МААМ-картинки

Индивидуально-коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей

Шевчук Марина
Индивидуально-коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей

Тема: «Индивидуально – коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».

Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.

Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

Публикация «Индивидуально-коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей» размещена в разделах

1. Учёт общих закономерностей и специфических особенностей развития детей;

2. формирование приёмов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе;

3. дифференцированный подход к детям;

4. перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;

5. дозирование учебных нагрузок;

6. применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей;

7. специальное оформление учебных классов и кабинетов;

8. создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы;

9. усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся.

Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребёнка с учётом особенностей его развития.

Современная дидактика исходит из необходимости сочетания коллективной учебной работы учащихся с индивидуальным подходом к отдельным ученикам, с тем, чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитие школьника. В этой связи задача учителя состоит в организации класса с целью овладения знаниями, умениями и навыками. Одновременно с этим учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, найти подход к каждому из них.

Принцип индивидуального подхода в обучении слабовидящих детей предполагает всестороннее изучение каждого ребёнка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Всестороннее изучение

учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребёнка.

1

В школах для слабовидящих детей предусмотрены индивидуальные занятия по лечебной физкультуре, коррекции речи, развитию зрительного восприятия, осязательного восприятия. Внутриклассная дифференциация предполагает учёт диагноза и прогноза глазного заболевания, степени нарушения основных зрительных функций, сопутствующих заболеваний, уровня успеваемости, что позволяет вести коррекционную работу на высоком методическом уровне. Так, осуществление специальной коррекционной и компенсаторной работы по предупреждению и исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии детей с тяжёлыми нарушениями зрения возможно только через дифференцированный подход, исходящий из учёта и сочетания нарушенных функций.

Чтобы правильно провести индивидуально-коррекционное занятие по русскому языку, нужно классифицировать навыки, на которые ученик допускает ошибки. Заполняются диагностические карты по результатам анализа учебной деятельности детей :

1. Сформированность графических навыков;

2. Сформированность фонематических представлений;

3. Сформированность орфографических навыков;

4. Сформированность навыков языкового анализа;

5. Сформированность пунктуационных навыков.

1. Графические ошибки:

А) Зеркальное написание букв (с –э, з – е).

Причины:

- несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;

- нарушение пространственной ориентации;

- слабаяконцетрация внимания.

Б) Замена по оптическому сходству (у –д, в – д, ч – г).

Причины:

- недостаточное владение навыка сопоставления;

- несформирован процесс зрительного узнавания и восприятия;

- низкий уровень сосредоточенности, внимания.

В) Замена по кинетическому сходству ( лишний элемент: б-д, х-ж, и-у, ц-щ,и-ш.

Причины:

- нарушение зрительно-моторной координации, слухо- моторной координации;

- нарушение пространственного стереотипа;

- нарушение переключаемости внимания;

- нарушение мелкой моторики пальцев рук.

Г) Недописывание элементов букв.

Причины:

2

- недостаточность самоконтроля;

- недоразвитие мелкой моторики рук;

-плохо знает буквы.

2. Фонетико-фонематические ошибки:

А)- Пропуск букв (кошка – кшка);

- добавление буквы (ноябрь – нояборь);

- перестановка букв (лопата – лотапа);

Причины: ошибки свидетельствуют о нарушении звукового анализа:

- нарушена зрительно-моторная координация;

- низкий уровень логических операций;

- несформированность навыков самоконтроля;

- недоразвитие фонематического слуха;

Б) Замена по акустическому сходству (шубка – субка).

Причины:

- недостаточность артикуляционно – сходных фонем;

- недоразвитие фонематического слуха;

- неумение распределять внимание;

- недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.

В) Обозначение мягкости согласных (рябина – рьабина).

3. Орфографические ошибки:

Все орфограммы разделены на 2 категории:

1) Правила, в которых задано устойчивое написание (жи-ши, ча-ща, чн-чк, словарные слова)

2) Правила, в основе которых лежит алгоритм действия (безударное окончание прилагательных и др.)

Основные формы коррекционной работы.

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.

1) Формирование целостности зрительного восприятия и зрительной памяти.

- Работа с силуэтными контурами, зашумлёнными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр.

- Узнавание хорошо знакомых предметов, изображений, букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе.

- Нахождение сходства и различий в предметах, изображениях, сюжетных картинках, явлениях.

- Восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции.

- Работа с цветными матрицами Равена.

- Упражнения с доской Сегена.

3

- Конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.

- Воспроизведение изображений и их сочетаний по памяти.

- Лабиринты.

- Зрительные диктанты.

- Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерности, расположи симметрично, в зеркальном отражении).

- Различные варианты «корректурных проб».

- Шифрованные диктанты.

2) Развитие изобразительности зрительного внимания.

- Нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слова, числа и т. д.) среди ряда аналогичных изображений.

- Подбор к буквам, выставленным на наборном полотне, таких же у себя на парте.

- Выбор заданной буквы среди букв разных по цвету, размеру, шрифту.

2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.

1) Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

- Пальчиковая гимнастика.

- Упражнения для выработки свободных движений руки.

- Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.

- Работа с конструктором.

- Работа с лекалами и трафаретами.

- Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

2) Развитие зрительно- моторных координаций.

- Работа по зрительно- двигательным траекториям.

- Графические диктанты.

- Упражнения, рассчитанные на зрительно- моторное запоминание.

- Рисование по точкам, пунктиру.

- Рисование орнаментов.

3) Развитие слухо- моторных координаций.

- Слуховые диктанты.

- Шифрованные диктанты.

- Работа по словесной инструкции.

3. Развитие фонематического слуха.

1) Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

- Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности и т. п.

- Воспроизведение ритмичного рисунка на слух.

2) Развитие фонематического восприятия.

4

- Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.

- Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляции или акустическим свойствам.

3) Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

- Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.

- Обозначение гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.

- Составление условно-графических схем.

4. Совершенствование речевого развития.

1) Обогащение и систематизация словаря.

- Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.

- Расширение словаря синонимов и антонимов.

- Обогащение словаря признаков.

2) Развитие устной монологической и диалогической речи.

- Обучение построению высказывания.

- Совершенствование грамматического строя речи.

- Овладение синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно-временные связи.

- Работа над просодической стороной речи.

5. Развитие словесно-логического мышления.

- Формирование умения понимать и задавать вопросы.

- Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.

- Развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их.

- Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.

- Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).

- Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.

- Развитие логического запоминания.

6. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

- Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.

- Дидактические игры на выполнение многошаговых инструкций: по памяти, по опорным значкам.

- Формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану.

- Совершенствование умения планировать свою деятельность.

5

- Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.

- Овладение осознанным планомерным контролем в процессе и при проверке написанного (составление ориентировачных карточек).

- Развитие комбинаторных способностей.

7. Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.

1) Упражнения для развития памяти.

- Развитие зрительной памяти и внимания.

- Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание.

- Развитие слуховой памяти и внимания.

- Обучение приёмам запоминания, мнемоправилам.

2) Предупредительные орфографические упражнения.

- Работа с перфокартами.

- Списывание – текстуальное, выборочное, творческое.

- Списывание с орфографическим заданием.

- Комментированное письмо.

- Зрительные и слуховые диктанты (предупредительные, объяснительные, выборочные).

- Творческие работы (ответы на вопросы, изложения и сочинения- миниатюры).

3) Обучение решению орфографических задач.

- «Орфографическое чтение».

- Формирование навыков морфемного анализа.

- Развитие навыка сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.

Коррекционно-индивидуальное занятие по русскому языку.

В 4 «А» классе был проведён диктант по русскому языку. На основе анализа ошибок, допущенных в диктанте, построено коррекционное занятие.

Классификация ошибок:

1) Графические ошибки :

А) зеркальное написание – путает Э – З (Это - зто);

Причины:

1. несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;

2. нарушение пространственной ориентации;

3. слабаяконцетрация внимания.

Б) недописывание элементов букв (лист –не дописывает букву И)

Причины:

1. недостаточность самоконтроля;

2. недоразвитие мелкой моторики рук;

3. плохо знает буквы.

В) кинетические ошибки – Ц-Т (мать-маць).

Причины:

6

1. нарушение зрительно- моторной координации;

2. нарушение пространственного стереотипа;

3. нарушение переключаемости внимания.

2) Фонетико- фонематические ошибки:

А) пропуск букв (барсучиха-басучиха)

Причины:

1. Нарушение звукового анализа;

2. Нарушение зрительно- моторной координации;

3. Низкий уровень логических операций;

4. Несформированность навыков самоконтроля;

5. Недоразвитие фонематического слуха.

Б) нарушение фонематического восприятия – замена по акустическому признаку (дуб – туп).

Причины:

1. Недостаточность артикуляционных сходных фонем;

2. Неумение распределять внимание;

3. Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.

3) Сформированность орфографических навыков:

1. Правила, в которых задано устойчивое написание

ЧУ-ЩУ (чугун – чюгун)

2. Правила, в основе которых лежит алгоритм действия:

А) правописание безударной гласной, проверяемой ударением (бросает- бросит);

Б) раздельное написание предлогов (у них – уних);

В) окончания глаголов (погреться – погреца);

Г) непроверяемая гласная в корне (барсук – борсук);

Причины:

1. При пропуске безударной гласной – не слышит её, при ударной – нарушен алгоритм, работа по инструкции;

2. снижена работоспособность;

3. нарушен звуковой анализ;

4. Нарушение аналитико – синтетическая деятельности;

5. Несформированность переключаемости внимания.

4) Сформированность пунктуационных навыков:

А) запятая в сложном предложении;

Б) запятая при однородных членах.

Причины:

1. Нарушен алгоритм, работа по инструкции;

2. Снижена работоспособность;

3. Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.

На основании анализа этих ошибок разработан комплекс упражнений по коррекции.

1) Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.

1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

А) пальчиковая гимнастика;

Б) штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

7

2. развитие зрительно-моторной координации:

А) рисование и письмо по точкам и пунктирам.

Письмо в тетради (Исправление ошибок на недописывание элементов букв) :

Полили лилию.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

2) Развитие фонематического слуха:

1. Упражнение в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях:

- Найти звук З:

Коза, скользит, водолаз, звонок, косьба, резина.

- Задание: в вырезке из статьи газеты подчеркнуть фломастером слова с Е – Э.

2. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

- Составление условно-графических схем:

- Упражнение в определении количества слогов.

На какие три группы можно разделить следующие слова:

Барабан, вес, ел, угол, мел, хвалит, катит, говорит, победит.

(односложные, двусложные, трёхсложные).

- Упражнение в определении ударного слога.

1) Школа, птица, ласточка, дерево, девочка.

2) Скворцы, пенал, хороший, учебник, рябина.

3) Прилетел, карандаш, алфавит, наступил.

(в 1 группе – ударение на 1 слог, во 2 – на второй, в третий – на третий).

3) Развитие навыков самоконтроля и самооценки.

А) Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции:

- Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить

слово так, чтобы проверяемая гласная была под ударением.

- Задание: выписать слова, где есть выбор букв:

Руки, берега, лист, бегом, пить, просьба, ноты.

Алгоритм: в слове «руки» орфограмм нет, т. к. нет выбора букв. В слове «берега» - две орфограммы, т. к. есть выбор букв Е-И. Надо писать в обоих случаях Е: проверочное слово – берег, левобережный.

- Задание: прочитать текст и выписать глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркнуть.

Быстро лето пролетело.

Наступил учебный год.

Но и осень нам немало,

Дней хороших принесёт.

Б) Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.

Задание: На отдельной карточке выписаны слова, на которые были допущены ошибки в диктанте, с пропуском буквы на этом месте и с пропуском 2 – 3 строк между словами для работы, которую будет выполнять ученик: вставить пропущенную букву, сделать графическое и словесное комментирование правописания и привести примеры на это правило (на орфограмму – 3 – 5 слов).

8

4) Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.

А) развитие зрительной памяти и внимания.

Задание: Текст записан на доске, анализируются орфограммы. Доску закрывают и текст пишется под диктовку.

- Удивительный урожай моркови и капусты, зелёная полоса картофельного поля, тяжёлые колосья пшеницы, запах земляники, закаляться летом, спортивные достижения.

Б) Развитие слуховой памяти и внимания:

Выбирается небольшой отрывок, запоминается наизусть, затем воспроизводится по памяти.

Глуповата, воровата,

Перед всеми виновата.

Но уходит от беды

С целой головою,

Заметая все следы

Золотой метлою. (Лиса)

Домашнее задание: (формирование навыка морфемного анализа)

Задание: Придумать слова по схеме:

1. Корень (сад)

2. Приставка + корень (поход)

3. Корень + суффикс (домик)

4. Корень + окончание (рука).

Публикации по теме:

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам Индивидуально – дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам. От форм организации зависит обучение.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Конспект урока русского языка в начальной школе «Повторение изученного о глаголе» Тема урока: «Глагол» Место урока: раздел повторения Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: закрепить навыки правописания глагола.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуально-коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей
Опубликовано: 23 июня 2020 в 12:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД