Инновационные формы работы по формированию представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносове

Ирина Вилимавичюте
Инновационные формы работы по формированию представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносове

«Помора сын – ты сыном стал России,

Предугадав ее грядущий час.

И столько смог за жизнь свою осилить,

Что и доныне поражаешь нас …»

Ушаков

Одна из серьезных проблем нашего времени - отторжение подрастающего поколения от отечественной истории и культуры, от общественно-исторического наследия поколений.

Историческое наследие неотъемлемо от знаний о жизни и творчестве нашего великого земляка М. В. Ломоносова.

В нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова, используя программу «Северная мозаика», созданную на базе нашего детского сада и не имеющая аналогов, автор Томилова И. В. и программу кружка «Изучаем родной край», автор Вилимавичюте И. Р.

При проведении мероприятий мы используем объекты детского сада: мини - музей М. В. Ломоносова, мини - музей «Русская изба», ориентационный зал.

Основная цель - воспитание у детей старшего дошкольного возраста патриотизма, чувства гордости за богатое духовное и историческое наследие родного края через знакомство с жизнью и творчеством великого земляка М. В. Ломоносова.

Основной принцип – приоритетность регионального исторического наследия: воспитание патриотизма с целью уважения к своему прошлому и настоящему, приобщение к национальному историческому наследию, национально-культурным традициям. Начинать знакомство детей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова должен осуществлять детский сад. Как сделать эту работу интересной для детей? Нами были апробированы различные формы работы. По итогам мониторинга выявлены самые интересные и эффективные - инновационные формы работы с детьми.

Разнообразие форм и методов работы позволяет эффективно вести работу в данном направлении. Перечислю формы работы: НОД с использованием информационных коммуникационных технологий; проектная деятельность; кружковая работа; работа в мини-музеях; экскурсии по местам, связанным с именем М. В. Ломоносова; выставки творческих работ, кроссвордов, созданные детьми и родителями; создание короткометражных фильмов, виртуальных экскурсий; создание и использование в работе авторских дидактических и словесных игр (картотека игр опубликована в сборнике методических разработок ч. 2 «К юбилею Михайло Ломоносова»; досуги; сотрудничество с учреждениями социума; взаимодействие с родителями; использование интернет - ресурсов.

НОД с использованием информационных коммуникационных технологий мы эффективно включаем в различные виды образовательных областей, в т. ч. при ознакомлении детей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова. К юбилею нашего великого земляка было проведено бинарное занятие с использованием ИКТ «Из Холмогор в Москву». На протяжении всего занятия дети выполняли разнообразные задания, проводили опыты в лаборатории, исполняли северные народные песни, водили хороводы. Самым интересным моментом занятия для всех присутствующих оказалось появление М. В. Ломоносова. По отзывам педагогов города, дети показали прекрасные знания о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.

Одним из важных аспектов работы является проектная деятельность. Результатом такой работы стал проект «Ломоносову посвящается…». Тип проекта: информационно – практикоориентированный.

Возраст детей: старший дошкольный.

Продолжительность: долгосрочный.

Проблема: формирование знаний родителей и детей о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, недостаток в информационном и демонстрационном материале. Цель: расширение представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, тесное взаимодействие с родителями в данной работе, пополнение экспозиции мини – музея М. В. Ломоносова, центров краеведения, CD – теки. Задачи: 1. Формировать у детей и родителей интерес к жизни и творчеству М. В. Ломоносова. 2. В детском саду создать условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников и их родителей интереса к М. В. Ломоносову. 3. Привлечь родителей к работе МДОУ по данной теме.

В результате дети и родители получили знания о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, приняли активное участие в мероприятиях ДОУ, выполнили все задачи проекта, осуществлялось тесное взаимодействие с детьми и родителями по вопросам развития интереса к жизни и творчеству нашего великого земляка М. В. Ломоносова.

Кружок «Изучаем родной край» эффективно работает в приобщении детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре и традициям нашего края. Цикл занятий кружка посвящен ознакомлению детей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова: «В гости к Михайло», «Путь в Москву», «Ломоносовские мозаики», викторина «Что мы знаем о Ломоносове».

В нашем детском саду созданы и функционируют 11 мини – музеев. Работа по ознакомлению с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова проводится в мини – музеях «Русская изба» и мини-музее М. В. Ломоносова «И мы признательные внуки …». Они являются частью образовательного пространства детского сада, связаны с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью.

Мини-музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Это мощное средство восприятия исторического сознания, доступное и интересное не только детям, но и их родителям: обращение к предметному миру старины, подход к культуре прошлого через предметы старины, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, на которых оставили след те, кто ими владел. А также дает возможность детям видеть то, что окружало Михайло Ломоносова в детстве и в юности, знакомит с образом жизни, традициями того времени.

Мини – музей М. В. Ломоносова «И мы признательные внуки…» функционирует с 2005 г. В нем собран разнообразный демонстрационный и информационный материал, творческие работы детей и родителей, дидактические игры, лаборатория для исследовательской деятельности, CD – тека, научно – популярная и художественная литература. Педагоги и сами воспитанники проводят экскурсии, знакомя детей и родителей с экспонатами мини – музея, играют, проводят опыты, выполняют творческие работы, читают.

Творческая группа педагогов нашего детского сада создала СD – теку, в которую входят презентации («Солнце науки русской» - биография М. В. Ломоносова, «Я иду по земле Ломоносова» - знакомство с родиной Ломоносова, «Имя Ломоносова в Архангельске») виртуальные экскурсии («Памятники М. В. Ломоносову», «Объекты г. Архангельска с именем Ломоносова», «Музей М. В. Ломоносова» и короткометражные фильмы киностудии “Bebi - +”, знакомящие детей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова: «В гостях у бабушки Вали» ч. 1, 2 («Сказ о Ломоносове», «Дети о Ломоносове» на основе рисунков и рассказов детей, «Экскурсия на родину Ломоносову».

Особую роль в ознакомлении детей и родителей с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова играют досуги: игры-путешествия, театрализованные игры, поморские посиделки, интерактивные игры с использованием ИКТ.

Наш детский сад тесно сотрудничает с учреждениями социума. В течение года наши дети посещают интересные познавательные занятия в краеведческом музее, в детской библиотеке №3, совершают экскурсии в музей изобразительных искусств, участвуют в мероприятиях музея деревянного зодчества «Малые Корелы», Архангельского педагогического колледжа. Тесно сотрудничаем с МБОУ СОШ №8, Ломоносовским фондом, школой искусств №43 «Тоника».

Творческая группа работников дошкольного учреждения создала группу в «Контакте» и сайт http://veterok113.edusite.ru. Заинтересованные родители имеют возможность ознакомиться с жизнью учреждения через Интернет, просмотреть фоторепортажи и видеоматериалы о различных мероприятиях: экскурсии (к памятнику М. В. Ломоносова, в краеведческий музей, в детскую библиотеку № 3, занятия («Якие мы, поморы!», «Ломоносовские мозаики», «Из Холмогор в Москву», повседневная жизнь (экскурсии, игры в мини-музее). Многие родители с удовольствием посещают наш сайт, общаются на форуме, оставляют отзывы, комментарии.

Ещё один плюс – дистанционное обучение родителей. Мы предлагаем родителям диски из CD - теки; информационный и демонстрационный материал для закрепления дома знаний, используемых на занятиях в детском саду. Если ребёнок пропустил занятия по разным причинам, он может наверстать упущенное, просмотрев дома с родителями представленный материал. А родители, изучив информационный материал, могут объяснить ребенку представленный фильм или иллюстрации.

Знакомя детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством

нашего великого земляка М. В. Ломоносова, мы надеемся, что они сохранят эти знания и чувство гордости за своего великого земляка и будут стремиться к знаниям как Михаил Васильевич Ломоносов.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Презентация «Зимние виды спорта» Я считаю, что сейчас, когда в России полным ходом идет подготовка к зимней Олимпиаде в Сочи – 2014 года, вопрос спорта и развитие физической.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Инновационные формы работы по формированию представлений о жизни и творчестве М. В. Ломоносове
Опубликовано: 14 августа 2013 в 12:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Занятие в средней группе на тему «Насекомые»
Утром бабочка проснулась Улыбнулась, потянулась Раз- росой умылась Два- изящно покрутилась Три- нагнулась и присела На четыре- улетела. ( и еще раз. Молодцы...
Фотоотчёт «Последний месяц весны»
Фотоотчёт «Вот и последний месяц весны»! Отметим День победы, Мы майским теплым днем, Прославим своих дедов, И на парад пойдем, Мы славой их...
Статья «Педагогическая культура семьи»
«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю». А. С....