Инновационные подходы к формированию интереса дошкольников к истории и традициям своего народа

Светлана Рябкова
Инновационные подходы к формированию интереса дошкольников к истории и традициям своего народа

Введение.

Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения.

На современном этапе были разработаны Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральные Государственные образовательные стандарты. ФГОС дошкольного образования должен представлять собой в соответствии с действующим законодательством совокупности трёх групп требований - к результатам освоения основной образовательной программы, условиям её реализации и к её структуре. Полная преемственность ФГОС дошкольного и начального образования является содержательной основой для решения проблемы определения статуса дошкольного образования (от 3 до 7 лет) – в качестве первой ступени системы общего образования РФ.

Возникшие противоречия подтолкнули меня поставить цель и описать использование инновационных технологий в моей педагогической работе.

Цель: Привлечь внимания детей к традициям русского народа.

Задачи:

- Формировать мотивацию к получению новой информации о традициях русского народа, способность организовать этот процесс.

- Расширить возможности детей старшего дошкольного возраста в самостоятельном поиске информации по проблеме традиций.

- Приобщать детей к истокам традиций своей семьи и своего народа

ФГОС требует полной перестройке личности педагога и его деятельности в системе образования.

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации Российского образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Кризисное время рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.

В целом есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

В связи с этим возникла необходимость разработки Программы инновационной деятельности в ДОУ.

Родной край, его история - основа,

на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д. С. Лихачев

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребёнка – дошкольника.

Одним из приоритетных направлений работы нашего педагогического коллектива является внедрение инновационных подходов в образовательный процесс. Согласно ФГОС дошкольное образование является начальной ступенью в общем образовании. Поэтому на современном этапе необходимо измениться самим педагогам, пропитаться новаторским духом, развить способности к решению нестандартных творческих задач, владеть продуктивными технологиями и эстетическим взглядом на окружающий мир.

Необходимо понять, что содержанием образования является специально отобранная и признанная обществом система элементов объективного опыта человечества, усвоение которых необходимо для успешной деятельности в определённой сфере. Это содержание собственной деятельности человека.

Мы должны не только принять новшества, освоит их, но и активно создавать и разрабатывать педагогические инновации в условиях ДОУ. Сегодня все педагоги озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса.

Возникает проблема – отсутствие занятий, вследствие которой появились вопросы: «Каким образом получить знания дошкольникам и сразу «Что изменить в работе воспитателей?»

Следовательно нужно перестроить свою работу так, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию, путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию процесса.

Эти противоречия подтолкнули меня поставить цель и описать использование инновационных технологий в моей педагогической работе.

Если раньше мы предоставляли детям готовую информацию, то в современных условиях необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы дошкольник захотел сам добыть информацию – создать мотивацию. Для этого мы организовали экскурсию в выставочный центр п. г. т. Безенчук «Радуга», где дети увидели предметы старины, утварь, одежду народов Поволжья. Возник интерес к быту своего народа в определённый период жизни. Появилась масса вопросов и желание получить новую информацию. Подтолкнули ребят к механизму реализации: разбили их на группы и дали задание подобрать информацию через интернет, просмотреть соответствующую литературу (книги, пообщаться с бабушками.

Настало время использования социального партнёрства и свободного общения с родителями. Мы призвали родителей стать полноценными партнёрами в сборе интересующей информации. В процессе чего у взрослых и детей возрос интерес к совместной деятельности.

Собранная информация была представлена самими детьми, тем самым активизировались планирующая функция речи умение вести монолог, диалог, выслушивать товарищей, высказывать корректно своё мнение. Появился новый мотив – как использовать эту информацию и принято решение – создать музей русской избы в ДОУ. Готовность дошкольников, при помощи родителей, активно участвовать в создании предметно – развивающей среды явился своеобразным показателем становления творческих проявлений. Этот подход создал пространство для жизнедеятельности детей, предоставил максимальные возможности для развития творчества и исследовательского интереса каждого ребёнка.

Развивающую предметно – пространственную среду мы рассматриваем, как поисковое «поле» ребёнка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы их достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такая среда привлекает дошкольников, даёт им творческую энергию, пробуждает желание что-то изменить, сделать своими руками, являясь своеобразной формой самообразования ребёнка, источником его индивидуального опыта.

К нашей совместной деятельности подключились педагоги – единомышленники с ярко выраженным новаторским духом, обладающие способностями решать нестандартные творческие задачи. Музыкальный руководитель привлёк внимание к музыкальным инструментам, которые издавна использовал русский народ (ложки, трещотки, бубны). Этот интерес побудил желание освоить игру на них, узнать историю их появления. Началась проектная деятельность, в процессе которой дети научились воспроизводить несложный ритм игры на музыкальных инструментах, нашли народные хороводные игры, разучили к ним слова, проиграли их, выучили народные песни. Активно подключились родители – появилось желание сшить народные костюмы, выполнить отдельные элементы своими руками (связать лапти).

В процессе проектной деятельности происходило реализация таких развивающих функций как: совершенствование ручной моторики, развитие воображения, творческого мышления, активности и инициативности, формирование к длительным волевым усилиям. Инновационное использование проектных технологий в образовательном процессе было основано на тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов ДОУ. Практико-ориентированное взаимодействие с семьями, интерактивные формы общения способствовали приобретению родителями нового опыта общения с детьми, выработало определённую модель взаимодействия с ними.

Педагоги находились в постоянном поиске инновационных форм организации педагогического процесса, проявляя заинтересованность и профессиональную компетентность. Реализацией поставленной цели всей работы стало: создание фольклорной группы «Топотушки»; проведение праздника «Широкая масленица»; участие в окружном этнографическом фестивале «Самарское кольцо - 2013».

Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени РФ определённую совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы образования. Использование нововведений и переориентации ролевых позиций субъектов образовательного процесса (детей, родителей и педагогов) подтверждает стабилизация инноваций в образовательном процессе ДОУ.

Прикреплённые файлы:

inovacionyepodhody_aufbf.pptx | 7267,46 Кб | Скачан: 140
 
Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду. Дошкольный возраст – это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок очень раним, социально не адаптирован, находится в стадии.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Потешки и стишки
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Инновационные подходы к формированию интереса дошкольников к истории и традициям своего народа
Опубликовано: 26 сентября 2013 в 18:23
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...