Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

римма пащенко
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Есть такие уголки на земле, где можно отдохнуть душой, подумать о красоте мира, помечтать и вернуться в детство… И необязательно ехать на знойные Гавайи или жаркий Кипр. В Ставропольском крае есть «Зеленый островок детства», именно так называют Дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Здоровье» г. Ставрополя, попадая на его территорию и видя красоту экологического микроландшафта, которая сама по себе оказывает позитивное влияние на его «обитателей».

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

МБДОУ №6 «Здоровье» г. Ставрополя функционирует с мая 1988года. В детском саду воспитываются 287 детей (2-7 лет, которых окружают творческие, инициативные, уважающие личность ребенка путеводители по миру детства – педагоги (31чел., любящие своих воспитанников, ежедневно заботясь и отдавая свое сердце для того, чтобы оставить после себя «свой яркий след, свои живые всходы».

Все мы родом из детства. Помните, каким ярким, незабываемым был каждый наш день в этом возрасте. Как много тайн открывалось нам, как любили мы потаенные, тенистые уголки природы, когда в душе рождалось чувство гармонии с миром, единения с ней. Счастливы те дети, которые могут выезжать в деревню, на дачу, бывать в лесу. Трудно переоценить профилактическую, эмоциональную и целебную силу трав, цветов, деревьев, водоемов. Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая развитие личности ребенка посредством правильной организации детской деятельности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся не только внутренние помещения детского сада, но и природная среда, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения. Стремясь компенсировать своим воспитанникам вынужденную удаленность от мира природы, на сравнительно большой по площади территории – 0,9 га., площадь озеленения составляет 3973 кв. м, педагогический коллектив поставил целью создать своеобразный «ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВОК ДЕТСТВА» с многообразной флорой и фауной, противостоящий загазованной, густозаселенной городской среде и вот уже в течение двух лет работает над проектом по улучшению эстетического и экологического состояния территории детского сада, которая привлекает детей и родителей, радует глаз прохожих своей ухоженностью, неповторимостью, эстетичностью.

Идея проекта в рамках городской многофункциональной практической лаборатории «Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений города Ставрополя» заключается в комплексном подходе к улучшению окружающего природного дизайна в образовательных учреждениях города и выполнению инновационных и прикладных исследовательских задач, связанных с созданием биологического комплекса, обеспечивающего более тесный контакт детей с природой и решение задач по экологическому образованию и охране природы в условиях городской системы образования.

Поэтому перед педагогическим коллективом была поставлена цель -преобразовать предметно-развивающую среду территории посредством создания новых природных, спортивно-игровых и оздоровительных зон.

В ходе ее реализации решались следующие задачи:

- переоборудование спортивно-игровых комплексов;

- создание новых природно-ландшафтных, оздоровительных зон;

спортплощадки;

игровые площадок и павильонов;

цветников;

автогородка;

поляны сказок;

огорода;

уголка леса;

питомника хвойных и лиственных пород деревьев;

экологических зон, используя монументальные и декоративные скульптуры;

сухого ручья,

розария.

-озеленение каждой функциональной зоны, учитывая имеющиеся насаждения и элементы для декора.

-подбор цветочно-декоративного материала, использование разностилевых элементов и малых архитектурных форм для комплексного оформления территории ДОУ.

- повышение социальной активности педагогов в развитии экологической среды дошкольного учреждения;

- вовлечение родителей, социальных партнеров в переустройство территории детского сада.

Учитывались рекомендации Н. А. Коротковой о построении «пульсирующего» пространства, которые подразумевают условное деление его на три части: зону для спокойной деятельности, зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства, рабочую зону. Вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья, служащие преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни. Использование разнообразных пород деревьев, обладающих разными интересными качествами позволяет создавать благоприятный микроклимат: клен имеет крупную и красивую листовую пластинку, дает густую тень; ясень интересен гроздьями семян, которые остаются на всю зиму; липа прекрасна своим ароматом в разгар лета; рябина красиво цветет и дает гроздья ягод, которые привлекают птиц; тополь является хорошим пылесборником; черемуха замечательно цветет, пахнет и выделяет фитонциды. На территории применены разнообразные ландшафтно-архитектурные формы посадки деревьев:

- рядовые;

- аллеи вдоль центральной дорожки;

- групповые и индивидуальные посадки из различных пород деревьев. Кустарники создают нижний защитный ярус

и играют роль «живой изгороди» между участками. Древесную растительность дополняет сплошной травяной покров всей территории, кроме подъездных путей и дорожек. Каждый прогулочный участок, а также вся территория в целом условно подразделены на 3 зоны:

- спокойная: для организации спокойных игр, художественно-творческой деятельности, отдыха детей, релаксации;

- средней интенсивности: центры воды и песка, мини-лаборатории, культурные уголки; экосистемы для организации познавательной и трудовой деятельности;

- высокой интенсивности: зона подвижных игр, физкультурно-игровые комплексы, спортивные сооружения и оборудование. Для физического развития детей на территории детского сада переоборудован спортивно-игровой комплекс, включающий волейбольную, баскетбольную, гимнастическую, городошную площадки, яму для прыжков в длину, беговую дорожку, плескательный бассейн и другое спортивное оборудование.

Зоны релаксации расположены по всей территории детского сада. Это небольшие открытые беседки, закрывающие от солнца, перголы, увитые декоративным виноградом, вьющимися цветущими растениями, в которых дети могут уединиться, отдохнуть, пообщаться с товарищем, родителями;

Мини–водоемы - это центр воды, лаборатория, в которой можно провести исследования и узнать о свойствах предметов, а также отдохнуть, насладиться прохладой, поиграть с водой. Все вышеперечисленные компоненты предметно-развивающей среды находятся в непосредственной близости друг от друга и позволяют воспитателю создавать «пульсирующее» пространство и одновременно организовывать несколько видов деятельности в зависимости от желания детей.

На «полянах сказок», под кроной ивы, где хозяйничают сказочные персонажи можно спрятаться от знойного солнца, почитать сказки, побеседовать на интересные темы.

Скульптуры героев сказок приглашают всех в сказочный мир детства. Педагог легко может организовать театрализованную деятельность, используя переносные легкие ширмы, разнообразные виды театра, элементы костюмов.

Природно-ландшафтный комплекс дошкольного учреждения, состоящий из системы ландшафтных блоков, включает в себя следующий экологические объекты: огород-ягодник, каменистый сад, уголок нетронутой природы, микромодель луга, уголок здоровья, сухой ручей, зону клумб, питомник хвойных пород деревьев (сибирская сосна, рельефное сооружение «ЗАМОК У ПРУДА».

На огороде дети имеют возможность наблюдать за ростом растений, отмечать стадии развития растений в огородной книге. В фруктовом саду представлены разновидности плодово-ягодных деревьев: абрикос, кизил, черешня, смородина, малина, алыча, рябина. Каменистый сад придает территории детского сада величественность, усиливает ощущение масштабности, привлекает своей необычностью,- рокарий, приподнятая клумба, выложенная из камня. Камни-солитеры символизируют вечность, покой, неизменность бытия. В рокарии произрастают: молодило, василек, ирисы, астра карликовая, молочай альпийский, гвоздика-травянка, очиток или седум, настурция, портулак, бегония клубневая, барвинок, скальник.

Уголок нетронутой природы – это небольшая озеленённая территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека. «Горшечный сад» - идеальное декоративное оформление для входного крыльца, групповых веранд, тротуарных переходов и дорожек между участками. Весной растения-однолетники, высаженные в кашпо, выставляются на территории детского сада. Гармонично подобранные мини-композиции из трех-четырех видов растений, сочетание цветочных и овощных культур придают необычность, оригинальность, красочность.

Для вертикального озеленения используются вечнозеленые хвойные растения: ели, туя; из вьющихся: декоративный виноград, клематис, плющ. тропы на территории дошкольного учреждения. Формы и методы работы на экологической тропе разнообразны: экологические занятии, экологические игры, экскурсии, игры-инсценировки, театрализация, спортивно-экологические праздники, чтение литературы, тематические акции.

Ансамбль разнообразных цветников представляют: клумбы, рабатки, миксбордеры, рокарий, альпийские горки, цветочные бордюры.

Цветники расположены на каждом прогулочном участке и в комплексе выполняют триединую задачу – развивающую, обучающую и воспитательную. Используя клумбу в образовательном процессе, педагог подводит детей к тому, что природой можно не только восхищаться, наслаждаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

Предметное окружение, созданное руками педагогов, детей, родителей приносит радость, дарит ощущение тепла, комфорта, эмоциональной удовлетворенности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, территория дошкольного учреждения имеет неповторимый привлекательный облик и воспринимается как культурный и эстетический центр жилого микрорайона, города.

Таким образом, все эти изменения способствовали улучшению экологизации и эстетического состояния микросреды и имиджа ДОУ, рационального их использования в соответствии с воспитательно-образовательными задачами в условиях городской системы образования.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
Опубликовано: 7 октября 2013 в 17:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...