной мотивацией

Уважаемые коллеги! Свое сообщение мне бы хотелось начать с определения речи. Из шести мной найденных, я отобрала для вашего внимания только три – легко запоминающие и показывающие, какой это сложный процесс.

Речь

- исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков;

- это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств;

- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Много говорил о взаимодействии мышления и речи великий ученый Лев Семенович Выготский. Речь помогает правильно и полноценно пополнять познавательную, творческую, эмоциональную сторону ребенка. Речь обогащает игру ребенка, а игра является ведущей деятельностью в развитии детей дошкольного возраста.

Речевые игры.

• Помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников.

• Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности.

• Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время непосредственно образовательной деятельности.

• У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.

Задачи познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста с повышенной мотивацией.

• 1. Развитие мышления и всех познавательных процессов.

• 2. Формирование целостной картины мира в процессе решения задач из полученного личного опыта.

• 3. Освоение родного языка в полной мере, становление правильной речи.

• 4. Сенсорное развитие.

• 5. Развитие эмоциональной сферы.

«Волшебный сундучок»

• 1 вариант. Взрослый начинает игру «Я поеду отдыхать, что с собой мне нужно взять?»

Дети перечисляют предметы (можно по тематическим картинкам отбирая нужное, можно и тактильные предметы) .

• 2 вариант.

• Взрослый начинает игру «У меня в сундучке» и перечисляет предметы (не более 5).

Дети после вновь произнесенных слов взрослого стараются воспроизвести весь список.

• 3 вариант.

Взрослый начинает игру «У меня есть сундучок, там живет и перечисляет не более 5 вариантов».

Дети после произнесенных слов повторяют эту же фразу и один из предметов, следующий ребенок говорит эту же фразу предмет и еще один предмет из сундучка и т. д. до полного воспроизведения сундучка.

И таких вариантов можно накопить в течение года полноценную картотеку по этой игре.

• - Игра «Кузовок». Мне бы хотелось с вами поиграть в эту игру.

Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

-Вот тебе кузовок, клади в него, что на –ок.

-Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.)

• - Игровое упражнение «Чьё всё это?».

Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

• - Игровое упражнение «Если бы…».

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

-«Если бы я был волшебником, то …»

-«Если бы я стал невидимым…»

-«Если весна не наступит никогда…»

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игра «Пословицы, поговорки, скороговорки»

Цель: ребёнок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки и произнести её выразительно:

• - Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• — Аккуратность человека красит.

• — Маленькое дело лучше всякого безделья.

• — За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Игра «Отвечай быстро»

• Цель: выявление представлений детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

• Воспитатель. А сейчас поиграем в игру. Все встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Лене и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре.

Игра «Цепочка слов»

• Цель: развивать мыслительную и речевую деятельность детей.

• Дети составляют «цепочку» слов (последняя буква каждого слова должна стать первой буквой следующего слова): рак – кот – танк – корова – аист …

Развивающая игра «Несуществующее животное»

• Предложить детям придумать чудесное домашнее животное для дедушки Вани и бабушки Тани, взяв полезные части от разных домашних животных.

• 1-й ребенок. От коровы - рога и вымя. Она будет защищать от врагов и давать вкусное молоко.

• 2-й ребенок. От овцы – пушистую шерсть. Бабушка будет вязать носки и рукавички.

• 3-й ребенок. От лошади – длинные стройные ножки, чтобы наше животное хорошо бегало и умело скакать…

• 4-й, 5-й, 6-й…

• Воспитатель. Чем хорошо такое животное? Чем плохо такое необыкновенное животное. (Ответы детей)

• Задание. «Нарисуем чудесное животное и расскажем о нем».

Такие игры можно использовать не только во время непосредственно образовательной деятельности детей, но и в повседневной жизни, на прогулке. Я часто использую такие игры на обобщение, как пароль или как загадку. (Например, пройдешь если назовешь пять фруктов, пять овощей)

Все эти игры можно интегрировать с любой другой деятельностью, как художественной, так и физической и т. д.

Поэтому нам важно обогатить игровую среду детей дидактическими играми и упражнениями по познавательно - речевой деятельности (дидактические игры). Чем чаще ребенок играет в игру, тем лучше усваиваются знания об окружающем мире. Очень хорошо чтоб дидактические игры были подобраны по тематическому плану, так как информация дающаяся педагогом закрепляется в дидактической игре

Используемая литература:

• Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.-272с.

• Белоусова Л. Е. Удивительные истории. – Спб.: «Детство-Пресс», 2003.- 128с.

• Гамезо М. В, Герасимова В. С…Общая психология. - М.: Ось-89, 2008. – 352с.

• Ушакова О. С. Развитие речи детей 3-5 лет (5-7 лет) .- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 272с.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения как средство познавательно — речевого развития детей с повышенной познавательной мотивацией. Игры и игровые упражнения как средство познавательно - речевого развития детей с повышенной познавательной мотивацией. В Советское время.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Игры и игровые упражнения как средство познавательно-речевого развития детей с повышенной познавательной мотивацией
Опубликовано: 30 июля 2013 в 14:51
+24
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Лепка «Красивые тарелки» в группе раннего возраста — фотоотчёт
Все мы каждый день принимаем пищу, у каждого из нас есть своя тарелка, которую каждый выбирает исходя из своих предпочтений, увлечений, хобби. Дети в...
Всемирный день снеговика.
Всемирный день снеговика Из сказок дети знают, где живет Дедушка Мороз и его любимая внучка Снегурочка. А вот как и откуда появился снеговик, не знают....
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе «Приключения Огненного Петушка»
Фотоотчет новогоднего праздника в средней группе "Приключения Огненного Петушка" Дети ждут новогоднего чуда Волшебник открывает праздник...
Мастер-класс по изготовлению поделки для выставки на тему: «Зимушка-зима». «Веселые...
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вот и пролетели новогодние праздники, время сказки и волшебства. Но не нужно унывать. Можно, для хорошего настроения,...