«Исследовательская деятельность дошкольников. Влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений»

Светлана Юрьевна Шапкина
«Исследовательская деятельность дошкольников. Влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений»

Конспект

Открытого занятия в старшей группе

"Исследовательская деятельность дошкольников. Влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений".

Детское экологическое объединение

Педагог дополнительного образования

Шапкина С. Ю

Задачи:

Учить строить свои взаимоотношения с комнатными растениями на основе осознания их значимость;

развивать исследовательские навыки, обощая и делая выводы;

Закреплять знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью условных обозначений;

Воспитывать любознательность к окружающему миру.

Обогащение словарного запаса: "лаборатория",

"микроскоп",

"учебные - исследователи",

"плодородная" (почва).

Предварительная подготовка:

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, д. и., зарисовки опытов по выявлению влияния факторов неживой природы на рост и развитие растений, знакомство с микроскопом, настольно - печатные игры.

Материал:

Карточки с условными обозначения живой и неживой природы, белые халаты на каждого ребенка. 2 микроскопа, ящик ощущений, оборудоание для опытов с песком, глиной, почвой, обруч.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, давайте с вами поиграем в игру "Живая - неживая" природа. Если я называю объект живой природы, вы хлопаете в ладоши, если неживой - то не хлопаете. Договорились? Тогда начинаем. (Воспитатель называет: дерево, земля, листики, цветок, камень, вода, птица, воздух, радуга, растение). Молодцы, вы были очень внимательны и все выполнили правильно.

А ещё ребята, я хочу предложить очень интересное задание, и если вы с ним справитесь, то отправитесь в настоящую лабораторию, где будете исследовать тайны природы.

- Возьмите себе по одной карточке с условными обозначениями живой и неживой природы. У меня есть два дома (два круга, а ваши карточки - жильцы моих домов. Один дом, его я обозначу цветочком - для жильцов живой природы, а другой дом, его я обозначу солнышком - для жильцов неживой природы. Подумайте внимательно и расселите 2жильцов" по домам. (Дети выполняют).

Воспитатель:

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание? Это у нас какая природа? Живая, кто живет в этом доме (Животные, птицы, насекомые, растения). А это? неживая. Кто здесь живёт? (воздух, почва, ветер, вода).

- Дети, а как одним словом сказать? Что это?

- Это природа. А как это обозначать? (Нарисовать большой круг, выложить ниточкой, можно обозначить обручем).

Воспитатель:

Вот мы и построили с вами большой дом природы, в котором есть и живая природа и неживая природа.

Воспитатель:

Ребята. вы справились с этим заданием, поэтому я предлагаю вам надеть белые халаты и стать учёными исследователями. (Дети и воспитатель одевают халаты). Итак, мы отправляемся с вами в лабораторию. Я хочу показать вам удивительную коробку.

Воспитатель:

Что за чудо перед вами

Без окошек, без дверей

В рукава засунув руки

Вы узнаете, что в ней.

(Дети по очереди определяют, что в коробке песок, глина, почва).

- А сейчас отгадайте загадку:

В почву я его сажаю

Аккуратно поливаю,

Поливаю, берегу

Подарить его могу.

- Правильно, это комнатное растение, это цветок.

(Выставляю детям комнатное растение - бальзамин).

- Как называется это растение? (Бальзамин).

Воспитатель:

Это растение в народе прозвали Ванька - мокрый. как вы думаете, почему? (Любит воду). А что у растения в земле? (Корень). А зачем нужно рыхлить почву? (Чтобы к корням поступал воздух). А в вода есть воздух? Давайте проверим.

Опыт:

Дети дуют в трубочку в стакан с водой, обнаруживают пузырьки.

Вывод:

В воде есть воздух.

Дети, а как вы думаете, могут наши растения расти в песке? А в глине? Почему нет? Сейчас мы это и будем исследовать. И воспользуемся прибором, с которым мы уже знакомы.

- Кто помнит как он называется? Микроскоп - это удивительный прибор с волшебным стеклом, которое помогает увидеть то, что нельзя увидеть невооружённым глазом. но сначала давайте проверим, пропускает ли песок воду?

1. Опыт с песком.

Вывод: песок хорошо пропускает воду. Почему? Рассматривание песка (влажного) в микроскоп.

Вывод: песок состоит из песчинок. Частицы песка не соединяются друг с другом, между ними есть воздух. Предложить детям стать песчинками.

2. Опыт с глиной.

Вывод: глина не пропускает воду Почему? рассматривание глины (влажной) в микроскоп.

Вывод: частицы глины плотно прижаты друг с другом, между ними нет воздуха, поэтому глина не пропускает воду. Предложить детям стать частицами глины.

3. Опыт с почвой.

Вывод: часть воды прошла часть осталась. Почему? Рассматривание почвы в микроскоп.

Вывод: в почве есть частицы песка, и частицы глины, и другие питательные частицы называется плодородной. предложить детям стать частицами почвы.

- Дети к какому выводу мы с вами пришли? В какой почве лучше будет расти растение?

- В плодородной почве.

Воспитатель:

Ребята, а вот дети младшей группы не знали этого и посадили растение в песок и глину. Посмотрите, что произошло с растениями? (Они заболели).

- Давайте на следующем занятии нарисуем этим детям условное обозначение для почвы и подарим им. а теперь, дорогие исследователи, скажите, что же нужно для роста растений?

Дети:

Растениям нужны свет, тепло, вода, и почва.

Воспитатель:

А нам это нужно? Да.

Значит мы и растения похожи? Да.

А чем?

Дети:

Человек растет и растение растет.

Человек питается и растение питается

Человек дышит и растение дышит.

Человек двигается и растение двигается.

Человек размножается и растение размножается.

Ребята, вот и подошла к концу наша работа в лаборатории. Кому чем понравилось заниматься? Воспитатель называет отличившихся, хвалит за старание, аккуратность. Дети выходят из лаборатории, снимают халаты.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Перспективное планирование с учетом ФГТ по программе «Детство», старшая группа № недели 1 неделя Тема: Я среди людей Вид непосредственнообразовательной деятельности Понедельник Коммуникативная Развитие речи «Что.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Весна
Автор публикации:
«Исследовательская деятельность дошкольников. Влияние факторов неживой природы на рост и развитие растений»
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 12:03
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....