Интерактивные формы и методы работы с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении

Ольга Федорова
Интерактивные формы и методы работы с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

(китайская пословица)

Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках ФГТ направлена на последовательный переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

2. Повышение уровня активности и самостоятельности;

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В чем же преимущества использования интерактивных методов работы в дошкольном учреждении?

Во-первых, значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых, реализуются те стороны личности, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Работу мы строим от простого к сложному, логически обоснованно, интерактивные формы, на наш взгляд, соответствовали содержанию. Выстраивая систему методической работы, в настоящее время мы используем некоторые традиционные /например, тренинг, круглый стол, семинар-практикум/ и новые формы обучения /деловая игра, мастер-класс, банк идей/. На стендовых докладах вы можете увидеть некоторые такие мероприятия.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, обучение нестандартным выходам из проблемной ситуации.

Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Педагоги оказались в наиболее сложной ситуации, так как их труд даже в стабильные времена отличался высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность процесса воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, родителями.

Традиционно психологический тренинг применяют для развития навыков самопознания, самопонимания, рефлексии, изменения отношения к себе, другим, выработке навыков саморегуляции, развития эмоциональной гибкости, для улучшения социальной адаптации участников, углубления опыта психологической интерпретации поведения других людей.

Эффект тренинга:

Развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов.

Формирование умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения.

Повышение самооценки, уверенности в себе.

Развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить.

Повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию.

Еще одним эффективным методом интерактивного обучения является презентация – это наглядный вариант лекционного и практического материала.

Этот метод был нами использован при проведении педагогического совета по изучению педагогами современных здоровьесберегающих методов и технологий. Презентация включала в себя не только представление современных развивающих методов и технологий, таких как сказкотерапия, музыкотерапия и другие, но и возможности их применения в работе педагогов.

После презентаций на семинаре завязалась дискуссия, педагоги, выступая в роли оппонентов, высказывали свои мнения, приводили доводы в защиту или сомнения эффективности использования того или иного метода, технологии.

Деловая игра эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Она предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

Деловая игра может быть использована не только как итоговое занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы.

Мастер-класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определённых знаний по специально подобранной теме.

Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Основные задачи мастер-класса:

• Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

• Повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

• Распространение передового педагогического опыта;

• Внедрение новых технологий обучения и воспитания.

При организации мастер-класса в детском саду мы руководствуемся формулой: «Как? Для кого? Чему научит?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенными, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.

Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс – это не лекция или доклад, в нем могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовать, «зацепить» слушателя.

Разрабатывая мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию, т. е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?». Более всего мастер-класс будет полезен:

- для педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием и т п. ;

- для педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности.

Основным условием успешного и эффективного мастер-класса является наличие педагога-мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслуживающего признание со стороны своих коллег. Как правило, такой педагог удовлетворяет следующим формальным критериям: специальное, желательно высшее образование, высшая квалификационная категория, значительный опыт работы, желательно наличие публикаций программно-методического характера.

По формам мастер-класс традиционно проводится:

- с педагогами и для них без участия детей;

- с группой детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории.

Мастер-класс предполагает:

- описание общего алгоритма работы;

- анализ одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности;

- обратную связь для участников: они могут принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;

- ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.

Некоторые интерактивные формы работы наши педагоги переносят и на работу с родителями. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность - это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату. Именно это позволяет нам в практике работы осуществлять переход от традиционных форм работы с кадрами к новым, позволяющим в большей степени учитывать динамику роста профессионализма педагога. Постепенно увеличивается количество педагогов, стремящихся к активному саморазвитию, они растут профессионально, повышается уверенность в своих силах.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами постепенно приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Но сказать, что, выстроив свою систему работы с кадрами по повышению профессиональной компетентности педагогов, мы решили все вопросы, конечно, нельзя. Проблем ещё много.

И в заключении еще одна истина: "В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по-разному" (И. Ф. Гербард). Перед каждым педагогом детского сада поставлена сложная, но разрешимая задача - "оказаться во времени". Задача методической службы - создать условия для успешного решения этой задачи.

Публикации по теме:

Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?»Опыт. «Как пронести стаканчик с водой, не касаясь руками?» Китайская пословица гласит: "Расскажи- и я забуду,покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму".Усваивается всё крепко и надолго,когда.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Интерактивные формы и методы работы с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении
Опубликовано: 28 августа 2013 в 12:22
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...