Лучший педагог года

Игры для развития чувства ритма у детей подготовительной группы

Ирина Анатольевна Караванова
Игры для развития чувства ритма у детей подготовительной группы

Слайд №1,2

«Игры на развитие чувства ритма у детей подготовительной группы»

Слайд №3

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.

Публикация «Игры для развития чувства ритма у детей подготовительной группы» размещена в разделах

Хорошо развитое чувство ритма создаё т базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.

Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

В начале детей тренируют воспринимать и правильно воспроизводить простые несложные ритмы, состоящие из одинакового количества ударов (хлопков) II, III. III и т. д. (в пределах 5-6) без пауз, а затем воспроизводить более сложные ритмы, состоящие из 1- 2 пауз. Далее даются сочетания звеньев, состоящие из различного количества ударов - слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками. Например, такие:II---ii, III---iii, III---ii. IIIiii и т. д.

Работа над ритмом очень эффективна в работе с детьми с моторной алалией и в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Вследствие этого у детей быстрее проходит этап автоматизации звуков (из личного опыта работы).

Слай № 4

Работу по оценке и воспроизведению ритмов необходимо проводить в следующей последовательности:

1. Оценка количества ритмов;

2. Выполнение ритма по заданному образцу;

3. Выполнение ритма по словесной инструкции.

Слайд № 5, 6

Игра «Отстучи ритм по рисунку»

Цель: учить детей отхлопывать ритм, соблюдая паузы между хлопками.

Оборудование: карточки с ритмическим рисунком.

Ход игры

Логопед показывает детям карточку с несложным ритмическим рисунком, который анализируется (подсчёт количества кружков или полосок, размер кружков или полосок). На большой круг – хлопок громкий, на маленький круг – тихий.

Слайд № 7

«Ритм»

Цель: оценивать и воспроизводить несложный ритм, соблюдая паузы между хлопками.

Оборудование: деревянные палочки на каждого ребёнка.

Ход игры

Логопед прохлопывает несложный ритм с паузами и просит ребёнка повторить – отстучать деревянной палочкой (ложкой). Предварительно логопед спрашивает – сколько было хлопков до паузы и сколько после паузы.

СЛАЙД№ 8

«Имена и ритмы»

Цель: учить детей отхлопывать ритм, соблюдая ударный слог в слове, записывать схему ритма.

Оборудование: карандаши или мел, плоскостные картинки мальчиков и девочек, доска или листы бумаги.

Ход игры

Дети рассматривают картинки, придумывают имена детям, отхлопывают их, а затем записывают его на доске или на листе бумаги.

Слайд №9

«Угадай по ритму наши имена»

Цель: упражнять детей соотносить нужное имя со схемой ритма.

Оборудование: плоскостные картинки мальчиков и девочек, схемы ритмических рисунков.

Ход игры

Логопед выставляет ритмические схемы и называет имена детей. Дети должны отхлопать каждое имя, сосчитать слоги, затем подобрать ритмический рисунок к картинке. (МаРИна, САша).

Слайд №10

«Определи карточку по ритму»

Цель: учить детей по прохлопанному (или отстуканному) ритму правильно найти нужную ритмическую схему.

Оборудование: карточки с изображенным ритмическим рисунком, детские музыкальные инструменты, фишки-призы.

Ход игры

Логопед прохлопывает определённый ритм и предлагает ребёнку найти ту карточку, которая соответствует прохлопанному ритму.

Слайд №11

«Слушай и повторяй»

Цель: учить детей воспроизводить ритм с двумя паузами.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Ход игры

Логопед прохлопывает ритм и предлагает ребёнку его воспроизвести.

«Подхвати ритм»

Цель: воспроизведение ритма на слух, развитие слухового восприятия.

Ход игры

Играющие дети садятся или стоят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши в определённом ритме. Остальные дети подстраиваются под этот ритм.

«Топ – хлоп»

Цель: развитие чувства ритма и слухового контроля.

Ход игры

Ведущий хлопками и притопами задаёт несложный ритм. Вначале берётся самый простой ритмический рисунок «хлоп» «топ». Ритм «пускается» по кругу.

Усложнение: Первый играющий – хлопает, второй топает, третий – хлопает и т. д. Или первый играющий – хлопает, второй топает, а третий хлопает и топает.

Слайд №12

«Передай хлопок», «Передай ритм»

Цель: развитие слухового контроля, развитие чувства ритма.

Оборудование: игра проводится при помощи хлопков или с помощью музыкальных инструментов.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Один из играющих «посылает» хлопок или несложный ритм стоящему ребёнку (т. е. хлопает, повернувшись к нему, тот «передаёт» хлопок (ритм) своему соседу и так далее. Хлопок (ритм) «катится» по кругу пока не вернётся к первому игроку.

«Бусы из слов»

Цель: развитие чувства ритма

Ход игры

Играющие дети встают или садятся в круг. Выбирается для чтения стихотворение, которое все играющие хорошо знают. Читают его, произнося по одному слову по очереди.

Слайд №13

«Отстучи ритм»

Цель: развитие слухового контроля

Оборудование: молоточек

Ход игры

Ребёнок по словесной инструкции логопеда должен хорошо отхлопывать (или простучать молоточком на металлофоне) то ритм, который ему будет задан через словесную инструкцию.

Например: прохлопай два раза громко, сделай паузу, затем прохлопай четыре раза тихо. Или – прохлопай три раза быстро, а потом четыре раза медленно.

«Слушай и повторяй»

Цель: развитие слухового контроля

Ход игры

Логопед прохлопывает ритм с двумя паузами и предлагает ребёнку воспроизвести его.

Например: \\ - \\\ - \, \ - \\\ - \\\\ и т. п.

Усложнение: игра выполняется по словесной инструкции логопеда.

Примечание: данная игра сложная и применяется на последнем этапе работы по развитию чувства ритма.

Слайд№14

«Отстучи ритм»

Цель: воспроизведение ритмического рисунка по словесной инструкции

Оборудование: музыкальные инструменты.

Ход игры

Логопед даёт ребёнку инструкцию прохлопать определённый ритм. Вначале задаётся ритм простой, затем постепенно усложняются инструкции.

Слайд №15

Развитие чувства ритма на уровне артикуляционной гимнастики

Также можно отработать ритм и при помощи артикуляционной гимнастики.

Данные упражнения помогут не только укрепить мышцы языка и щёк при лёгкой форме дизартрии, но и помогут в отрабатывании ритмического чувства на уровне артикуляционной гимнастики

Логопед включает эти упражнения как на этапе постановки и автоматизации звука, так и в других видах работы. Так же эти упражнения можно рекомендовать и воспитателям массовых и логопедических групп.

«Толстые помидорки - худенькие огурчики» (или «Толсячки - худышки»). Надувание обеих щёк одновременно, затем втянуть щёки в ротовую полость при отпущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

«Лягушка - слоник». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы-удерживать под счёт «раз - два». «Три - четыре» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд «трубочкой».

«Окошко». На счёт «раз» - широко открыть рот (окошко открыто, на счёт «два» - закрыть рот (окошко закрыто).

«Лопатка - иголка». Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счёт «два» высунуть язык наружу острым, как иголка.

«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.

«Качели». Улыбнуться, рот широко открыть. На счёт «раз - два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.

«Белый и чёрный конь». Пощёлкать языком, как цокает лошадка. Рот при каждом щелчке меняет положение губ. «Белый конь» - губы в улыбке так, чтобы были видны зубы, «Чёрный конь» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

«Свист». Ребёнку предлагается посвистеть, вытянув губы «трубочкой».

«Сосание из бутылочки». Ребёнку предлагается вытянуть губы трубочкой и выполнить движения губами, имитирующие сосание из бутылочки.

«Поцелуй маму». Ребёнок вытягивает губы трубочкой и имитирует поцелуй.

«Плевок». Ребёнок подставляет ладонь ко рту и имитирует плевок без слюны в ладонь.

«Свинка». Ребёнку предлагается «почавкать» как поросёнку, втягивая слегка щёки и причмокивая губами, издавая чавкающие звуки.

«Слон». Губы сомкнуть и с напряжением вытянуть вперёд «трубочкой». Удерживать по счёт от 1 до 5.

«Бочка». Рот закрыт. Языком с напряжением попеременно «поглажить» то одну, то другую щёку с внутренней стороны.

«Лакание молока». Ребёнок имитирует движения языком «лакания» кошки.

«Змея». Ребёнок открывает рот, на счёт раз - высовывает узкий язык вперёд, на два – убирает язык в рот, не закрывая рта.

«Иголочка». Рот широко открыт. Высунуть узкий язык и удерживать его под счёт от 1 до 5.

«Рыбка». Упражнение проводится под счёт. На раз – ребёнок широко открывает рот, на два – закрывает рот.

Слайд №16

Упражнения на развитие динамического праксиса (способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов) рук.

Данные упражнения направлены на отработку построения ритмического ряда. Ребёнку предлагается прорисовать серию движений по карточкам или выложить ряд геометрических форм.

«Кулак – ребро – ладонь» - упражнение на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счёт;

Графические упражнения на переключение (продолжи строчку) : 0-0-0…; + = + = +…. .

Слайд №17

«Продолжи ряд»- (можно предложить ребёнку нарисовать ритмический ряд или выложить геометрическими фигурами) : квадрат, треугольник, квадрат, треугольник и т. д.

«Закончи ряд» - ребёнку предлагается закончить ряд дописать или выложить (вставить) нужные формы:

Слайд №18

«Найди ошибку» : логопед выкладывает ритмический ряд либо заранее готовятся карточки с ритмическими рисунками, и предлагает ребё нку найти ошибку в последовательности ряда:

Прикреплённые файлы:

ritm-podgot_io4jt.pptx | 1174,24 Кб
 
Публикации по теме:

Авторская разработка. «Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма» Авторская педагогическая разработка Автор разработки: Приходько Елена Анатольевна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад компенсирующего.

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в дошкольном учреждении (старший дошкольный возраст) Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в дошкольном учреждении нацелены на воспитание чувства ритма, умение передавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития чувства ритма у детей подготовительной группы
Опубликовано: 29 июля 2014 в 20:00
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД