Лучший педагог года

Инновационные формы работы с родителями: актуальность, преимущества, результативность. Портфолио дошкольника

Светлана Соломатина
Инновационные формы работы с родителями: актуальность, преимущества, результативность. Портфолио дошкольника

В данной работе я рассматриваю такую интересную тему, как «Портфолио – эффективное средство учёта и анализа индивидуально—личностных особенностей ребёнка».

Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Её основным принципом является сотрудничество педагогов ДОУ с семьёй. Конечно же, работа с родителями планировалась и осуществлялась всегда. И никто не отменяет традиционные формы взаимодействия с семьёй, но сейчас акцент делается на поиск новых идей, свежих решений и интересных предложений. Одним словом – инновационный подход.

Публикация «Инновационные формы работы с родителями: актуальность, преимущества, результативность, Портфолио дошкольника» размещена в разделах

В этом году в нашей группе детей раннего возраста (от 1,6 до 2 лет) мы внедряем «портфолио». И здесь на первый план выступает проблема адаптации. С «портфолио» в разной мере знакомы все, а я расскажу подробнее «Что такое портфолио?» и дам его краткую характеристику.

Итак, что же такое «портфолио»? Это слово происходит от английского «портфель», папка для документов. Сегодня словом «портфолио» называют список работ специалиста, представляющих его умения, навыки и знания с лучших сторон. Мы адаптируем это понятие для дошкольников.

Цель «портфолио»: учёт и анализ индивидуально – личностных особенностей ребёнка через взаимодействие с семьёй.

Философия учебного портфолио заключается в том, что оно предполагает смещение акцента с того, чего ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Основной смысл портфолио - показать все, на что способен ребенок (А. Л. Пинский).

Разделяют следующие типы «портфолио» :

• Портфолио педагога

• Портфолио воспитанника

• Портфолио семьи

• Портфолио группы

• Портфолио документов

• Портфолио достижений

• Портфолио рефлексивное

Виды «портфолио»: воспитанника, группы, педагогов, смешанное.

Портфолио как комплексная система, рассчитанная на всех субъектов образовательного процесса, при объединении усилий, ресурсов семьи и ДОУ, которая позволит решить проблему качественной индивидуализации через построение партнёрских отношений с семьёй.

Портфолио имеет определенную структуру:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

1) Нормативно-правовые документы

2) Особенности развития детей определённого возраста

3) Информация об учреждении

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК:

1) Полный пакет изучения ресурсов семьи;

2) Пакет регистрации наблюдений за ребёнком дома и ДОУ;

3) Пакет предпочтений ребёнка.

БЛОК СОПРОВОЖДЕНИЯ:

1) Общие методические рекомендации;

2) Индивидуальные методические рекомендации;

3) для выстраивания маршрута развития ребёнка;

4) Консультативный раздел

ЛЮБИМАЯ КНИЖКА РЕБЁНКА

1) Познакомьтесь со мной

2) Я расту («Я умею», «Мне трудно», «Я учусь», «Я научился» (заполняется педагогами и родителями)

3) … по запросам родителей и педагогов (любые другие разделы: «»Моя семья», «Праздники»)

Хочу обратить Ваше внимание на то, что «информационный, диагностический блоки и блок сопровождения» входят в электронную часть портфолио, а папкой предоставляется блок «Любимая книжка ребёнка»

Стоит уделить подробное внимание каждому блоку в отдельности. Итак, в информационный блок входят :

1)Закон об образовании

2)ФГОС ДО

3) Электронные ресурсы

4) Особенности психо-физического развития детей раннего возраста (презентации, Word, видео-информация педагогов)

5)Информация о процессе адаптации (методическая разработка педагогов группы раннего возраста, видео-рекомендации педагога-психолога)

6) Электронные книги и перечень печатных изданий по адаптации

7) Видеофильм о детском саде

8) Видео-обращение воспитателей группы и видео-экскурсия по группе

Диагностический блок включает в себя:

Анкеты

1) «Структуры семьи»,

«Увлечения, нереализованные мечты, хобби»

2) «Владение ИКТ»

3) «Мой ребёнок» (особенности характера, предпочтения, любимые игры)

Творческая работа «Детский сад. Как я его представляю»

1) Бланк наблюдений «Адаптация»

Основу блока сопровождения составляет:

1) Карта адаптации

2) Библитотека игр, их видео-презентация воспитателями

3) Консультации специалистов

Портфолио- комплексная система, рассчитанная на всех субьектов образовательного процесса. Объединяя усилия, ресурсы семьи и ДОУ, выстраивая партнёрские отношения с родителями, мы решаем проблему качественной индивидуализации.

Особенностью блока «Любимая книжка ребёнка» является то, что раз в неделю воспитателями и педагогами заполняются разделы «АДАПТАЦИЯ» и «УСПЕХИ РЕБЕНКА». Родители ведут раздел «ПОДСКАЖИТЕ МНЕ», в котором воспитатели размещают консультации и рекомендации. Туда же вкладываются творческие работы ребенка по рисованию, лепке, аппликации.

«Любимая книжка ребёнка»- это продукт совместного творчества ребёнка, родителей и педагогов. Его цель: поднятие самооценки, мотивация достижения успеха, фиксация успеха в индивидуальном развитии ребёнка.

Предполагаемый результат можно сформулировать цепочкой:

Я умею – Мне трудно – Я учусь – Я научился.

Технология портфолио позволяет:

1) Оптимизировать временной ресурс и охватить большее количество семей;

2) Иметь комплексную картину спектра способностей, склонностей, интересов ребёнка, ресурсного потенциала семьи;

3) Выстраивать индивидуальный маршрут развития ребёнка с учётом его индивидуально-личностных особенностей совместно с родителями.

4) Осуществлять преемственность при переходе ребёнка из группы раннего возраста в младшую группу

На протяжении трёх месяцев мы наблюдаем за созданием «Портфолио» родителями, где они делятся сокровенным: ожидание ими малыша, таинство его рождения, обсуждение имянаречения. А мы – педагоги участвуем в оформлении портфолио, описывая период адаптации. И родители чувствуют, что это не формальность, а искреннее отношение к их малышу.

Мы с уверенностью можем сказать, что создание портфолио не будет мероприятием для «галочки». Потому что начинаем с раннего возраста собирать по крупицам примеры проявления талантов ребёнка, его достижений в образовательных областях, успехи в социализации и коммуникации, фотосюжеты. К выпуску из детского сада «портфолио» будет своеобразным шедевром. Это интересно детям. Они будут вспоминать, какими были и чего достигли. И родителям, которые с умилением относятся к каждому слову и шагу своего ребёнка. А это в свою очередь поможет нам подвести родителей к пониманию того, что они не сторонние наблюдатели, а полноправные партнёры в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте. Если мы (родители и педагоги) объединим свои усилия, то сумеем обеспечить нашим малышам эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома. и просто счастливое детство!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников» Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Инновационные формы работы по взаимодействию педагогов ДОУ с семьей «Инновационные формы работы по взаимодействию педагогов с семьей» Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями,.

Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС «Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС» Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.

«Инновационные формы работы в ДОУ» «Инновационные формы работы в ДОУ» Тема НОД: «Лунтик в гостях у ребят» МДОУ д/с «Дюймовочка» учитель-логопед Аляева М. В. (дети старшей.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС «Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС» Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания и развития.

Инновационные формы работы с родителями Использование средств ИКТ при взаимодействии с родителями – важное условие в развитии речи детей. Актуальность проблемы семейного воспитания.

Инновационные формы работы с родителями. Круглый стол «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его.

Инновационные формы работы с родителями. Семейное развлечение с использованием ИКТ, посвященное Дню отца Развлечение "День Папы". Цель: укрепление сотрудничества с семьями воспитанников, используя средства ИКТ - технологий, привлечение родителей.

Инновационные формы работы со старшими дошкольниками на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности 1 слайд «Во всех, делах при максимуме сложностей, Подход к проблеме всё-таки один: Желанье - это множество возможностей, А нежеланье - миллион.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями и их результативность» Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные формы работы с родителями: актуальность, преимущества, результативность. Портфолио дошкольника
Опубликовано: 1 ноября 2015 в 19:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД