Лучший педагог года

Инновационные формы работы по формированию представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносове

Ирина Вилимавичюте
Инновационные формы работы по формированию представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносове

«Помора сын – ты сыном стал России,

Предугадав ее грядущий час.

И столько смог за жизнь свою осилить,

Что и доныне поражаешь нас …»

Ушаков

Одна из серьезных проблем нашего времени - отторжение подрастающего поколения от отечественной истории и культуры, от общественно-исторического наследия поколений.

Историческое наследие неотъемлемо от знаний о жизни и творчестве нашего великого земляка М. В. Ломоносова.

Публикация «Инновационные формы работы по формированию представлений о жизни и творчестве М, В, Ломоносове» размещена в разделах

В нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова, используя программу «Северная мозаика», созданную на базе нашего детского сада и не имеющая аналогов, автор Томилова И. В. и программу кружка «Изучаем родной край», автор Вилимавичюте И. Р.

При проведении мероприятий мы используем объекты детского сада: мини - музей М. В. Ломоносова, мини - музей «Русская изба», ориентационный зал.

Основная цель - воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма, чувства гордости за богатое духовное и историческое наследие родного края через знакомство с жизнью и творчеством великого земляка М. В. Ломоносова.

Основной принцип – приоритетность регионального исторического наследия: воспитание патриотизма с целью уважения к своему прошлому и настоящему, приобщение к национальному историческому наследию, национально-культурным традициям. Начинать знакомство детей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова должен осуществлять детский сад. Как сделать эту работу интересной для детей? Нами были апробированы различные формы работы. По итогам мониторинга выявлены самые интересные и эффективные - инновационные формы работы с детьми.

Разнообразие форм и методов работы позволяет эффективно вести работу в данном направлении. Перечислю формы работы : НОД с использованием информационных коммуникационных технологий; проектная деятельность; кружковая работа; работа в мини-музеях; экскурсии по местам, связанным с именем М. В. Ломоносова; выставки творческих работ, кроссвордов, созданные детьми и родителями; создание короткометражных фильмов, виртуальных экскурсий; создание и использование в работе авторских дидактических и словесных игр (картотека игр опубликована в сборнике методических разработок ч. 2 «К юбилею Михайло Ломоносова»; досуги; сотрудничество с учреждениями социума; взаимодействие с родителями; использование интернет - ресурсов.

НОД с использованием информационных коммуникационных технологий мы эффективно включаем в различные виды образовательных областей, в т. ч. при ознакомлении детей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова. К юбилею нашего великого земляка было проведено бинарное занятие с использованием ИКТ «Из Холмогор в Москву». На протяжении всего занятия дети выполняли разнообразные задания, проводили опыты в лаборатории, исполняли северные народные песни, водили хороводы. Самым интересным моментом занятия для всех присутствующих оказалось появление М. В. Ломоносова. По отзывам педагогов города, дети показали прекрасные знания о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.

Одним из важных аспектов работы является проектная деятельность. Результатом такой работы стал проект «Ломоносову посвящается…». Тип проекта: информационно – практикоориентированный.

Возраст детей: старший дошкольный.

Продолжительность: долгосрочный.

Проблема: формирование знаний родителей и детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, недостаток в информационном и демонстрационном материале. Цель: расширение представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, тесное взаимодействие с родителями в данной работе, пополнение экспозиции мини – музея М. В. Ломоносова, центров краеведения, CD – теки. Задачи: 1. Формировать у детей и родителей интерес к жизни и творчеству М. В. Ломоносова. 2. В детском саду создать условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников и их родителей интереса к М. В. Ломоносову. 3. Привлечь родителей к работе МДОУ по данной теме.

В результате дети и родители получили знания о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, приняли активное участие в мероприятиях ДОУ, выполнили все задачи проекта, осуществлялось тесное взаимодействие с детьми и родителями по вопросам развития интереса к жизни и творчеству нашего великого земляка М. В. Ломоносова.

Кружок «Изучаем родной край» эффективно работает в приобщении детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре и традициям нашего края. Цикл занятий кружка посвящен ознакомлению детей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова : «В гости к Михайло», «Путь в Москву», «Ломоносовские мозаики», викторина «Что мы знаем о Ломоносове».

В нашем детском саду созданы и функционируют 11 мини – музеев. Работа по ознакомлению с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова проводится в мини – музеях «Русская изба» и мини-музее М. В. Ломоносова «И мы признательные внуки …». Они являются частью образовательного пространства детского сада, связаны с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью.

Мини-музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Это мощное средство восприятия исторического сознания, доступное и интересное не только детям, но и их родителям: обращение к предметному миру старины, подход к культуре прошлого через предметы старины, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставили след те, кто ими владел. А также дает возможность детям видеть то, что окружало Михайло Ломоносова в детстве и в юности, знакомит с образом жизни, традициями того времени.

Мини – музей М. В. Ломоносова «И мы признательные внуки…» функционирует с 2005 г. В нем собран разнообразный демонстрационный и информационный материал, творческие работы детей и родителей, дидактические игры, лаборатория для исследовательской деятельности, CD – тека, научно – популярная и художественная литература. Педагоги и сами воспитанники проводят экскурсии, знакомя детей и родителей с экспонатами мини – музея, играют, проводят опыты, выполняют творческие работы, читают.

Творческая группа педагогов нашего детского сада создала СD – теку, в которую входят презентации («Солнце науки русской» - биография М. В. Ломоносова, «Я иду по земле Ломоносова» - знакомство с родиной Ломоносова, «Имя Ломоносова в Архангельске») виртуальные экскурсии («Памятники М. В. Ломоносову», «Объекты г. Архангельска с именем Ломоносова», «Музей М. В. Ломоносова» и короткометражные фильмы киностудии “Bebi - +”, знакомящие детей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова : «В гостях у бабушки Вали» ч. 1, 2 («Сказ о Ломоносове», «Дети о Ломоносове» на основе рисунков и рассказов детей, «Экскурсия на родину Ломоносову».

Особую роль в ознакомлении детей и родителей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова играют досуги : игры-путешествия, театрализованные игры, поморские посиделки, интерактивные игры с использованием ИКТ.

Наш детский сад тесно сотрудничает с учреждениями социума. В течение года наши дети посещают интересные познавательные занятия в краеведческом музее, в детской библиотеке №3, совершают экскурсии в музей изобразительных искусств, участвуют в мероприятиях музея деревянного зодчества «Малые Корелы», Архангельского педагогического колледжа. Тесно сотрудничаем с МБОУ СОШ №8, Ломоносовским фондом, школой искусств №43 «Тоника».

Творческая группа работников дошкольного учреждения создала группу в «Контакте» и сайт https://veterok113.edusite.ru. Заинтересованные родители имеют возможность ознакомиться с жизнью учреждения через Интернет, просмотреть фоторепортажи и видеоматериалы о различных мероприятиях: экскурсии (к памятнику М. В. Ломоносова, в краеведческий музей, в детскую библиотеку № 3, занятия («Якие мы, поморы!», «Ломоносовские мозаики», «Из Холмогор в Москву», повседневная жизнь (экскурсии, игры в мини-музее). Многие родители с удовольствием посещают наш сайт, общаются на форуме, оставляют отзывы, комментарии.

Ещё один плюс – дистанционное обучение родителей. Мы предлагаем родителям диски из CD - теки; информационный и демонстрационный материал для закрепления дома знаний, используемых на занятиях в детском саду. Если ребёнок пропустил занятия по разным причинам, он может наверстать упущенное, просмотрев дома с родителями представленный материал. А родители, изучив информационный материал, могут объяснить ребенку представленный фильм или иллюстрации.

Знакомя детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством

нашего великого земляка М. В. Ломоносова, мы надеемся, что они сохранят эти знания и чувство гордости за своего великого земляка и будут стремиться к знаниям как Михаил Васильевич Ломоносов.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Презентация «Зимние виды спорта» Я считаю, что сейчас, когда в России полным ходом идет подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи – 2014 года, вопрос спорта и развитие физической.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные формы работы по формированию представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносове
Опубликовано: 14 августа 2013 в 12:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД