Инновационные подходы к освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в ДОУ

Анна Скорченко
Инновационные подходы к освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в ДОУ

Пояснительная записка

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы нашего МБДОУ.

Программа была разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы МБДОУ:

• Анализ управленческой системы (кадровый состав: профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, работа в инновационном режиме, творческие объединения педагогов);

• Конкурентное преимущество МБДОУ по физкультурно – оздоровительной работе;

• Материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);

• Комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: индекс здоровья);

• Анализ результатов физической подготовленности детей;

Разрабатывая проект: «Оздоровление и физическое направление развития воспитанников МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска, мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания развивающей среды и реализации определенных педагогических технологий.

Проект: «Оздоровление и физическое направление развития воспитанников МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска – это комплексная система воспитания

Ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Идея проекта – использование наиболее эффективных оздоровительных практик (народные игры, дыхательная гимнастика, массаж, оздоровительная аэробика, коррекционная гимнастика) в игровой форме с использованием русского фольклора в системе воспитательно-оздоровительной работы.

«Инновационные подходы к освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в дошкольном образовательном учреждении»

Цель проекта:

• Организовать здоровьесберегающую деятельность в МБДОУ таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку гармоническое развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня;

• Приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни;

Задачи проекта:

Оздоровительные задачи:

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

• Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

Образовательные задачи:

• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

• Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

• Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

Воспитательные задачи:

• Воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

• Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к родной природе, создание положительной основы для воспитания экологических чувств;

• Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности;

Актуальность проекта: Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска ведется по программам нового поколения, которые направлены на развитие у дошкольников умственных, творческих, художественных способностей, и способствуют гармоническому физическому и полноценному психическому развитию детей;

База исследования: МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальска

Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы

с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием народных игр, инновационных здоровьесберегающих технологий.

Предмет: Совокупность методов, средств для развития физических качеств и оздоровления детей дошкольного возраста.

Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Методы:

• Анализ научной литературы, программно – методических материалов;

• Прямое, косвенное и включенное наблюдение;

• Опросы, анкетирование;

• Системный анализ социальных, психолого – педагогических факторов, оказывающие влияние на эффективность профилактики оздоровления детей дошкольного возраста;

Принципы:

• Научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

• Доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

• Сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

• Систематичности (реализация лечебно – оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

• Целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели);

• Оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки);

• Адресности (медико-педагогическое воздействие по нозологическим формам заболеваний);

Участники проекта: Дети, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, педагог-психолог;

Возрастная группа: «Дюймовочка» Общеразвивающая 5-6 лет, «Буратино» Общеразвивающая 5-6 лет, «Солнышко» Общеразвивающая 6-7 лет.

Срок реализации: 1 год

Содержание:

1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь):

Осуществляется теоретическое изучение проблемы организации мероприятий по профилактике детских заболеваний, проведение диагностики во всех группах, осуществляется накопление фактического материала, характеризующего состояния изучаемой проблемы;

Разрабатываются различные формы деятельности по проекту: совместно с воспитателями, музыкальным руководителем, медицинской сестры в игровых ситуациях и в форме беседы донести детям нужную информацию («Быстрые ножки», «Разговор о правильном питании», «Что надо есть, если хочешь стать сильным», «Красивая осанка – залог здоровья»).

п/п Мероприятия Сроки Ответственный

1 Консультация для родителей на тему «Когда следует начинать с ребенком заниматься физкультурой»

«Воспитание здорового ребенка. Семейная физкультура» с использованием презентации Power Point Сентябрь Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

2 День Здоровья

Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;

Беседа: «Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни»;

Конкурс на лучшие потешки при умывании;

«Мой веселый звонкий мяч» - развлечение Сентябрь - Октябрь Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

Медсестра Бабушкина Ю. Н.

Воспитатели

3 Диагностика физического развития детей по группам Сентябрь – Октябрь Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

4 Разработка учебных занятий, игр для детей Сентябрь – Ноябрь Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

5 Родительское собрание: «Взаимодействие ДОУ и семьи по образовательным областям «Здоровье» и «Физическая культура» с использованием презентации Power Point Ноябрь Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

2 этап – основной (сентябрь – апрель)

Продолжить поиск эффективных форм и методов по оздоровлению детей. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышение тренированности организма, одновременно создает основу для нравственного, волевого развития ребенка, приобщает к здоровому образу жизни. Поэтому ведущее направление в нашем педагогическом процессе отводится физическому развитию детей.

п/п Мероприятия Сроки Ответственный

1 Открытое занятие на тему «Оздоровительные виды гимнастики» Декабрь Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

2 Оформление фотовыставки «игры и упражнения, направленные на укрепление здоровья малыша» Январь Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

3 Музыкально – театрализованное представление «Секреты здоровья» Февраль Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

Музыкальный руководитель

Коваленко У. Н.

4 Родительское собрание на тему «Здоровый ребенок сегодня – здоровое поколение завтра»; Март Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

5 Физкультурное развлечение с родителями «Постарайся угадать, чем листочек может стать»;

3 этап – заключительный (Май)

Осуществить анализ полученных результатов по физическому воспитанию, который строится с учетом физической подготовленности детей. С этой целью проводится диагностика уровня развития физических качеств, что помогает прогнозировать и корректировать воспитательно – образовательную работу, осуществлять дифференциальный подход, позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

п/п Мероприятия Сроки Ответственный

1 Конкурс на лучшие пословицы и поговорки про здоровье и спорт; Май Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

2 Презентация – анализ проделанной работы Май Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

3 Диагностика физического развития детей по группам Май Инструктор по ФК

Скорченко А. В.

Основные направления проекта:

• Воспитательно-оздоровительные;

• Лечебно-профилактические;

• Коррекционно-педагогическое;

Ожидаемые результаты:

• Снижение уровня заболеваемости;

• Повышение уровня физической подготовленности;

• Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;

• Благотворное влияние на экологическое развитие, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья;

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья (диагностика физической подготовленности, физических качеств, индекса здоровья).

Публикации по теме:

«Тропа здоровья» в нашем детском саду«Тропа здоровья» в нашем детском саду Для сохранения и укрепленияздоровья дошкольников в МАДОУ ДСКВ "Солнышко" созданы условия для реализации физкультурно - оздоровительного.

Здоровьесберегающие технологии в детском садуЗдоровьесберегающие технологии в детском саду От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Инновационные подходы к освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в ДОУ
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 19:55
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ресторан для птиц» — с заботой о пернатых. Фотоотчёт
Трудно птицам зимовать, Нужно птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. А. Чепуров Каждый...
И снова о совах. Мастер-класс лепки совы с детьми старшего возраста
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сегодня покажу вам мастер-класс по лепке совы из пластилина с детьми старшей группы. Ребята с...
Аппликация во второй младшей группе «Снеговик»
Цель: - закреплять знания детей о круглой форме, также о различии предметов по величине; - учить детей составлять изображение из частей, правильно их...
Коллективное творчество на зимнюю тему. Фотоотчёт
Как хорошо, что ещё продолжается зима! Дети с удовольствием выполняют творческие работы на зимнюю тему и радуют своих родителей маленькими подарками. Но...
«Новогодняя сказка для малышей» — оформление группы
В преддверии Нового года, конечно хочется сюрпризов, чего-то красивого, волшебного, вот и мы в нашей группе решили создать настоящую новогоднюю сказку! На...